ЯВЛЕНИЕ МОББИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЯВЛЕНИЕ МОББИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Шатнева А.Е. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Моббинг (от англ. слова «толпа») означает травлю человека неким сообществом людей. Понятие моббинг появилось в 80-е годы и является формой психологического насилия, которая приводит к реальным угрозам физического выживания конкретного человека. Если взрослый человек еще может предпринять какие-то методы самозащиты против моббинга, то в детском коллективе моббинг весьма опасен.

Школьникам во все времена было характерно издеваться, высмеивать и даже избивать одноклассников, соучеников своей школы, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся, недавно приняты в школу, класс и т.п. Очень тяжело детям с дефектами лица, речи, движений, очень высоким или, наоборот, маленьким, толстым или худым, плохо знающим основной язык общения и т.п. Особенностью детского моббинга является травля так называемых «домашних детей», «маменькиных сынков». Это явление характерно для школьников во все времена, оно есть и будет. Как видим, проблема стара как мир, только название относительно новое. Мир меняется, выдает нам новые вызовы, и моббинг является опасным вызовом в новых реалиях информационного века (все, что попадает в паутину Интернета – навечно, а что только там не пишут. При этом опасность заключается в том, что информация может «выплыть» через много лет.)

Виды моббинга могут проявиться в виде насмешек, придирок, клеветы, отъема денег или вещей, их порчи; от простого бойкота может дойти до изоляции ребенка от социума. Дети очень тяжело воспринимают моббинг в силу возрастных особенностей. Жертву моббинга могут оболгать, навязать определенную форму поведения, причинить вред его репутации, физическому и психологическому здоровью, довести его до самоубийства или убийства (например, могут осуществить через интернет-общение).

В детском коллективе моббинг зачастую является результатом незанятости подростков. Предпосылками моббинга могут быть зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, для самоутверждения. Второй предпосылкой моббинга является желание подчинить, контролировать кого-то. В-третьих, моббингу способствует и виктимность жертвы, т.е. присущего жертве моббинга чувства вины из-за чего-то или просто физической слабости. Психологи отмечают, что жертвы моббинга живут в состоянии сильного стресса, они все время начеку, ежеминутно ждут подвоха, у них сильно снижается самооценка. Главным двигателем моббинга является страх.

Среди детского коллектива моббингом обычно занимаются несколько подростков, которые навязывают школьникам определенное, зависимое от них поведение. Обычно ни учителя, ни родители не знают, а часто не хотят знать об этих взаимоотношениях, «закрывают глаза», как бы «не доходят руки» и признают только тогда, когда произойдет что-то сверхординарно отрицательное. А ведь последствием моббинга является вред, нанесенный не только жертве, но и всей школе, т.е. вся воспитательная работа, микроклимат образовательного учреждения подвергается опасности некой степени криминализации взаимоотношений. Дети и взрослые постепенно втягиваются в конфликт интересов.

Итак, недостаточная занятость подростков, морально-нравственные перекосы воспитания отдельных детей, агрессивность сообщества и естественный страх жертвы провоцирует процветанию моббинга и соответственно увеличению жертв явления, в том числе детей.

Проблема обозначена – моббинг. Вопрос – как сократить количество жертв? Первое и явное, что есть во главе угла – это нарушение прав личности. Значит, нам необходимо организовать реальную защиту прав личности ребенка.

Моббинг в школе может начаться с 1-го дня ученичества. В некоторых странах с моббингом в школе строго следят и борются на государственном уровне. Например, в Швеции на специальном конгрессе, посвященном моббингу, была оглашена цифра о том, что у них каждый 10-й ребенок подвергается травле. Изучения явления в Германии только подтвердили этот факт. А каково состояние в нашем сообществе, когда мы сами осознаем его высочайшую агрессивность? Никто не изучал. В Швеции были предложены и приняты следующие шаги:

- учителя во время перемен должны внимательно следить за обстановкой на школьном дворе, чтобы вовремя вмешаться;

- в классах должны быть разработаны обязательные для всех учеников правила, как вести себя при общении друг с другом;

- в случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками; для этого должны быть привлечены родители и ученики, не замешанные в моббинге.

Для ребенка младших классов постоянные микрострессы приводят к соматическим заболеваниям, нервным срывам. Подростки не любят вмешательства извне и потому необходимость профилактики моббинга в школе еще более востребована. К сожалению, издавна так повелось, что школа и моббинг стали понятиями почти неразделимыми. Правда существуют разные степени развития детского моббинга. Не секрет, что переполненные классы, незнание каждым учителем взаимоотношений учеников в классе особенно преподавателями, которые приходят в класс один-два раза в неделю, загруженность работой способствуют процветанию моббинга. В конце концов, учитель, даже интуитивно чувствуя наличие моббинга, не может адекватно реагировать и вообще не знает, как подойти к этой проблеме. Вот почему мы считаем, что в школах необходимо учредить выборную общественную должность Уполномоченного по правам участников образовательного процесса для профилактики моббинга.

Положение об Уполномоченном по правам участников образовательного процесса мною было предоставлено Министерству образования еще в прошлом учебном году. Э.В.Кондратьев (заместитель министра образования Республики Саха) разместил Положение на сайте министерства образования с рекомендацией для исполнения.

Нам кажется, что наши учителя-пенсионеры могли бы с удовольствием организовать данную службу в школе. Уполномоченный по правам участников смог бы оздоровить психологический климат не только среди учащихся, родительской общественности, но и помочь педагогическому коллективу в борьбе с моббингом.

Положением об Уполномоченном были бы защищены все: зная о существовании должности избранного учениками, родителями и учителями всеми уважаемого педагога на пост Уполномоченного многие призадумаются о последствиях нарушения прав участников. Таким образом, осуществляя профилактику детского моббинга, школа осуществляет на практике защиту прав личности, идет оздоровление микроклимата и профилактика криминализации сознания учащихся, не нарушается воспитательная работа учреждения.

Просмотров работы: 1188