РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ «М. ВИДЕО» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ «М. ВИДЕО»

Карасева Е.А. 1
1Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы курсовой работы «Разработка краткосрочной и долгосрочной финансовой политики предприятия» очевидна в нынешних условиях российской действительности. В течении нескольких лет ситуация в мировой экономике ставит перед Россией всё новые и новые непростые задачи, сводящиеся во многом к цели – достижении экономического роста страны. Прошедший год стал особенно тяжелым для дальнейшей экономической политики России. Нарастающая неопределённость в этой сфере заставляет задуматься об источниках роста и о необходимости создания чётких ориентиров для бизнеса в России. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организации, которые в конечном итоге позволят предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.

Она помогает четко формулировать цели и задачи предприятия, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах, а также задаёт направление финансовой деятельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в нужном направлении. В перспективе, проведения таких мер позволяет предприятию выжить в конкурентной борьбе, и, учитывая сложившуюся ситуация в экономике, служить источником экономического роста России, являясь источником роста реального ВВП, прироста дохода на душу населения и др.

Главная проблема большинства отечественных предприятий состоит в неспособности менеджмента управлять предприятием в соответствии с современными экономическими реалиями.

Целью данной курсовой работы является разработка краткосрочной и долгосрочной финансовой политики организации на примере организации реального сектора экономики ОАО "М.Видео".

В рамках данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

  • проведение экспресс – оценки рыночной, инвестиционной, операционной и финансовой деятельности организации на основе данных финансовой отчетности;

  • анализ деятельности организации на основе агрегированных форм отчетности;

  • изучение показателей, характеризующих рыночную деятельность организации;

  • оценка качества управления оборотными активами фирмы;

  • выявление достоинств и недостатков управления расходами организации;

  • оценка результатов расчета показателей прибыли;

  • выявление базовых направлений финансовой политики предприятия;

  • анализ инвестиционной привлекательности фирмы;

  • разработка основных направлений долгосрочной и краткосрочной политики организации на основе данных проведённого анализа.

Объектом данной научной работы является предприятие реального сектора экономики ОАО «М.Видео». Метод исследования автор выбирает в соответствии со своими навыками и знаниями, полученными в ходе обучения. Таковым является анализ основных показателей финансовой деятельности фирмы, в результате чего делаются выводы о финансовой политике фирмы, её достоинствах и недостатках, даются рекомендации, соответствующие реальному положению фирмы и состоянию внешней среды.

Данная научная работа позволит взглянуть на проблему экономического развития России с точки зрения основного элемента экономики любого государства – с точки зрения предприятия. Позволит найти пути решения данной проблемы путем принятия конкретных мер, направленных на улучшения финансового состояния фирмы, позиций его на рынке, и как следствие улучшения состояния экономики государства. По мнению автора необходимо повышать популярность проведения финансовой политики на отечественных предприятиях нашей страны.

1. Экспресс оценка рыночной, инвестиционной, операционной, финансовой деятельности организации 1.1. Роль хозяйствующих субъектов в развитии экономики страны

В настоящее время в нашей стране идёт активное развитие рыночной экономики, которая невозможна без формирования и развития малого, среднего и крупного бизнеса. Однако на этом пути существуют некоторые проблемы, которые, однако, Российское Правительство в последнее время отчетливо осознаёт и предпринимает определенные меры по их устранению. Стоит отметить, что большую роль играет развитие крупных предприятий. Так как они распределяют и минимизируют предпринимательские риски в отличие от малых и средних предприятий. В течение последних нескольких лет наблюдается преобладание в мнении об утрате эффективности работы крупных фирм и необходимости развития индивидуального предпринимательства. При этом такой фактор, как риск игнорируется и признаётся незначительным. Индивидуальный предприниматель при ведении дела принимает на себя весь риск в полном объёме. В отличие от этого крупная фирма распределяет риски по разным направлениям его деятельности и во времени, перераспределяет их, интегрируя работника в сообщество предприятия. Из этого следует, что в случае сокращения производственной активности крупных предприятий возрастает концентрация рисков на отдельных мелких участников экономическое деятельности, что в свою очередь ведёт к возрастанию степени неопределённости и неустойчивости в экономике всего государства.

