ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Чигирёва В.Ф. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Опыт работы со старшеклассниками в школе-интернате №1 г. Коврова Владимирской области показал значимость решения проблемы профессионального самоопределения школьников. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности около 40% старшеклассников выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой дальнейшее разочарование в процессе профессиональной подготовки.

Вопросы профессионального и жизненного самоопределения, эффективности и действенности этих процессов чрезвычайно важны для старшеклассников, воспитывающихся в школах-интернатах. К осуществлению полноценного и осознанного профессионального самоопределения этим старшеклассникам приходится прикладывать больше усилий, они должны уметь строить и осуществлять свою жизнь практически самостоятельно, так как являются в большинстве социальными сиротами. Родители есть, но в основном это только матери, которые мало интересуются жизнью своего ребенка. Поэтому процессы профессионального самоопределения будут нуждаться в коррекции и психологическом сопровождении. Для того чтобы сделать помощь в профессиональном определении более эффективной, мы провели психолого-педагогическое исследование.

Цель исследования – выявить различия профессионального самоопределения (мотивационного, когнитивного и операционального компонентов) старшеклассников школы-интерната и старшеклассников из массовых школ, воспитывающихся в семье.

После изучения психолого-педагогической литературы был составлен план диагностики, направленный на определение структурных компонентов – мотивационного, когнитивного и операционального.

  1. Мотивационный компонент – сама потребность в самоопределении, значимость будущей профессиональной деятельности для самореализации, частные мотивы занять конкретную позицию в сфере профессиональной деятельности, ценностные ориентации, в соответствии с которыми человек хочет определить свое место и цели в профессиональной деятельности.

  2. Когнитивный компонент – изучить особенности самосознания в профессиональном самоопределении: наличие навыков, умения рефлексии, желание заниматься самоанализом, понимание себя, знание своих способностей, личностных качеств.

  3. Операциональный компонент – определенные качества, важных для выбора профессии. Умения, позволяющие успешно осуществить эту деятельность: интернальность личности, автономность. Умение принимать самостоятельные решения. Опыт принятия жизненно важных решений. Умение планировать свою профессиональную жизнь. Навыки самостоятельного планирования и реализации собственных планов. Информированность о мире профессий.

Диагностика психических особенностей старшеклассников школы-интерната включала в себя:

  • активизирующие методики Н.С. Пряжникова «За и против 1, 2, 3»;

  • опросник «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской;

  • шкалу «Субъективный контроль»;

  • опросник «Индекс самостоятельности» (разработан Г.С. Прыгиным, В.И. Степанским и В.П. Фарютиным);

  • методику «Ценностные ориентации» М. Рокича, модифицированный вариант. (Использовался только список терминальных ценностей; сами формулировки ценностей были изменены на более простые для возрастного контингента испытуемых);

  • проективную методику «Кто Я?» или «Тест двадцати ответов по самооценке» М. Куна и Т. Макпартленда.

Диагностирование показало, что старшеклассники школы-интерната в сравнении со старшеклассниками обычной массовой школы чаще выбирают профессии рабочих, обслуживающего персонала, водителей городского транспорта, медработников, т.е. те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении. Они слабо знают свои личностные качества, способности, умения, а если и могут их назвать, то низко оценивают их уровень у себя. Следствием этого становится то, что выбор будущей профессии осуществляется ими без соотнесения личностных особенностей и способностей с требованиями и содержанием будущей профессии, неумением строить свои жизненные планы, перспективы. На основе данных диагностики был сделан вывод о том, что процесс профессионального самоопределения проходит с большими трудностями. Для коррекции профессионального самоопределения была разработана программа с учетом психологических особенностей старшеклассников школы-интерната.

Цель программы – психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников.

Задачи программы:

  1. актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о мире профессий, развитии своих способностей к самопознанию, к самореализации;

  2. сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда;

  3. развить у старшеклассников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;

  4. формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

Темы разделов программы:

Многообразие мира профессий.

Я и выбор профессии.

Социальные проблемы труда.

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Профессиональная перспектива. Составление резюме.

Социально – экономические условия современной России.

Основы экономических знаний.

Рынок образовательных услуг.

Основы технологической культуры.

Личный профессиональный план.

Готовность к выбору профиля, профессии.

Подготовка и защита профориентационных проектов (презентаций).

Все эти занятия способствовали изучению психологических особенностей и развитию своих способностей, умению соотносить свои способности и возможности с выбранной профессией, общаться с незнакомыми людьми, принимать ответственность за принятое решение, строить свои жизненные планы, отрабатывались новые способы общения, которые помогали старшеклассникам лучше понять себя, самораскрыться.

Активнее стали интересоваться новыми профессиями, готовили доклады, презентации по профессиям. Из-за дефицита общения со взрослыми старшеклассникам очень нравились встречи с представителями различных профессий, особенно с бывшими выпускниками. Старшеклассники стали проявлять больше активности в школьных делах – организовали дни самоуправления в школе-интернате, в которых показали себя с лучшей стороны. С подготовленными докладами о профессиях учащиеся выступали в других классах. Очень интересно проходили экскурсии в городскую службу занятости, в ПУ №35, ПУ №16. Установлено, что старшеклассники, принимающие активное участие в школьных делах, имеющие разнообразные интересы и формы деятельности, характеризуются большей профессиональной зрелостью и более успешно развиваются в дальнейшем.

По завершению программы было проведено второе диагностирование, которое выявило динамику развития личностных качеств необходимых для профессионального самоопределения.

Если провести сравнение двух диагностик по предпочтению жизненно важных событий, то на первый план выходит предстоящее профессиональное образование, а не малоквалифицированная работа. У старшеклассников произошло не только развитие умений принимать решения, но и развитие таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, упорство, решительность, выдержка, самопринятие, самоуважение, локус контроля «Я», составивших психологические основы готовности принимать решения, определить свое место и цели в профессиональной деятельности.

Главный результат проделанной работы мы видим в том, что наши выпускники девятого класса выбрали себе профессию в соответствии со своими способностями и намерениями, наметили приблизительно план карьерного роста и жизненный план и установили для себя сроки реализации этого плана.

Просмотров работы: 1276