СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Колесникова Л.Г. 1, Макадей Л.И. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие личности происходит в средовых отношениях – «особенности, свойственные среде, так или иначе, отражающиеся в психологических особенностях конкретных личностей». [1] Личность находится в общественной среде и содержит в себе «идеальные формы, направляющие реальное развитие личности».[10] Для каждого из участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, учителя) фактор изучения эмоционально-психологического климата играет степень психологического комфорта участников образовательного процесса, особенности их взаимоотношений, преобладающее настроение в коллективе и т.д.[4]

Одной из черт современных отношений между людьми является ускоренный рост агрессивности. В сознании постоянно преобладает негативизм и отторжение инакомыслия. Данная проблема актуальна и на Северном Кавказе, в силу полиэтничности региона.[9] Образовательная система становится всё более важной сферой человеческой деятельности, тесно переплетающейся с другими областями – культурой, политикой, экономикой и т.д. Новой функцией образования становится – формирование толерантности. Образование нацелено на защиту и развитие культур, традиций и особенностей в условиях мультикультурного и мультиэтнического общества. В студенческие годы продолжается формирование многих личностных качеств, а так же формирование эмоциональной сферы личности. Этот возрастной период характеризуется интенсивным развитием духовных общечеловеческих ценностей, их глубиной и устойчивостью, влиянием чувств на формирование убеждений и мировоззрения. [2].

Студенческий возраст - очень важный период для формирования и развития толерантности. Особо остро вопрос развития толерантности поднимается в Федеральных ВУЗах, где сосредоточены тысячи студентов из различных регионов страны, а национальный состав весьма разнообразен. Современному государству очень важно получить не только квалифицированного специалиста, но так же и культурного человека, способного к быстрой адаптации в новых постоянно меняющихся условиях жизни, и готового к самосовершенствованию.[ 9] Толерантность студентов- это спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами огромного многообразия культур мира, ценность другой личности; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций. [8] Проблемой формирования толерантности у студентов на современном этапе занимаются такие исследователи как, П.Ф.Комогоров, Н.Ю. Лапатова, И.Б. Резникова, Н.О. Липатов. [9]

Формирование толерантности процесс длительный и сложный, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в течении всей жизни под воздействием множества факторов [3] Ряд авторов (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Н.А. Асташова, Е.В. Баскова, И.В. Демченко, П.Н. Ермаков, Т.В. Фоменко и др.) утверждают, что становление и формирование толерантности и толерантных отношений может быть осуществлено в модели поликультурного образовательного пространства. .[8]

Полиэтническая образовательная среда ВУЗа представляет собой духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, обусловливающую кругозор, стиль мышления и поведения, включенных в нее субъектов и стимулирующую в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный профессорско-преподавательский и студенческий состав.[6]

Образовательная среда, выступая социокультурным фактором развития толерантности, создает условия для трансляции культуры, развития новой культуры. Образовательная среда выступает моделью формирования толерантных отношений. [6 ]

Основная цель ВУЗа заключается в определение психолого-педагогических условий способствующих формированию толерантности у молодежи и развивающих творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления.[ 6 ]

Процесс формирования толерантности студентов ВУЗа представляет собой систему, включающую различные виды работы, направленные на развитие компонентов в структуре формирования толерантности. [3]

И.Б. Резникова выделяет следующие условия формирования толерантного сознания:

1) формирование мотивационно-целостного сознания у студентов ВУЗов;

2) соотнесение полученного опыта и навыков с реальными ситуациями на практике;

3) тренинги.

Многие авторы утверждают, что необходимо в комплексе учитывать все стороны взаимодействия в студенческой среде: учебно-воспитательную, досуговую, для выработки оптимальных методов и средств формирования толерантности среди студентов ВУЗа.[9]

Все действия, которые направленны на формирование толерантности в ВУЗе обязательно должны строиться на комплексной основе, затрагивая всех субъектов образовательного процесса и все компоненты образовательной среды.

Формирование этнической толерантности должно быть направленно на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств, освоение подрастающим поколением ценностей культур многонационального общества, обеспечивая сближение народов на основе уважения, понимания и признания. Современному обществу нужна личность, готовая к позитивному взаимодействию с представителями разных национальностей, построенному на уважении, понимании, признании чужой культуры, взглядов, нравов, личность, стремящаяся достигнуть взаимного уважения, согласования ценностей, разного рода интересов, взглядов, различных точек зрения на вопросы межнационального общения, межэтнического сотрудничества на основе диалога культур. [3] Современный человек это не только конкурентно способная, образованная личность, но и человек, обладающий чувством уважения к окружающим и самоуважения. Одной из задач системы образования является формирование у студентов умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими. Задачу ВУЗа в этом вопросе можно рассматривать в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. [9] Наблюдая межэтническое общение в студенческой среде можно отметить различные группы факторов, определяющих поведение индивидов в межгрупповом контакте: личностные (черты личности и установки); ситуационные (условия, в которых происходит взаимодействие); групповые (структура общества, характеристики культуры, к которой принадлежат индивиды, включенные в контакт. [8] Г.У. Олпорд отмечает, что «…толерантность вряд ли возникает по одной какой –то причине. Это результат многих сил (атмосфера семьи, особое обучение со стороны родителей, образовательная среда, разнообразный опыт) тем более толерантной станет развивающаяся личность» [ 5 ]

Таким образом, в период обучения в ВУЗе происходят изменения не только в уровне образования, но и во всей системе взаимоотношений с окружающей средой, кардинально изменяется социальное окружение, значительно расширяются связи и взаимодействия в социуме, переоцениваются раннее принятые ценности и жизненные взгляды - все эти факторы непосредственным образом влияют на формирование и развитие толерантности.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. №3. Т.2. С. 16-25

  2. Брагин Г.М. О культивировании самокритики в национальном сознании студенческой молодежи / Г.М. Брагин // проблемы формирования культуры студенческой молодежи: материалы межвуз. Наус.-практической конф. –Челябинск, 1993. – С. 120-125 ]

  3. Голендухина Т.Р. Формирование межэтнической толерантности студентов вуза в процессе преподавания иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура, № 26(98), 2007

  4. Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №3. – C. 276–285.

  5. Олпорд Г. Природа предубеждения. М.,2004

  6. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Нижний Новгород,

  7. Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов ВУЗов в условиях многонационального региона: монография Владикавказ. 2007. 158 с.]

  8. Толстикова С.Н. К проблеме формирования толерантности у студентов в прс цессе обучения в вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова (Серия педагогика и психс логия) - М„ 2012. - № 3 (I), - с.58-62.]

  9. Ургачева, Т. Г. Проблемы формирования толерантности у студентов вузов в условиях полиэтнического общества / Т. Г. Ургачева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - 2012. - Вып. 3. -С. 114-117

  10. . Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Просмотров работы: 1271