Одной из проблем развития экономики в России является отток капитала за рубеж. Источники данной негативной тенденции кроются, прежде всего, во внутренних проблемах государства, в том числе и в бизнес-атмосфере в стране. Здесь можно найти множество нюансов сводящихся к необходимости успешной деятельности, конкурентоспособности отечественных предприятий. Необходимо создать условия, при которых российскому обществу будет выгодно инвестировать не за рубеж, а в пользу отраслей, ориентированных на внутренний рынок и рост производительности труда. Для этого необходимо повышать инвестиционную привлекательность отечественных компаний, ориентировать финансовую политику на регулярные выплаты достойных дивидендов. Опять же стоит обратить внимание, что это касается только крупных предприятий. В настоящее время существует проблема игнорирования предприятиями выплаты дивидендов, что приводит к снижению популярности российских фирм как объектов инвестирования и, как следствие, оттоку капитала за границу. А в таких условиях позитивная долгосрочная экономическая динамика невозможна, как и построение современной инфраструктуры, и переход на новый уровень экономического развития нашей страны. В данной научной работе этот вопрос так же будет рассмотрен в рамках конкретного крупного предприятия.

Для обоснования выбранной темы необходимо вспомнить о том, какие именно роли крупное предприятие выполняет не только в отношении государства, но и всего российского общества. С помощью чего оно способно влиять на состоянии экономики в стране. Необходимо понимать, что финансы предприятия имеют особое положение в системе финансовых отношений страны. Они занимают нишу, в которой создаётся общественный продукт, национальный доход и национальное богатство, которые в свою очередь яаляются основополагающим источником финансовых ресурсов страны, её экономических возможностей. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны.

Исходя из этого, роль финансов предприятия состоит в следующем:

  1. Распределение и перераспределение национального дохода и национального богатства среди общества государства в целом.

  2. Обеспечение формирования финансовых ресурсов страны путём увеличения налогооблагаемых баз, то есть увеличение бюджета и внебюджетных фондов

  3. Потоки денежных средств, идущие на предприятие в ходе распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства государства, способствуют деятельности сферы материального и нематериального воспроизводства, обеспечивая их финансовыми ресурсами. Это способствует обеспечению общества в целом продуктами деятельности предприятия, а оно в свою очередь, имеет возможность рпсширять сферы производства.

  4. Так же с помощью финансов фирмы происходит формирование фонда оплаты труда рабочим, фонды материального стимулирования и так далее. Стабильность и своевременность оплаты труда позволяет сформировать грамотную в экономическом плане, устойчивую социальную группу рабочих, заинтересованных в повышение эффективности их труда и качестве выпускаемого продукта и услуги.

  5. Финансы предприятия способствуют равновесию в народном хозяйстве между материальными и денежными фондами, служащими для цели потребления и накопления. От этого равновесия напрямую зависит степень устойчивости национальной денежной единицы, что в настоящее время является одной из важнейших задач экономической действительности России. Без обеспечения этой устойчивости экономический рост страны невозможен.

  6. Финансы предприятия являются средством регулирования отраслевых пропорций в экономике государства. В настоящее время необходимость структурного и отраслевого разнообразия осознают все ведущие финансисты России. Ни для кого не секрет, что страна фактически «сидит на нефтяной игле»., а в свете падения цен на нефть развитие производства в других направлениях просто необходимо.

Подводя итог, на основе всего вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что крупные фирмы играют неумолимую роль в развитии экономики России. В связи с этим успешное функционирование отечественных предприятий является одной из главных составляющих успешного роста экономики страны.

1.2. Краткое описание анализируемого предприятия

"М.Видео" — лидер среди российских розничных сетей в России и одна из крупнейших европейских компаний. Кроме того, "М-Видео" — единственная публичная российская непродуктовая сеть.

«М.Видео» - крупнейшая розничная сеть по объемам продаж электроники и бытовой техники в России. «М.Видео» осуществляет свою деятельность с 1993 года. По состоянию на 30 сентября 2014 г. сеть «М.Видео» включает 358 магазинов в 153 городах Российской Федерации. Торговая площадь магазинов «М.Видео» составляет 617 тыс. м кв., общая площадь – 830 тыс. м кв. За 9 месяцев 2014 года продажи сети «М.Видео» выросли на 3,5% до 125 млрд. рублей (с НДС), в том числе, продажи через Интернет выросли на 76%.1

1.3. Экспресс-оценка рыночной, инвестиционной, операционной и финансовой деятельности организации

Выводы по результатам экспресс оценки деятельности компании

По результатам экспресс оценки деятельности компании можно сделать вывод, что её выручка увеличивается с каждым годом. Отрасль розничной торговли быстро развивается в последнее время. Так же можно сделать вывод о том, что данную организацию можно отнести к крупному бизнесу на федеральном уровне.

