МОСКВА КАК ЦЕНТР НАУКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОСКВА КАК ЦЕНТР НАУКИ

Крысанова Е.Н., Терехова Ю.К., Валуева О.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: В работе рассматривается научная деятельность Москвы, как центра науки. Сравнивается степень прогресса столицы и регионов России и анализируется зависимость между ними. Представлен рейтинг субъектов РФ по уровню научного развития. Выявлены причины концентрирования образовательных центров в столице. Рассмотрен вопрос влияния Москвы, как крупнейшего центра развития науки, на другие регионы.

Введение. Актуальность темы исследования

Москва является не только крупнейшим городом Российской Федерации, но и сосредотачивает огромный научный потенциал, эффективная работа которого позволит решить множество экономических, политических и социальных проблем в стране.

Развитие науки и образования в Москве разительно отличается от других регионов. Действительно, Москва концентрирует основные массы профессорско-преподавательского состава и студентов.

Реализация государственных программ «Образование» и «Модернизация региональных систем образования» позволила обеспечить регионы новой, усовершенствованной техникой, что, конечно же, способствует концентрации научных кадров в регионах, а не только в Москве. Но эти меры – недостаточны.

Приток населения, в том числе высококвалифицированных специалистов в столицу, высок, как и прежде.

Рассматривая нерешенные проблемы, перед авторами статьи встал ряд задач и вопросов, на которые они старательно искали ответы, прибегая к книгам, интернет-сайтам, рейтинговым и статистическим данным.

Степень концентрации и эффективность научного потенциала в Москве.

Москва — столица Российской Федерации, крупнейший в стране и наиболее важный экономический, политический, культурный и научно-производственный мегаполис. По данным 2008 года здесь сконцентрировано более трети научного потенциала России, в том числе: 22% научных организаций, почти треть от общей численности научных работников в стране, более половины докторов наук, свыше 44% кандидатов наук, 19% студентов. Общий научно-образовательный потенциал, который включает высокопрофессиональные кадры, сосредоточенные в Москве, составляет порядка 60% научно-технического потенциала страны. В городе действует более 1,5 тысяч общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, свыше 1800 учреждений дошкольного образования, около 400 библиотек, среди которых старейшая публичная библиотека России — Научная библиотека МГУ. Здесь расположена Российская академия наук (РАН), в состав которой входит множество научных учреждений, 78 научно-исследовательских институтов и ряд отраслевых академий. В городе функционируют 105 государственных и 118 негосударственных ВУЗов. Так же выделяют 11 ВУЗов, которые имеют статус национальных исследовательских университетов, которые являются активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении через инновационную деятельность [3].

Специалистами Центра исследований и статистики науки была разработана методология анализа научно-технического и инновационного развития субъектов Российской Федерации. Она включает анализ 13 индикаторов, в том числе научной деятельности в том или ином субъекте Российской Федерации. Для формирования синтетического индикатора оценки научной деятельности использовались два основных показателя - уровень материально-технического обеспечения исследований и разработок и уровень финансирования науки. Обобщенные данные рейтинга о научной деятельности в субъектах Российской Федерации приведены в таблице 1.

Судя по данным таблицы, не смотря на то, что в Москве сконцентрирован огромный научный потенциал, эффективность его использования небольшая. Москва и Санки-Петербург находятся только в середине рейтинга по развитию научной деятельности. В то же время некоторые регионы Кавказа, Севера России, Дальнего Востока, Поволжья имеют хорошие показатели индекса развития научного потенциала.

Таблица 1

Группировка субъектов Российской Федерации по развитию научной деятельности

Группа субъектов

Наименование субъекта

Регионы с максимальными показателями

Карачаево-Черкесская Республика, Мурманская область, Ленинградская область

Регионы с показателем выше среднестатистического

Сахалинская область, Ханты-Мансийский АО, Самарская область, Камчатская область, Ульяновская область, Приморский край, Тюменская область, Магаданская область, Смоленская область, Рязанская область, Московская область, Красноярский край, Краснодарский край, Ярославская область

Регионы с показателями, близкими к среднестатистическим

Нижегородская область, Курская область, Пермская область, Челябинская область, Томская область, Вологодская область, Кировская область, Астраханская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Москва, Республика Коми, Республика Мордовия, Владимирская область, Калининградская область, Алтайский край, Хабаровский край, Свердловская область, Калужская область, Санкт-Петербург, Тамбовская область, Чукотский АО, Ростовская область, Республика Татарстан, Омская область, Иркутская область, Липецкая область, Республика Башкортостан

Регионы с показателями ниже среднестатистических

Удмуртская Республика, Воронежская область, Читинская область, Амурская область, Тверская область, Пензенская область, Архангельская область, Саратовская область, Кемеровская область, Орловская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Алтай, Курганская область, Ставропольский край, Еврейская автономная область, Республика Карелия, Новгородская область, Волгоградская область, Тульская область, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Марий Эл, Республика Дагестан, Чувашская Республика, Оренбургская область, Республика Тыва, Брянская область, Белгородская область, Республика Ингушетия, Ивановская область, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Костромская область, Республика Калмыкия, Псковская область, Республика Хакасия, Чеченская Республика

Составлено автором по данным: [6]

Причины притока жителей и высококвалифицированных кадров в Москву.

