Ключевые слова: Профессиональное выгорание, работники кадровых служб, внутриличностный конфликт мотивов, правила психологической безопасности, профессиональная деформация личности, ассесмент, ротация кадров.
Одной из проблем ХХI века является «синдром профессионального выгорания» (СПВ), который включает эмоциональное истощение, деперсонализацию, снижение работоспособности. Одним из основоположников идеи «выгорания» является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в службе медицинской помощи. В 1974 году он описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег.
Профессиональное «выгорание» в наиболее общем виде трактуется как долговременная реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Оно возникает в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки.
В России профессиональному «выгоранию» особенно подвержены люди старше 45 лет - для них вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.
Профессиональное «выгорание» - не редкость и среди специалистов кадровых служб. В силу своей профессиональной деятельности им ежедневно приходится взаимодействовать с людьми, эмоционально реагировать и принимать личное участие в урегулировании конфликтных ситуаций. При этом необходимо соблюдать и поддерживать интересы двух «противоборствующих» сторон - руководителей компании и коллектива, цели и ценности которых часто противоположны. Ко всему прочему накладывается внутриличностный конфликт мотивов. В связи с этим специалист кадровой службы становится участником борьбы не только руководства с исполнителями, но и с самим собой.
Условием возникновения СПВ может служить одновременное воздействие множества факторов и индивидуальных, и ситуативных, которые можно представить в виде таблицы (таб. 1).
Таблица 1
Факторы, способствующие возникновению синдрома «выгорания» у работников кадровых служб
Ситуативные факторы
Индивидуальные факторы
- Неопределенность роли и функциональных обязанностей
- Рабочие перегрузки и напряженный ритм работы с частой сменой деятельности
- Межличностные конфликты с коллегами или руководством
- Отсутствие определенного опыта для осуществления работы
- Неудачное месторасположение офиса, плохие санитарно-гигиенические условия труда
- Частые организационные изменения внутри компании
- Недооценка труда кадрового работника
- Излишний перфекционизм
- Слабость делегирования полномочий
- Неумение планировать свою деятельность
- Предрасположенность к самопожертвованию
- Безотказность (неумение говорить «нет»)
Специалисты с небольшим стажем работы переживают «выгорание» не реже, чем их коллеги, работающие более пяти лет. В основном замечено, что у начинающих работников кадровых служб наиболее существенный фактор, приводящий к переутомлению, - отсутствие должного опыта работы с людьми, неумение планировать свое рабочее время и нереализованные карьерные амбиции.
Панацеи от профессионального «выгорания» не существует, но эта проблема все же решаема, если заниматься ею целенаправленно. Специалисты, говорят, что для сохранения собственного психологического здоровья и эффективной работы, следует соблюдать правила психологической безопасности при общении с коллегами, особенно во время конфликтных ситуаций. Без соблюдения этих правил не возможно создать комфортных условий для плодотворной работы.
Проблема профессионального «выгорания» сотрудников всегда волновала и волнует руководителей любых организаций. Но наиболее остро этот вопрос стоит на предприятиях, чья деятельность связана с интенсивным взаимодействием с большим количеством людей.
Как же бороться с профессиональным «выгоранием»?
Обучение остается, пожалуй, самым эффективным средством избежать «выгорания». Человека стимулирует и нацеливает на успех в работе даже не столько приобретение новых знаний и освоение технологий, сколько «преодоление себя». Поэтому очень важно почувствовать этот переход на новый уровень, освоение промежуточных ступеней, особенно если на память о «преодолении» остается какой-то символ: свидетельство, диплом, награда, сувенир. Обычно участие в тренингах, выездных семинарах, курсах повышения квалификации становится сильным стимулом для преодоления рутины и «выгорания». Кроме того, эти мероприятия сглаживают так называемую «профессиональную деформацию личности» (когда юрист в каждом собеседнике помимо воли видит потенциального правонарушителя, психиатр – скрытого психопата).
Еще один стимул – конструктивная оценка. Взрослые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. На предприятиях для этого используется целая технология «ассесмента» персонала. Там учитывается личностный потенциал, возможности для той или иной деятельности, аттестуются объективные результаты труда и субъективные отзывы коллег, руководства, а главное - клиентов и учеников.
Другой способ избежать «выгорания» – новизна. Смена деятельности, введение технических новшеств, обновление программы, перемена места жительства и работы может оказаться весьма продуктивным средством. В крупных организациях существует традиция «ротации персонала», особенно актуальная для менеджеров. Они регулярно переходят на руководство другими отделами, нередко в филиалы других городов. Это позволяет избежать стагнации, т. е. намеренного унижения работников руководителем.
В разрешении всевозможных конфликтов руководителям нельзя исповедовать тоталитарную модель, используя преимущество своей власти. Совершенно очевидно, что ориентация на компромисс, уменьшение эгоцентризма приведут к снижению профессионального «выгорания» в рабочем коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 2011. – № 1. – С. 54.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2012. – С. 62.