Темп прироста выручки (83,7%) более чем в 4 раза превышает номинальный темп прироста емкости рынка (20%), что говорит об увеличении рыночной доли организации и свидетельствует об укреплении рыночного положения организации и об усилении рыночных позиций. Что касаемо рентабельности продаж, то тут мы видим незначительное снижение показателя с 4,1 до 4,02. Это означает ослаблении рыночной позиции, но поскольку темп прироста выручки при этом высок, такое снижение нельзя считать критическим.

Переходя к оценке инвестиционной деятельности организации, в первую очередь нужно отметить довольно значительное снижение коэффициента годности основных средств с 65,2 до 60,3. Это свидетельствует о том, что техническое состояние основных средств организации ухудшается, доля основных средств, пригодных к эксплуатации уменьшается.

Показатели операционной деятельности имеют явную положительную динамику, на основании чего можно сделать вывод об эффективности управления производственными ресурсами — внеоборотными и оборотными активами, а также персоналом.

Анализируя финансовую деятельность предприятия, стоит обратить внимание на резкое снижение такого показателя как плечо финансового рычага с 0,016 до 0,009. Это говорит о том, существует меньший риск для банкира с точки зрения возможности погашения кредита стоимостью имущества предприятия. Негативной тенденцией является уменьшение дифференциала финансового рычага, это ведёт к уменьшению значения эффекта финансового рычага, вместе с этим возрастает уровень финансового риска.

Средневзвешенная стоимость капитала значительно увеличилась, то есть затраты организации на привлечение капитала возросли. Увеличение рентабельности инвестированного капитала говорит о том, что основная деятельность организации эффективна.

1.4. Оценка деятельности организации на основе агрегированных форм отчетности

Для предварительной оценки деятельности организации проводится анализ показателей агрегированных форм отчетности (Таблица 1, Таблица 2)

Таблица 1 - Агрегированный баланс

Показатель

Код

Начало года

Конец года

Изменение за год

Доля фактора в изменении баланса, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Темп прироста, %

Доля в структуре, %

 

АКТИВ

Внеоборотные активы

А4

12539

23,50

14601

25,20

2062

16,44

44,85

1,7

Запасы и НДС по приобретенным ценностям

А3

25726

48,22

34190

59,00

8464

32,90

184,08

10,78

Дебиторская задолженность

А2

1658

3,11

1573

2,71

(85)

(5,13)

(1,85)

(0,4)

Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, прочие

А1

13424

25,16

7581

13,08

(5843)

(43,53)

(127)

(12,08)

Баланс

 

53347

100

57945

100

4598

8,62

100

-

ПАССИВ

Капитал и резервы

П4

12827

24,04

10692

18,45

(2135)

(16,64)

(46,43)

(5,59)

Долгосрочные пассивы

П3

417

0,78

208

0,36

(209)

(50,12)

(4,55)

(0,42)

Краткосрочные кредиты и займы

П2

-

-

-

-

-

-

-

-

Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства

П1

40103

75,17

47045

81,19

6942

17,31

150,98

6,02

Баланс

 

53347

100

57945

100

4589

8,62

100

-

Таблица 2 - Агрегированный отчет о прибылях и убытках

Показатель

Предыдущий год

Отчетный год

Изменения за год

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Темп прироста, %

Доля в структуре, %

Выручка

111937

100

133593

100

21656

19,35

-

Расходы по обычным видам деятельности

108783

97,2

130014

97,31

21231

19,51

98,03

Прибыль от продаж

4601

4,11

5372

4,02

771

16,76

3,56

Прочий результат

1447

1,29

1793

1,34

346

23,91

1,59

Прибыль до налогообложения

4638

4,14

5554

4,16

916

19,75

4,23

Налог на прибыль и отложенные налоги

1264

1,13

1413

1,06

149

11,79

0,69

Чистая прибыль

3374

3,01

4141

3,10

767

22,73

3,55

Дивиденды

(4256)

(3,8)

(6348)

(4,75)

(2092)

(49,2)

(9,66)

Нераспределенная прибыль

3374

3,01

4141

3,10

767

22,73

3,54

Выводы по агрегированным формам отчетности

На основе данных агрегированных форм отчётности можно сделать вывод о том, что ОАО «М.Видео» ведёт очень эффективную инвестиционную деятельность, поскольку рост выручки опережает рост внеоборотных активов почти на 5%. Так же это говорит о том, что имущество организации используется эффективно. Инвестиционная деятельность очень активна, так как наблюдается темп прироста внеоборотных активов свыше 15%.

Стоит обратить особое внимание на значительный темп прироста запасов компании (32,9%) значительно опережающий темп прироста выручки (19,35%). Операционную деятельность организации нельзя оценить позитивно. Наблюдается некоторое снижение эффективности управления соответствующими активами.

