Человек не может развиваться без общества. Развитие происходит с помощью взаимодействия личности с окружающими, с социальной средой. Благодаря общению друг с другом люди познают не только себя, но и свое окружение и без общения и взаимодействия людей невозможно развитие полноценной личности в человеке.
Актуальность выбранной темы аргументируется тем, что человек коммуникабелен по своей природе, но развитие этой коммуникабельности зависит уже от человека. Приоритетным направлением образования сегодня стало формирование духовно-нравственного потенциала общества, которое определило и повышенный интерес к стилям общения. Общение - неизменный атрибут, сопровождающий образованных и интеллигентных людей в течение многих веков. Конструктивное общение, обмен мнениями – необходимые составляющие профессионала. Именно поэтому так важно исследование стилей общения. Проблема зависимости стиля общения от темперамента и характера личности, в широком ее понимании, обусловлена необходимостью усвоения общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и реализация их непосредственно в общении, что способствует не только личностному и духовному развитию человека, но и социальному, профессиональному его становлению.
Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, по-разному реагируют на внешние раздражители, находятся в различных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми). Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», в которой, хотя она и является одной из старейших разделов психологии, до сих пор не ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.
Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.
В общении всегда присутствую два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. В любом случае содержание обещания сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объемом выполняемых заданий и многими другими переходящими условиями и обстоятельствами.
Понятие стиля общения довольно близко по своей сути понятию характера. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин, изучая проблемы психологии индивидуальных различий, высказали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов. Приемы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента. B.C. Мерлин и Е.А. Климов, разносторонне изучившие индивидуальный стиль деятельности, показали, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно к своему темпераменту. Под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей.
Исследование проводилось на базе Шуйского филиала ИвГУ. Выборку составили испытуемые – студенты (15 чел.) в возрасте от 17 до 19 лет. Целью нашего исследования являлось изучение зависимости стиля общения от темперамента.
Объектом исследования выступили индивидуально-психологические особенности человека.
Предметом исследования является влияние особенностей темперамента на стиль общения.
Для проведения практического исследования были использованы следующие методики:
- Методика Я. Стреляу, определяющая свойства нервной системы и выявляющая их уровня концентрации с целью выявления возбуждения, силы торможения, подвижности и уравновешенности.
- Методика М. В. Русалова, оценивающая свойства темперамента.
- Методика диагностики агрессивности в общении человека.
С помощью практического исследования было наглядно подтверждено, что каждая личность неповторима и индивидуальна (несмотря на то, что иногда ответы совпадали, но абсолютно одинаковых ответов на тесты не было), так же подтвердили, что личность нельзя уместить в жесткие рамки, так как она многогранна и необъятна и может совмещать в себе несколько типов темперамента.
Было выявлено, что испытуемых объединяет энергичность и эмоциональность общения друг с другом, его пластичность, а различия составляют темп работы и стиль общения.
В ходе исследования выявилось, что из трех стилей общения у студентов преобладают авторитарный и демократический. У испытуемых с авторитарным стилем общения прослеживается высокая эмоциональность, гибкость, стремление всех контролировать высокий уровень общения с людьми. Испытуемые с демократическим стилем общения не стремятся управлять группой жестко.
В результате проведения и тестирования по методике выявляющей агрессию, было выявлено, что все пять испытуемых умеренны в своем поведении, адекватно воспринимают критику и стремятся по карьерной лестнице. Так же было выявлено, что у испытуемых с демократическим стилем общения показатель агрессивности средний.
Испытуемыми с авторитарным стилем общения были набраны высокие показатели, они бывают излишне агрессивны и неуравновешны, в некоторых ситуациях нередко бывает чрезмерно жестоким, по отношению к другим.
Видимо, авторитарный стиль общения с людьми обусловлен их внутренней жесткостью норм и ценностей.
Либеральный же стиль общения набрал самые большие показатели по агрессивности. Испытуемые в ходе исследования показали, что могут быть очень жестоки, бескомпромиссны, но в то же время его «попустительское лидерство» неоспоримо, они своеобразные серые кардиналы, которые не вмешиваются в дела коллектива, но если что то произойдет, то разбираться будут по все строгости, не взирая ни на что.
На основании вышеизложенного прослеживаются связи личностных черт испытуемых и их взаимодействие, и влияние этих личностных черт через темперамент на стиль общения испытуемых.
В итоге исследования мы пришли к выводу о том, что изучение темпераментов и стилей общения в равной мере как увлекательно, так и сложно, разработка данной или подобной ей темы является перспективной, так как в правильном общении заключается залог успеха личности, к которому стремятся практически все.
Практическая ценность работы заключается в том, что ознакомление студентов с материалами данной работы поможет им более продуктивно общаться с людьми, быстрее находить к ним подход и эффективнее преподносить значимые для них сведения, учитывая личностные особенности, а самое главное – исключая ненужные стрессы.