ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ В СФЕРЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ В СФЕРЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Афанасьева К.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость психосоциальной работы с семьей обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. Изменяется роль и положение семьи как социального института и малой группы, растет дифференциация населения, требуют решения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, увеличивается инвалидизация общества, в связи с этим актуализируется проблема психологической и социальной помощи и защиты человека и семьи.

Важное место в системе социальной работы в целом и с семьей в частности занимает психосоциальная работа. Психосоциальная работа - это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.

Психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем, особое значение имеют семейные проблемы. Основаниями для проведения психосоциальной работы могут быть малообеспеченность семьи, миграции, низкий культурный уровень семьи, алкоголизм родителей, беспризорность и другие проблемы семейного функционирования. Одним из оснований для организации психосоциальной работы являются проблемы детско-родительских отношений.

Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей социальной реализации его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания.

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

•родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка [1, c 187].

Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений [4, с.179].

Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка.

Специалисты в области семейного воспитания обнаружили много причин, приводящих к нарушению взаимоотношений родителей и ребенка. Эти причины распадаются на две группы. Первые касаются в основном ребенка, его психологических особенностей и поведения в семье; вторые относятся прежде всего к родителям, к их поведению, манере обращения и воспитания ребенка. В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку.

Анализ трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить как одну из основных причин их возникновения особенности семейного воспитания. Семья – важнейший фактор, персональная среда развития личности ребенка. Не случайно одной из главных функций современной семьи является выполнение родителями воспитательной функции. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что очень часто негативно влияет на личностное развитие дошкольника, на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

Наиболее распространенная классификация типов родительского отношения представлена в работах А.Я. Варги. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Автор выделяет следующие типы родительского отношения: «отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация». Как благоприятный тип родительского отношения выделяется «кооперация».

Н.Ю. Синягина выделила две группы семей по типу родительского отношения к ребенку:

- благоприятная группа семей. К ней относятся понимающие родители, покровительствующие родители, безразличные родители;

- неблагоприятная группа семей. К ней относятся подавляющие родители, тревожные родители, отстраненные родители, отвергающие родители.

Для каждой подгруппы семей составлены характеристики типичного профиля родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка [2, с. 94].

Достаточно много исследований рассматривает особенности взаимоотношений детей и родителей через описание различных типов и стилей семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

Так, например, В.И. Гарбузов выделил три типа неправильного воспитания:

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, с полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, о его социальном статусе среди товарищей, об ожидании успехов в школе и о будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке иногда в ущерб другим детям или членам семьи [3, с.278].

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейного воспитания» можно установить:

- тип семейного воспитания (типы нарушений семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция);

- причины отклонений в стилях семейного воспитания, вызванные особенностями поведения родителей (основные нарушения: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских или женских качеств в зависимости от пола ребенка) [5, с.48].

В практике психосоциальной работы с семьей важное место занимают такие технологии, как тренинги коммуникативных умений, деловые игры, иглотерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений. Также осуществляется психологическое консультирование, диагностика, коррекция и, конечно, психотерапия, хотя важно подчеркнуть, что деятельность психотерапевта намного шире, чем просто психолога, осуществляющего психосоциальную работу в социальных и социально-психологических службах.

В процессе психосоциальной работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и психофизических возможностях ребенка. Правильно организованная психосоциальной работы с помощью психокорекционного воздействия (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее) способствует позитивной перестройке отношений родителей к ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний.

  1. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. − М. : Флинта: МПСИ, 2009. − 384 с.

  2. Куровская С.Н. Педагогика семьи: пособие. – Минск : Тесей, 2006. – 192 с.

  3. Осипова М.П. Педагогика и психология семейного воспитания/ авт.: М.П. Осипова, Г.И. Малейчук, И.А. Мельничук и др.; под ред. М.П. Осиповой. - Минск : ИВЦ Минфина, 2008. - 359 с.

  4. Основы семейного воспитания / под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, -2010. - 192 с.

  5. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский А.В. - СПб.:Речь .- 2009. – 94 с.

Просмотров работы: 2695