Сбытовая деятельность организации характеризуется сокращением статьи А2 на 5,13%. Это может быть вызвано ужесточением кредитной политики организации в отношении своих покупателей и других контрагентов для предотвращения неплатежей за отгруженную продукцию уменьшающих платёжеспособность компании.

Так же необходимо отметить снижение высоколиквидных активов более чем на 40 %. Основываясь на этом, можно придти к выводу о позитивном изменении деятельности ОАО «М.Видео» в сфере денежных потоков, о повышении эффективности менеджмента.

Рассматривая стратегию финансирования организации через удельные веса источников финансирования в валюте баланса, можно заметить, что стратегия, будучи достаточно рискованной на начало года (доля устойчивых источников — всего около 25% валюты баланса), таковой осталась и на конец года, став при этом еще более рискованной (доля устойчивых источников равна 18,8%). Не будет лишним повысить финансовую устойчивость компании, учитывая нестабильную экономическую ситуацию в стране.

Сопоставляя темп прироста валюты баланса (8,62 %) с темпом прироста обязательств (статьи П3, П2, П1 агрегированного баланса) можно отметить снижение финансовой устойчивости компании, поскольку темп прироста валюты баланса увеличивается менее высокими темпами, чем обязательства.

Так как темп прироста выручки меньше темпа прироста обязательства (П1+П2+П3), можно сделать вывод о том, что степень покрытия обязательств компании снижается.

На основе сопоставления темпа прироста выручки (19,35 %) и темпа прироста емкости рынка (20%) можно говорить о сокращении рыночной доли, поскольку выручка предприятия увеличивается в меньшей степени, чем ёмкость рынка. Маржа прибыли в организации сокращается, потому как прибыль от продаж (16,76%) растёт менее высокими темпами, чем выручка. Эту тенденцию можно оценивать как негативную, так как это говорит о понижении конкурентоспособности продукции компании на рынке.

Агрегированный отчет о прибылях и убытках свидетельствует о наличии растущего и платежеспособного спроса на продукцию организации. Имеет место не только значительный рост объема реализации, который свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукции, но и совершенно несущественное снижение маржи с 4,11 до 4,02 , что позволяет подтвердить этот вывод.

Таким образом, общее заключение по результатам рассмотрения аналитических форм отчетности состоит в том, что существуют очевидные проблемы организации — краткосрочность источников финансирования и снижение степени покрытия обязательств (может в перспективе вызвать кризис неплатежеспособности).

2. Разработка и обоснование финансовой политики предприятия 2.1. Разработка краткосрочной финансовой политики

Рыночная деятельность

«Рыночная деятельность, как важнейшая функция должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение того или иного хозяйствующего субъекта на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. Регулирование рыночной деятельности даёт предприятию возможность наилучшим образом распределить свои ресурсы в сфере обращения для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребительского спроса».2

Среди положительных характеристик рыночной деятельности организации можно отметить реальный рост выручки, который составил 19,35%. Данный показатель во много раз превышает темп роста емкости рынка. Такое увеличение выручки свидетельствует об успешной работе предприятия в торговой и производственной деятельности, а так же том, что организация увеличивает свое присутствие на рынке. Высокий удельный вес денежных расчетов в выручке говорит о высокой степени конкурентоспособности продукции. Увеличение оборачиваемости активов с 2,1 до 2,9 является положительным фактором, который не позволит показателю рентабельности терять в значении.

Негативные тенденции наблюдаются в закупочной и сбытовой деятельности организации. Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности. Резкое снижение дебиторской задолженности на нашем предприятии может говорить о проблемах со сбытом продукции предприятия или об уменьшении предоставления предприятием товарных кредитов, т. е в целом о снижении деловой активности предприятия. Так же, стоит отметить уменьшение маржи с 4,1 до 4,02, что говорит о снижении конкурентоспособности продукции.

Основные направления рыночной политики организации

1) Устойчивое положение предприятия на рынке, а так же эффективность тех рынков, на которых оно функционирует, дает возможность организации выбрать инвестирование в расширение существующих видов деятельности в качестве основного направления рыночной политики. Оно подразумевает активное вложение средств во внеоборотные активы, проведение научно-исследовательских работ, обучение персонала, оборотные активы достаточно велики (характерно для торговой сети) и больших вложений в них не требуется.