Число жителей Москвы с каждым годом все больше возрастает (рис.3). В основном, это обусловлено переездом жителей из различных регионов страны в Москву.

Рис. 3. Изменение численности населения Москвы с 1990 по 2014 гг., млн чел.

Источник: [7]

Авторы статьи выделяют следующие причины притока населения в Москву.

  • Во-первых, столица предоставляет больше перспектив, нежели другие города страны.

  • Во-вторых, в Москве в большей степени решен вопрос трудоустройства, чем в других регионах. Здесь представлен широкий рынок вакансий, есть перспектива карьерного и профессионального роста. Через Москву проходят основные капиталы страны. Высокая относительно других регионов заработная плата играет тоже большую роль.

  • В-третьих, в Москве жизнь наиболее безопасна, здесь относительно более развито социальное обслуживание.

  • В-четвертых, в Москве хорошо развита инфраструктура, высокий уровень образования. Согласно расчетам, выполненным сотрудниками Московского Государственного Университета им.М.В.Ломоносова, Москва занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по «Индексу качества жизни в регионах России» (табл. 2).

Авторы статьи не могут не отметить, что происходит падение престижа науки в обществе, понижается уровень информационного обеспечения научной деятельности

Таблица 2

Субъекты Российской Федерации – лидеры

по индексу качества жизни в 1 квартале 2010 гг.

Название субъекта федерации

Индекс качества жизни

1

Москва

80.288

2

Санкт-Петербург

74.604

3

Московская область

68.794

4

Тюменская область

68.222

5

Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

67.234

6

Республика Татарстан

66.765

7

Сахалинская область

64.904

8

Ямало-Ненецкий авт.округ

64.873

9

Краснодарский край

64.844

10

Камчатский край

64.775

11

Белгородская область

64.646

12

Липецкая область

64.097

13

Тульская область

63.214

14

Свердловская область

62.868

15

Самарская область

62.771

16

Тамбовская область

62.709

18

Ненецкий авт.округ

61.747

Источник: [4]

Выводы.

Авторы пришли к следующим выводам:

  • Москва является научным центром России и в ней сосредоточена большая часть экономического, политического, культурного и научно-производственного потенциала страны.

  • Государственная поддержка развития науки в Москве нарастает с каждым годом. Научный центр Сколково, государственные программы поддержки молодых ученных, Программа государственной поддержки науки – все это способствует к дислокации большого количества ученых в столице нашей Родины. И как следствие наука Москвы вносит все больший вклад в результативность научного комплекса России.

  • Обострение проблем миграции населения и высококвалифированных кадров в Москву в современных условиях требует более целенаправленного регулирования миграционных процессов со стороны государства.

Литература:

  1. Дежина И. Г. Утечка умов из постсоветской России: эволюция явления и его оценок // Науковедение. — 2002. — № 3; Дежина И. Г. Государственное регулирование науки в России. — М.: ИМЭМО РАН. — 2007 (Гл. 4 «Государственная кадровая политика и ее результаты»).

  2. Красинец Е.С., Тюрюканова Е.В. Интеллектуальная миграция // Экономист. - 1999. - N 3. - С.69-75.

  3. Постановление Правительства Москвы No 195-ПП от 25 марта 2008 года «О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008»

  4. Информационный сайт «Русские и Россия». Рейтинг качества жизни в регионах России. Режим доступа: http://russkie.ucoz.ru/news/rejting_kachestva_zhizni_v_regionakh_rossii/2010-07-21-1. Дата обращения: 31.01.2015

  5. Официальный сайт газеты «География» издательства «1 сентября». Е.Л.Плисецкий «Современные миграционные процессы в России». Режим доступа: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200303705. Дата обращения: 31.01.2015

  6. Официальный сайт Информационно-аналитического бюллетеня Центра исследований и статистики науки. Богачев Ю.С., Винокуров В.И. «Сравнительный анализ научно-технического и инновационного развития субъектов Российской Федерации». Режим доступа: http://np.tu-bryansk.ru/doc/any/22.pdf. Дата обращения: 31.01.2015

  7. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия». Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F1%E5%EB%E5%ED%E8%E5_%CC%EE%F1%EA%E2%FB. Дата обращения: 31.01.2015

Просмотров работы: 4058