Социально- психологическая компетентность специалистов служб сопровождения включает в себя способность эффективно взаимодействовать с замещающими семьями, с организациями социальной защиты; умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния замещающих родителей и детей , выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы процессе взаимодействия; умение поставить себя на место другого .
Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Формируется связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности [1, c. 55].
Специалисты служб сопровождения в силу своих профессиональных обязанностей работают с незащищенными категориями населения и в своей работе часто сталкиваются с необходимостью разрешения психологических вопросов .
В процессе решения профессиональной задачи специалисты по работе с замещающими семьями достаточно часто вынуждены сталкиваться с оказанием консультативно-психологической помощи. Поэтому он должен иметь хорошую профессиональную подготовку; быть высокоэрудированным человеком; быть способным предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию; уметь располагать к себе "трудных" подростков, сирот ; иметь профессиональный такт, способный вызывать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека; обладать эмоциональной устойчивостью, уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать [2, c.156].
Специалист служб сопровождения в условиях социально- психологической компетенции должен:
· уметь слушать клиентов целенаправленно и с пониманием;
· наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания в области теории человека и диагностические методы;
· направлять усилия клиентов на разрешение их проблем и завоевывать доверие клиентов;
· находить творческое решение проблем клиентов;
· проводить исследования и интерпретировать их результаты;
· быть посредником и вести переговоры между конфликтующими сторонами [3, c.105].
Так как специалист, работающий с замещающими семьями, тесно контактирует с детьми, он должен обладать знаниями в педагогической области.
Процесс формирования социально- психологической компетентности специалистов служб сопровождения должен ориентироваться на системный, личностно - ориентированный, комплексный подходы, включающий в себя:
- диагностику сформированности социально- психологической компетентности специалистов служб сопровождения;
- определение содержания формирования социально- психологической компетентности;
- поэтапную организацию деятельности, направленной на достижение максимально возможного уровня социально- психологической компетентности специалистов .
Работу по формированию социально- психологической компетентности специалистов служб сопровождения замещающих семей возможно осуществить с помощью разнообразных, эффективных форм и методов работы:
1)Дискуссия.
2)Беседа.
3)Лекция-диалог.
4)Мозговой штурм .
5)Коммуникативный тренинг .
6)Семинары – конференции.
7)Игры.
8)Использование информационных технологий.
9)Метод проектов [4, c.95].
Таким образом, психологическая компетентность у специалистов служб сопровождения должна находиться на самом высоком уровне. Объясняется это тем, что в своей деятельности он решает общепсихологические, дифференциально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы. Помогающее поведение специалиста проходит через различные виды контактов с клиентом, профессиональная помощь клиенту – есть процесс взаимодействия в общении с ним. Специалист может достичь успеха, если он умеет ставить и анализировать цели, видеть просчеты и недостатки собственной деятельности, владеет необходимыми знаниями и умениями, обладает профессионально-значимыми качествами, способствующими установлению и поддержанию контакта с клиентом, позитивному решению его жизненных проблем.
Литература:
1.Ослон, В.Н. Вопросы психологии / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 160с.
2.Абрамова, Е.Н. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей приемного ребенка / Е.Н. Абрамова. – М.:ВЛАДОС, 2010. – 315с.
3. Денисенко, Е.Л. Психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей / Е.Л. Денисенко. – М.:Академия, 2010. – 305с.
4.Нестерова, А.Г. Организация работы cлужбы сопровождения семьи и ребенка / А.Г. Нестерова. – М.: ИНФРА- М, 2009. – 226с.