Стремительно развивающиеся информационные технологии приносят глубокие изменения во все области жизни. В нашей стране и за рубежом интенсивно идет поиск новых моделей образования, при этом в качестве движущей силы модернизации всех образовательных процессов рассматривается развитие инновационных подходов к организации обучения на основе широкого и активного использования информационных технологий.
Информатизация образования рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики. В настоящее время нет необходимости убеждать учителей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику наиболее совершенных технологий обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной потребности учащихся, развитие их умственных способностей [Кривошеев, 2010].
Современный компьютер имеет великолепную возможность взять на себя рутинную работу по непосредственной передаче знаний и фактов, полной или частичной проверке полноты и прочности их усвоения, а также по отработке многих стандартных умений и навыков. Однако для того, чтобы все эти возможности могли быть реализованными в массовом учебном процессе, необходима фундаментальная научная, а затем научно-методическая проработка самой концепции образования в эпоху компьютеров, глубинное переосмысление ролей и функций каждого из субъектов педагогического процесса [Махмутов, 2005].
Современные инновационные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Межпредметные связи выполняют в обучении математике ряд функций [Максимова, 1986]:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении математике. Учитель математики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
При изучении некоторых тем в курсе алгебры и геометрии в 9-м классе, можно не только использовать материал, изученный в курсе информатики, но и одновременно закладывать основы знаний, которые будут необходимы при изучении курса алгебры и геометрии в старших классах. Таким образом, при изучении тем курса математики, образуются не только межпредметные связи рассматриваемых предметов, но и внутрипредметные связи.
Таблица 1.
Технологическая карта урока математики
Учебный предмет: Алгебра. Класс: 9. Дата: Автор УМК (программы учебного курса): Н.Я. Виленкин. Тема урока: Линейная функция, ее свойства и график. Планируемые образовательные результаты: предметные – представление о сущности линейной функции; метапредметные – представление о сферах применения функций и их графиков; личностные – понимание роли функций и графиков в жизни современного человека. Тип урока: урок усвоения новых знаний. |
|||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Формирование УУД |
Применяемые ИКТ |
Организационный момент |
-Приветствие -Учет отсутствующих |
-Подготовка к работе на уроке |
2 мин |
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
|
|
Постановка цели и задач урока |
-Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, задач урока |
-Совместная постановка и принятие цели и задач урока -Готовность к учебно-познавательной деятельности |
3 мин |
||
Актуализация знаний |
Функции. Способы задания функций. |
-Ответы на вопросы учителя; -Проверка домашнего задания. |
5 мин |
||
Первичное усвоение новых знаний |
-Изложение материала урока: Линейная функция, ее свойства и график. Использовать электронный учебник. (межпредметная связь: содержательная – факты, понятия, законы, теории, методы). y = kx + b – линейная функция. 1) k > 0 – график возрастающий. 2) k < 0 – график убывающий. 3) если b = 0, то график проходит через начало координат. 4) если k = 0, b ≠ 0, то график прямая, параллельная оси OX. y1 = k1x + b1 y2 = k2x + b2 1) если k1 = k2 , то графики параллельны. 2) если k1 = k2 и b1 = b2 ,то графики совпадают. 3) если k1 = k2 , то графики пересекаются. Свойства линейной функции. |
-Активные действия учащихся с объемом изучения; -Совместная беседа по изучению материала -Запись конспекта в тетрадь |
18 мин |
||
Первичная проверка понимания |
-Решение задач у доски и в электронном учебнике. |
12 мин |
|||
Домашнее задание |
-Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
-Запись домашнего задания в тетрадь или дневник -Освоение цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
2 мин |
||
Подведение итогов занятия |
-Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. -Оценить ответы и работу активных обучающихся на уроке. |
-Анализ и оценка урока -Получение отметок за урок -Устранение недочетов по данной теме путем задания вопроса учителю. |
3 мин |
Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. Имея в качестве основного объекта изучения информацию, предмет “Информатика” использует элементы знаний из математики для демонстрации собственных законов, теорий и другие. Основу межпредметных связей по темам "алгоритмы" и "программирование" составляют типы задач, для которых строится алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций позволяют расширить представление о понятии математической функции. В теме "программирование" могут развиваться некоторые представления о численных методах, формируемых в курсе математики. В курсе информатики расширяются и закрепляются следующие основные понятия, введенные в курсе математики: понятие величины, алгоритма, математической функции, числа, развитие представления о численных методах, формируемых в курсе математики. Успешное освоение учебного материала в курсе подготавливается и обеспечивается изучением предыдущих тем арифметики, алгебры, геометрии.
Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, идущие от математики в другие учебные предметы.
Используемая литература
Кривошеев А.О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения / А.О. Кривошеев – Информационные технологии. – 2010. – №2. – С. 32 – 36.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения, – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 2008. – 184 с.