2) Оценивая будущие возможные темпы прироста объема продаж, необходимо учесть общеэкономические условия, такие как: рост емкости рынка, увеличение интенсивности конкуренции в этой отрасли, изменение рыночной доли предприятия и его финансовых возможностей. В сложившейся экономической ситуации сложно прогнозировать тенденцию изменений прироста рынка. Однако очевидно, что компания, как один из крупнейших игроков на данном рынке сможет сохранить свои позиции.

Управление оборотными активами

Стоимость оборотных активов организации увеличилась за анализируемый период не значительно на 6,21%. Снижение удельного веса оборотных активов вызвано увеличением внеоборотных активов, среди которых нужно отметить увеличение вложений в нематериальные активы почти в два раза.

Структуру оборотных активов по их участию в основной деятельности организации можно оценить в целом положительно, так как доля работающих активов возрастает, а избыточные высоколиквидные активы сокращаются. Но стоит отметить большую долю товарно-материальных запасов в структуре оборотных активов.

По результатам анализа ликвидности активов компании можно сказать, что степень их ликвидности достаточно высока, их структура улучшается за счет снижения удельного веса избыточных высоколиквидных активов (снижение статьи А1 на 43,53%).

Направления краткосрочной финансовой политики в отношении оборотных активов

  1. Управление запасами направленно на определение и поддержание оптимального размера запасов, и обеспечение их финансирования. Контроль над ростом МПЗ и выяснения этого роста, оптимизация объёма МПЗ. Проведения работ по минимизации затрат по обслуживанию запасов.

  2. Принятие различных маркетинговых мер по стимулированию спроса на продукцию в связи с увеличением запасов продукции.

  3. Контроль над дебиторской задолженностью, принятие мер по снижению задолженностей перед организацией хотя бы до уровня предыдущего периода.

  4. Повышение рентабельности активов за счет увеличения их оборачиваемости.

Управление расходами

Одним из основных оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия являются издержки обращения. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия. Проанализируем размер и структуру издержек обращения торгового предприятия ОАО «М.Видео» (Таблица 3).

Таблица 3 – Себестоимость реализации, коммерческие и управленческие расходы

За предыдущий год

Удельный вес

За отчётный год

Удельный вес

Темп прироста

Себестоимость продукции и услуг

82 855

98,17

98 177

97,55

18,49

Транспортировка товаров до магазинов

1 782

2,11

1 759

1,75

(1,29)

Потери в товарно-материальных запасах, за вычетом излишков

160

0,19

204

0,20

27,50

Изменение в резерве на устаревшие и неходовые товарно-материальные запасы

(397)

(0,47)

498

0,49

(255,44)

Заработная плата и соответствующие налоги

7 112

29,17

8 742

29,76

22,92

Расходы на аренду, за вычетом доходов от субаренды

5 327

21,85

6 480

22,06

21,64

Расходы на рекламу и продвижение товаров, нетто

3 289

13,49

3 665

12,48

11,43

Амортизация основных средств и нематериальных активов

1 638

6,72

2 153

7,33

31,44

Складские расходы, включая соответствующие расходы по аренде

1 508

6,18

1 757

5,98

16,51

Оплата коммунальных услуг

1 070

4,39

1 331

4,53

24,39

Безопасность

754

3,09

868

2,95

15,12

Ремонт и техническое обслуживание

760

3,12

781

2,66

2,76

Продолжение таблицы 3

Банковские услуги

554

2,27

779

2,65

40,61

Доставка клиентам

598

2,45

754

2,57

26,09

Консультационные услуги

264

1,08

442

1,50

67,42

Налоги, не включая налог на прибыль

369

1,51

345

1,17

(6,50)

Прочие расходы

1 140

4,68

1 279

4,35

12,9

Прочие расходы

1 140

4,68

1 279

4,35

12,9

Анализ структуры расходов по обычным видам деятельности в разрезе элементов позволяет сделать вывод, что преобладающим элементом являются материальные затраты. В отчетном году они увеличились на 19,24%. Коммерческие и управленческие расходы организации так же увеличились на 20,48%. Имеется позитивная тенденция в отношении уменьшения транспортных расходов и резерва на устаревшие и неходовые товарно-материальные запасы.

Изменение структуры расходов по их функциям (коммерческие и управленческие) показывает, что как коммерческие, так и управленческие расходы увечились в отчетном периоде. Однако нельзя отметить такое увеличение как однозначно негативную тенденцию, поскольку оно связано с ростом объема реализации продукции. Так же стоит отметить что рост затрат не опережает рост выручки на предприятии, что не даёт усомниться в эффективности расходов.

Направление политики в отношении расходов

  1. Определение возможных способов снижения коммерческих и управленческих расходов

  2. Контроль над затратами на консультационные услуги ( темп прироста близок к темпу прироста выручки).

