БЛОГ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БЛОГ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Сагынгалиев М.А. 1
1Евразийский Национальный университет им. Л.Н.Гумилева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инновационные подходы в обучении иностранных языков

Современному обществу необходимы образованные, квалифицированные специалисты, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, истинные патриоты своей Родины, уважающие культуру, научные достижения, традиции других стран и народов. В связи с этим, была принята концепция гуманизации общественно-экономических отношений, где главная роль отводится модернизации казахстанского образования. Ориентация на гуманистические идеалы предполагает приоритетность интересов личности, создание творческой атмосферы в обучении и обеспечение общекультурного развития учащихся. Важнейшая часть образовательного процесса - личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником, которое требует изменения основных тенденций, совершенствования образовательных технологий. Именно изучение иностранных языков может рассматриваться, как одно из важнейших средств гуманизации и гуманитаризации образования.

В ХХI веке интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Такими инновационными технологиями являются: развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, уровневая дифференциация, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру, обучение в сотрудничестве, самовоспитание и автономия, интеграция, а также - здоровьесберегающие, исследовательские, информационно - коммуникативные и личностно - ориентированные технологии. При такой целевой установке познавательные универсальные действия являются одним из ведущих компонентов образовательного стандарта. Это объясняется тем, что одной из составляющих психического развития ребенка является его познание, подразумевающее сформированность научной картины мира, способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, овладение методологией, стратегиями и способами обучения, развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти, внимания, рефлексии. В связи с этим, познавательные универсальные действия включают:

-действия по извлечению информации;

-способность ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

-способность делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

История педагогики богата не только новациями в области методов и организационных форм обучения. На разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических средств в учебный процесс. Все делалось для повышения эффективности предлагаемых инноваций и учебного процесса в целом. В конечном итоге в педагогике, дидактике всегда преследуется одна единственная цель - воспитание и образование подрастающего поколения. Очень мало технических устройств было разработано специально для учебного процесса. Пожалуй, в этом ряду можно назвать лишь графопроектор и лингафонное устройство для уроков иностранного языка. Все остальные технические средства педагоги заимствовали из быта, такие как граммофон, проигрыватель, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, наконец - компьютер. Эти полезные вещи создавались для обустройства разных сфер жизни человека. Каждая из них обладает определенными свойствами, возможностями, определяющими ее назначение в быту, культуре, экономике. И каждый раз, исходя из предполагаемого назначения того или иного технического средства, мы пытаемся выделить присущие ему технические качества, которые могут помочь в решении проблемы определенной области знания, культуры и будут полезными повседневной жизни.

Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. Интернет - это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Прообразом Интернета была экспериментальная сеть Министерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали более 40 миллионов человек. За последние несколько лет произошли кардинальные изменения в подходе программистов к применению компьютерных телекоммуникаций (КТК). Свойства и функции КТК становятся гораздо более мощными, сфера применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, полученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уроке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интернет. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто считаться, но и реально быть сетевой.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т.д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является проектирование (метод проектов), когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Основными целями проектной методики являются:

1) самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;

2) реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;

3) продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости.

Виды проектов:

1) ролевые игры, драматизации, инсценировки (сказки, телешоу, праздники, музыкальные представления и т.д.)

2) исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические и т.д.)

3) творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.)

4) мультимедийные презентации.

При работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

Таким образом, инновационные технологии, которые мы сегодня рассмотрели, существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.

Блоги в обучении иностранных языков

Согласно данным американских исследователей, почти две трети пользователей Интернета точно не знают, что такое блог. Нет оснований считать, что положение у нас в стране иное. Согласно Википедии блог (англ. blog, от web log) – это интернет-журнал событий, интернет-дневник, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Фактически это развитие сетевого эпистолярного жанра, сопровождаемого авторскими фото или видеоматериалами. Как правило, они размещаются в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Иначе говоря, отличия блога от традиционного письменного персонального дневника обусловливаются самой средой: блоги обычно предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором в комментарии к блогозаписи или в своих блогах. Это делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Людей, ведущих блог, называют бло герами, совокупность всех блогов Интернет принято называть блогосферой. Блоги появились в конце 90-х гг., когда программисты стали создавать достаточно простые способы размещать материалы в сети Интернет. Возникли такие веб-сайты как LiveJournal и Open Diary. Использованное при их создании программное обеспечение позволяло обычному пользователю создавать сетевой журнал, просто заполняя некоторый электронный шаблон. В нем можно было набирать текст, не заботясь о его кодировании с помощью языка HTML. Новая форма коммуникации очень быстро завоевала Интернет. В 2006 г., по некоторым оценкам, во всемирной сети насчитывалось более 30 млн блогов. По данным на начало 2010 г., число блогов составило уже около 126 млн, однако эти сведения, скорее всего, не учитывают еще около 80 млн китайскоязычных блогов . Отметим некоторые функции блогов:

Самопрезентации. Узнав о том, насколько легко вести блог, многие пользователи Интернет предпочли эту форму изложения информации о себе. Существует целый класс блогов, предназначенных для публикации и обсуждения произведений автора: прозы, стихов, публицистики, фотографий, рисунков и других творческих результатов своей деятельности, с которыми авторы хотели бы поделиться с другими. Помимо информации о личности автора, в ряде случаев это связано с поиском работы, с предложением услуг, с информацией о готовящихся событиях с участием автора (например, блоги звезд шоу-бизнеса).

