РАБОТА НАД ПЕРЕСКАЗОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАБОТА НАД ПЕРЕСКАЗОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Мищенко Д.Е. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждому человеку, живущему в обществе, приходится регулярно вступать во взаимодействие с другими людьми. От успешности этих контактов зависит реализация им своих потребностей, эмоциональный комфорт. Успешность общения зависит от многих факторов. Сюда входят и личностные качества, и условия, в которых протекает общение, а так же знания, умения и навыки эффективного общения. Данный набор является индивидуальным для каждого человека. Совокупность значимых отличий от других людей в психологии называют индивидуальностью. Коммуникативные способности являются одной из составных частей индивидуальности человека, обеспечивают успешность становления человека как субъекта общения.

В современном литературном образовании воплощаются новые тенденции, новые педагогические технологии и методы обучения (личностно-развивающее обучение, интерактивные технологии, технологии критического мышления и т.д.).

Актуальной формой работы по изучению художественного произведения являются все виды пересказов, которые помогают:

• контролировать уровень чтения, развивать читательскую культуру учащихся;

• развивать творческую деятельность учащихся;

• формировать коммуникативные способности и т. д.

Новизна данной работы заключается в том, что в современных условиях использование новых технологий обучения пересказам необходимо для того, чтобы развивать творческое мышление школьников, индивидуальный стиль мышления и речи учащихся.

Психолого-педагогическое исследование позволяет проектировать обучение различным видам пересказов художественного текста в зависимости от возрастных особенностей и в соответствии с уровнем литературно-речевого развития учащихся данного возраста.

Литературное развитие – специальное развитие, оно всесторонне и глубоко связано с общим умственным развитием, но не совпадает с ним.

Литературное развитие – развитие способностей к непосредственному восприятию искусства слова, то есть развитие сложных умений сознательно анализировать и оценивания прочитанное, при этом руководствоваться эстетическими критериями и художественным вкусом, а так же самостоятельно создавать (сочинять) творческие пробы.

Активность читательского сознания необходимо рассматривать как длительный процесс роста и развития. Речь идет о развитии специальном, в совершенно определенной области деятельности: чтение, восприятие художественного произведения, а затем привлечение видов аналитико-синтетической деятельности учащихся.

Развитие наблюдательности, воображения, способности к сопереживанию, эмоциональной сферы и образной памяти, чувства слова, эстетического отношения к произведению, «эстетического отношения к лицу» (А. Пашаев) – всё это естественным образом обеспечивает усиленное обучение учащихся всем видам пересказа художественного текста.

Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление учащихся, память и воображение. Роль пересказов различных видов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Вопросы обучения пересказыванию школьников раскрыты Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, Р.И.Габовой, А.М.Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания учащихся, для развития речи и индивидуального стиля мышления.

Пересказ художественных произведений разных видов положительно влияет на связность речи школьников, способствует развитию навыков выразительной речи у учащихся. Ученики следуют не только образцу литературной речи, подражая ему, но и создают пересказы от лица персонажа, творческие пересказы. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес школьников, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, особенно в процессе подготовки подробного пересказа.

Большое значение на связность речи учеников оказывает пересказ именно литературных произведений. Связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прочитанного художественного текста в устной форме обогащает индивидуальный стиль речи учащихся. А.М.Леушина отмечала, что развитие связной речи должно начинаться с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному рассказыванию.

Учащиеся приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком в выраженном направлении мысли: рассуждения, извлечения, творческого сказывания. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат школьников чётко и последовательно строить рассказ или, не увлекаясь деталями и не упуская главного (краткий) то наоборот, увлекаясь подробностями (подробный).

Пересказ «от лица» и пересказ-извлечение – это творческие виды работы. Особенностью подробного пересказа является то, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ, повесть, и др.), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или современные слова и статистические обороты.

Подготовка пересказов разных видов включает идейно-художественный анализ произведения, перечитывание фрагментов при выборочном пересказе, чтению, постановку художественной задачи, раскрытие сущности данного вида пересказа, «озвучивание», то есть творческая подача в классе и др.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность речи учащихся. Когда ученики следуют образцу литературной речи, то подражают ему яркими фразами автора. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес учащихся, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряет интерес к языку, формируют свой стиль мышления.

Подлинно художественные произведения развивают у учащегося эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения учителем, а так же творческие виды пересказа и их воплощение. Таким образом, пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у учащихся.

Просмотров работы: 1270