  3. Ужесточение контроля над товарно-материальными запасами, с целью снижения потерь.

Управление прибылью

«Важнейшим качественным показателем, характеризующим деятельность торговой организации, является прибыль (чистый доход). Анализ прибыли торговой организации в основном аналогичен анализу прибыли производственных организаций, однако имеет особенности, вызванные различиями в формировании доходов в торговле».3

Результаты расчётов показателей прибыли ОАО» М.Видео» (Таблица 4).

Таблица 4 - Основные показатели прибыли, млн. руб.

Показатель

Предыдущий год

Отчётный год

Темп прироста, %

Выручка (нетто) от продаж

111937

133593

19,35

Валовая прибыль

27537

32955

19,68

Операционная прибыль

4601

5372

16,76

Прибыль до вычета налога на прибыль

4638

5554

19,75

Итого чистая прибыль, являющаяся совокупным доходом

3374

4141

22,73

Оценивая показатели прибыли компании можно также проверить её деятельность на соответствие «Золотому правилу экономики». «Суть «золотого правила экономики предприятия» заключается в том, что темпы роста прибыли должны превышать темпы роста выручки от продажи товаров и оказания торговых услуг, а темпы роста выручки от продаж должны превышать темпы роста активов. Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста выручки от продажи свидетельствуют об относительном снижении издержек обращения, что отражает повышение экономической эффективности предприятия. Более высокие темпы роста выручки от реализации товаров по сравнению с темпами роста активов организации свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов предприятия. В целом экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом». 4

Темп прироста ЧП > Темп прироста выручки > Темп прироста ОА

(22,73%) (19,35%) (8,6%)

Выполненная оценка данных состояния торгового предприятия по данному правилу показала, что финансовое состояние стабилизировано и полностью соответствует нормативному, что обусловлено выполнением планов фирмы и свидетельствует об эффективном управлении организацией.

Базовые параметры политики управления прибылью

  1. Максимизировать и оптимизировать абсолютную величину чистой прибыли и обеспечить стабильность ее формирования во времени.

  2. В условиях постоянно растущей конкуренции необходимо стимулировать сбыт продукции посредством маркетинговых усилий.

  3. Стимулирование объёма продаж в рыночных сегментах с высокой маржей прибыли для дальнейшего повышения выручки от продаж.

  4. Принятие мер по сохранению высокого уровня эффективности использования ресурсов предприятия путём контроля над ростом затрат.

  5. Систематический контроль над формированием финансовых результатов, и определение факторов влияющих на его изменения.

  6. Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

  7. Планирование основных показателей прибыли.

2.2. Разработка долгосрочной финансовой политики

Базовые направления финансовой политики

В течение года финансовая политика ОАО «М.Видео» существенно изменилась: собственный капитал уменьшился на 16,6%, величина собственного накопленного капитала так же снизилась на 30,3%. В то время как банковские кредиты к концу года увечились практически на 63% . Увеличение заемного капитала, можно оценивать с положительной стороны, так как увеличилась и его рентабельность.

Доля заемного капитала в структуре источников финансирования преобладает, и это вполне типично для торговой организации, поскольку одной из ключевых особенностей работы всех торговых организаций можно отметить низкое значение уставного и собственного капитала.

Стоит так же отметить большую долю добавочного капитала в отчётном периоде 42,7%. Абсолютная величина данного источника не менялась за рассматриваемый период. Это достаточно высокое значение говорит о том, что основные средства уже не новые.

Изучение стоимости чистых активов показывает, что их стоимость значительно превышает акционерный капитал организации в отчётном периоде. Это свидетельствует о высокой устойчивости организации, обеспеченности акционерного капитала реальным имуществом, а так же о том, что организация имеет значительную степень свободы в принятии решений, которые связаны с её обеспеченностью бессрочными источниками финансирования. Уровень рентабельности чистых активов 50,2% можно оценить как очень высокий. Это говорит о рациональности управления структурой капитала, способности организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками.

Анализируя состав и структуру кредиторской задолженности можно сказать, что она вполне типична для торговой организации, в её структуре преобладает торговая кредиторская задолженность перед третьими сторонами.

Базовые направления финансовой политики

  1. Увеличение реального собственного капитала за счет увеличения размера акционерного капитала, а также за счет накопления нераспределенной прибыли хотя бы уровня предыдущего периода;

  2. Пересмотр средневзвешенных величин запасов продукции на складах на день, неделю, месяц. Снижение уровня запасов происходит в результате планирования остатков запасов;

  3. Усиление работы по взысканию дебиторской задолженности, в результате которой происходит повышение доли денежных средств, ускорение оборачиваемости оборотных средств, и т.д.;

  4. Принятие мер по балансировке таких показателей как кредиторская и дебиторская задолженность для увеличения финансовой устойчивости компании, снижения риска банкротства.