Саморазвития и/или рефлексии. Эта функция связана с тем, что блог предоставляет возможность авторам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. При этом подлинная фамилия и имя учредителя дневника может быть скрыта под псевдонимом («ником» по терминологии пользователей Интернет). Некоторые авторы в опросах отмечают, что публичность блога вынуждает их более грамотно и логично структурировать свои мысли, что помогает им и самим лучше понять переживаемые события – при изложении своей проблемы или идеи в письменном виде становится легче анализировать ситуацию.

Функция мемуаров. Как и традиционный бумажный дневник, блог может осознаваться как место для записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни. Пользующиеся этой функцией люди полагают, что ведут дневник для того чтобы записывать что-то, что хочется помнить и о чем можно будет подумать позже. Иными словами, авторы создают нечто вроде отложенной коммуникации с самим собой.

Для обучения английскому языку существуют несколько типов блогов:

Учительский блог

- Веблог, созданный учителем для учеников. Создание его определяется следующими целями:

1) ежедневная практика чтения. Материал, для чтения на уроках ученики зачастую считают скучным, трудным. Текст, написанный же учителем весьма интересный для учеников, так как только учитель знает своих учеников настолько хорошо, что бы знать что им нужно. Более того написанный текст достаточно короткий, тем самым заставляя учеников искать более полную информацию через ссылки, оставленные учителем, что способствует исследованию вебсайтов учениками.

2) интерактивный обмен информацией в формате блога. В конце каждого блога любой может оставить свой комментарий или мнение, замечание, что способствует интерактивному общению всего класса.

3) обеспечение учеников дополнительной информацией: расписание, напоминание о домашней работе, задание и т.д.

4) ресурс ссылок для самообучения учеников. На стороне веблога могут быть расположены списки ссылок для дополнительного обучения. Это могут быть ссылки с новостями на английском языке, видео- и аудиоматериалами, интерактивные вебсайты и т.д.

Ученический блог

- блог, созданный либо одним учеником, либо группой. Создание такого блога провоцирует учеников искать дополнительный материал, сайты к создаваемым ссылкам, тем самым блог является мини-проектом, тем самым провоцируя самообучение, самостоятельность и ответственность учеников. Такой блог интерактивен, так как ученики могут через блог общаться, а именно: обсуждать прочитанные материал, оставлять свои какие-то комментарии, предложения, высказывания и т.д. Так же блог может использоваться для практики письма при его создании. Ученический веблог отражает интересы учеников, их мнения по прочитанному тексту, понимание, что помогает учителю организовать дальнейшую деятельность на уроке.

Классный Веблог

Всеобщий обмен мнениями среди родителей, учителей, учеников, представителей других школ и классов не только нашей страны, но и со всего мира – не только огромная мотивация со стороны учеников, но и «окно в мир» для учеников для повышения их жизненного опыта. Обмени мнениями, опытом среди школ полезно и для учителей, так как обмен опытом помогает лучше организовывать уроки.

Анализ публикаций позволяет выделить следующий перечень проблем,

возникающих при внедрении блогов в учебный процесс:

- для работы с блогами необходима определенная материально-техническая база (стабильный и, по возможности, скоростной Интернет);

- блоги по своей природе носят неформальный и личностный характер, поэтому трудно встроить блог в традиционную классно-урочную систему;

-необходимо продумывать долгосрочную стратегию интегрирования блога в учебный процесс, работа в блоге должна пересекаться с системой обычных заданий;

- учащиеся не всегда достаточно мотивированы, чтобы осваивать новый и

непривычный для них вид работы;

- работу учащихся в блогах трудно оценивать по существующей бальной

методике;

-работа с блогом занимает много учебного времени, иногда в ущерб основной программе;

-блоги требуют от учителя значительных дополнительных затрат времени и усилий на этапе его проектирования и создания;

По наблюдениям педагогов, активно использующих образовательные блоги,возможность публикации письменных заданий изменяет отношение учащихся к их выполнению. С одной стороны, размещение комментария, ответа на задание, эссе в блоге или на сайте предполагает внешнюю оценку и, возможно, критику со стороны не только учителя, но и одноклассников и/или других читателей. Поэтому учащиеся более внимательно относятся к выбору слов и аргументов, к оформлению ответа, стремятся более качественно выполнить задание. С другой стороны, как показывает наш собственный опыт, существует и противоположная тенденция: отдельные учащиеся с большой неохотой работают в блоге, не желая выносить результаты своей работы на

всеобщее обозрение. При этом их нежелание далеко не всегда объясняется низким уровнем работы; иногда причина кроется в неуверенности в собственных силах и заниженной самооценке. Такие учащиеся выражают согласие вместо записи в блоге использовать более закрытую электронную почту. По нашему мнению, преодоление психологического барьера старого стереотипа педагогически необходимо с точки зрения развития личности учащегося и его готовности к жизни в информационном обществе. В ряде случаев доступ к блогу можно предоставить с ограничением, например, только для данной группы пользователей.

Заключение

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.

Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной вступать в межкультурную коммуникацию, успешных в своей деятельности разносторонних студентов высших учебных заведений, профессионалов, желающих и способных получать самообразование . Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей безусловно эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам.

Особенностью использования Интернет – ресурсов при обучении грамматики иностранного языка является то, что до проведения урока, следует продумать ход урока, подобрать подходящие задания на данную тему, найти сайт в Интернете, который соответствует всем требованиям и проанализировать его с точки зрения методики, продумать сложности которые могут возникнуть у учеников при выполнение заданий.

Просмотров работы: 4051