  5. Поиск путей уменьшения торговой кредиторской задолженности, которая кроме большого удельного веса имеет тенденцию к росту. Ужесточение контроля над структурой кредиторской задолженности.

Инвестиционная привлекательность

По результатам оценки инвестиционной привлекательности организации, можно сделать вывод, что данная компания является инвестиционно привлекательной. Организация устойчива, существует обеспеченность акционерного капитала реальным имуществом, также фирма имеет значительную степень свободы в принятии решений. Деятельность компании прозрачна, на официальном сайте можно найти всю необходимую инвесторам информацию.

Базовые направления инвестиционной политики

  1. Снижение себестоимости оказываемых услуг

  2. Повышение эффективности инвестиций.

  3. Снижение риска инвестиционной деятельности.

  4. Увеличение производства и повышение качества продукции, предъявляемой к продаже и качества самой торговой услуги.

  5. Расширение и повышение уровня развития производственного аппарата, задействованного в оказании услуги или обслуживании процесса получения, хранения и доставки товара до покупателя.

Заключение

В ходе выполнения данной научной работы была достигнута её цель - разработка краткосрочной и долгосрочной финансовой политики организации на примере организации реального сектора экономики ОАО "М.Видео".

В рамках данной цели были решены поставленные задачи, такие как проведение экспресс – оценки на основе данных финансовой отчетности; анализ деятельности организации на основе агрегированных форм отчетности; изучение показателей, характеризующих рыночную деятельность организации; оценка качества управления оборотными активами фирмы; выявление достоинств и недостатков управления расходами организации; оценка результатов расчета показателей прибыли; выявление базовых направлений финансовой политики предприятия; анализ инвестиционной привлекательности фирмы; разработка основных направлений долгосрочной и краткосрочной политики организации на основе данных проведённого анализа.

Был основательно изучен объект данной научной работы данной. Основываясь на своих знаниях автор попытался взглянуть на проблему экономического развития России с точки зрения основного элемента экономики любого государства – с точки зрения предприятия, предложил пути решения данной проблемы путем принятия конкретных мер, направленных на улучшения финансового состояния фирмы, позиций его на рынке, и как следствие улучшения состояния экономики государства.

В научной работе была проанализирована финансовая отчетность такого торгового предприятия как ОАО «М.Видео».

Проведение экспресс–оценки ключевых показателей деятельности организации на основе данных финансовой отчетности показало, что данную организацию можно отнести к крупному бизнесу на федеральном уровне. Организация имеет тенденцию к сохранению своих лидирующих позиций среди конкурентов, о чём свидетельствует превышение темпа роста выручки по сравнению с темпом прироста ёмкости рынка. Показатели операционной деятельности также имеют явную положительную динамику, на основании чего можно сделать вывод об эффективности управления производственными ресурсами. Но есть и негативные тенденции. Имеется незначительное ослабление рыночной позиции, о чём говорит уменьшение показателя рентабельности продаж. Так же стоит обратить внимание на такую негативную тенденцию, как ухудшение технического состояния основных средств. Так же наблюдается уменьшение дифференциала финансового рычага, это ведёт возрастанию уровня финансового риска.

Далее был проведён анализ деятельности организации на основе агрегированных форм отчетности. На основании данного анализа можно сделать вывод о том, что фирма ведёт очень эффективную инвестиционную деятельность, имеются позитивные изменении в сфере управления денежными потоками, повышение эффективности менеджмента. Можно уверенно говорить о наличии растущего и платежеспособного спроса на продукцию организации, так как имеет место не только значительный рост объема реализации, но и совершенно несущественное снижение маржи. Однако существует проблема в операционной деятельности компании, которая заключается в неоправданные рост запасов, опережающий темп прироста выручки. Так же необходимо обратить внимание на крайнюю рискованность проводимой политики финансирования, это приводит к возрастанию риска банкротства. Вместе с тем снижается финансовая устойчивость компании и степень покрытия обязательств.

Следующим шагом была разработка краткосрочной финансовой политики.

Рыночная деятельность предприятия имеет как положительные, так и отрицательные тенденции. Рост выручки в разы превышает рост ёмкости рынка, что свидетельствует об успешной работе компании в торговой и производственной деятельности, организация увеличивает своё присутствие на рынке. Негативные тенденции наблюдаются в закупочной и сбытовой деятельности фирмы. Сюда же можно отнести и уменьшение маржи, что свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции.

Структуру оборотных активов по их участию в основной деятельности организации можно оценить в целом положительно, так как доля работающих активов возрастает, а избыточные высоколиквидные активы сокращаются. Данная структура оборотных активов может быть признана оптимальной. По результатам анализа ликвидности активов компании можно сделать вывод о том, что степень их ликвидности достаточно высока, их структура улучшается за счет снижения удельного веса избыточных высоколиквидных активов. В целом оборотный капитал возрос незначительно.

Анализ структуры расходов по обычным видам деятельности в разрезе элементов позволяет сделать вывод, что преобладающим элементом являются материальные затраты. Произошло увеличение как коммерческих, так и управленческих расходов в отчетном периоде. Однако нельзя отметить такое увеличение как однозначно негативную тенденцию, поскольку оно связано с ростом объема реализации продукции.

По результатам анализа управления прибылью в организации было выявлено, что соотношение темпов прироста ключевых показателей прибыли является оптимальным, качество прибыли организации достаточно высокое. Так же управление прибылью соответствует «Золотому правилу экономики»: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки от продажи товаров и оказания торговых услуг, а темпы роста выручки от продаж превышают темпы роста активов.

Разработка долгосрочной финансовой политики.

Был осуществлён анализ базовых направлений финансовой политики, в ходе которого было выявлено, что в течение года финансовая политика ОАО «М-Видео» существенно изменилась: собственный капитал уменьшился, как и величина собственного накопленного капитала. Так же произошло увеличение заемного капитала, что нельзя оценить однозначно. С оной стороны это способствовало повышению его рентабельности, но это же привело к снижению финансовой устойчивости организации, и увеличению рисков. Этому же способствует преобладание в структуре обязательств краткосрочной кредиторской задолженности. Так же стоит отметить необходимость дальнейшего роста дебиторской задолженности для уменьшения финансовой неустойчивости организации, связанной с преобладанием кредиторской задолженности над дебиторской в разы.

По результатам оценки инвестиционной привлекательности организации, можно сделать вывод, что данная компания является инвестиционно привлекательной. Фирма достаточно устойчива, существует обеспеченность акционерного капитала реальным имуществом.. Деятельность компании прозрачна, на официальном сайте можно найти всю необходимую инвесторам информацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные в курсовой работе задачи решены, а её цель достигнута. Разработанная финансовая политика, выявлены сильные и слабые стороны организации в области финансов, позитивные и негативные тенденции. Разработаны подробные базовые направления финансовой политики организации.

В целом, компанию «М.Видео» можно смело оценивать как успешный, быстро развивающийся бизнес с долгосрочными целями и достаточно конкурентоспособной продукцией. Такая крупная фирма вполне может рассматриваться как образец проведения успешной финансовой политики, о чём свидетельствуют не только преобладание позитивных моментах в процессе анализа тех или иных показателей, но и лидирующая доля на рынке среди конкурентов. Однако, в свете последний событий даже такому крупномасштабному бизнесу необходимо задуматься о непрерывном, тщательном планировании, проведении долгосрочной и краткосрочной финансовой политики. Предприятия данного типа несут колоссальную социальню ответственность перед обществом, являются источником формирования реального ВВП, создают огромную налогооблагаемую базу. Фактически они являются основой развития экономики в нашей стране, рост экономического благосостояния России невозможен без финансовой успешности подобных фирм.

Библиографический список
  1. Анализ хозяйственной деятельности. /Под ред. Белобородовой В.А. -М.: Финансы и статистика, 2012. – 420 с.

  2. Бровкина , Н.Д. Анализ отчета о прибылях и убытках // Экономиский анализ. - 2010. - № 6. – 45 с.

  3. Ершова , С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - СПб.: СПбГАСУ, 2007. - 155 с.

  4. Консолидированная финансовая отчетность ОАО «М-Видео» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://invest.mvideo.ru – Загл. с экрана.

1 Консолидированная финансовая отчетность ОАО «М-Видео» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://invest.mvideo.ru – Загл. с экрана.

2 Ершова , С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - СПб.: СПбГАСУ, 2007. – 95С.

3 Бровкина , Н.Д. Анализ отчета о прибылях и убытках // Экономиский анализ. - 2010. - № 6. – 39С.

4 Анализ хозяйственной деятельности. /Под ред. Белобородовой В.А. -М.: Финансы и статистика, 2012. – 122С.

19

Просмотров работы: 8813