ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА

Абрамовских Н.В. 1, Силивончик С.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Какими бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Многие ученые отмечают, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Актуальность исследования по проблеме творческого развития ребенка заключается в обеспечении развития личности ребёнка младшего школьного возраста, источниками которого выступают два вида деятельности. Во-первых, любой младший школьник развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счёт приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребёнком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, младший школьник в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний, потому что способствует развитию у младшего школьника самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Таким образом, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребёнка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развитие творческих способностей очень сложное, но важное дело. И для успешной реализации этого необходимо тесное и систематическое сотрудничество семьи и школы. Сам же педагог должен терпеливо относиться к проявлениям у учащихся творчества.

Изучение проблемы развития творческих способностей предопределено современным темпом и уровнем развития науки и техники. Совершенствование технологий во всех областях жизнедеятельности человека имеет двойственное значение для развития общества.

С одной стороны, высококачественное обеспечение деятельности освобождает человека от рутинной работы, давая великолепную возможность для раскрытия творческого потенциала. С другой стороны, ограничивает проявление таких качеств личности, как умение ставить задачу и находить многочисленные пути её решения, стремление к познанию, желание применить свои знания для решения новых проблем.

Таким образом, повсеместное использование последних достижений науки и техники может служить причиной негативных изменений психологических качеств личности, в частности, снижение творческого потенциала. По мере возрастания технических возможностей - возрастает и опасность упрощения нашего восприятия мира.

На сегодняшнем этапе развития общества к числу основных задач современной педагогической науки, помимо передачи ребёнку определенного запаса необходимых знаний, умений и навыков, относится развитие определенных психических качеств личности, позволяющих творчески и продуктивно применять содержание образования на практике, а также нравственно и психологически готовить к реализации личностный потенциал, обеспечивая возможность его дальнейшего гармоничного развития.

Занятия детей в творческих объединениях позволяют познавать мир, расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, а также служат условием самовыражения личности, средством развития духовной и эмоциональной сфер ребёнка. Кроме того, подобные занятия позволяют развивать мышление, сообразительность и память. Ведь в процессе занятий школьник учится пересказывать текст, воображает то, о чем пишет и подбирает соответствующие иллюстрации к материалу.

Особое значение при рассмотрении психологических особенностей процесса творчества имели работы Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Лейтеса Н.С., Леонтьева А.Н., Пономарева Я.А., Рубинштейна С.Л., Ротенберга В.С., Теплова Б.М. и др.

Обнаружено, что специально организованная познавательная деятельность ведёт к изменению эмоционального отношения к учению, что является основой для формирования положительных мотивов и активно-деятельностного состояния личности в учебном труде. Обучаемые экспериментальных групп по сравнению с контрольными - легче генерируют оригинальные творческие идеи, что обусловлено богатством и разнообразием их мыслительной деятельности.

Успешное развитие творческих способностей возможно при отсутствии тормозящих факторов, наличии положительного психологического климата, систематической организации учебной деятельности (самостоятельности постановки учебной цели, выделении способов умственных действий и др.).

Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд. Таким образом, игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.

Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Если с самого детства творческому развитию ребенка не уделялось достаточного внимания, то раскрыть его способности в старшем возрасте будет намного сложнее. Это связано с тем, что у маленьких детей отсутствует негативный опыт самовыражения, и они не боятся проявлять свои способности. Так же в младшем возрасте дети только начинают познавать мир, а их действия не скованы шаблонами и стереотипами, которые появляются с приобретением опыта. Что бы вызвать интерес к творчеству и раскрыть способности школьника необходимо предоставить ему на некоторое время полную свободу действий во время досуга, и пронаблюдать какой деятельности он посвящает свое время. Проблема, с которой сталкивается большинство родителей – это отсутствие у детей желания заниматься чем-либо в свободное время. Большинство детей, предпочитает просмотр телевизора или компьютерные игры. Но и эта проблема преодолима. Конечно, раз речь идет о творчестве, то и подход должен быть соответствующим. Например, предложите ребёнку придумать сюжет компьютерной игры или мультфильма. Одновременно сократите время для просмотра телевизора. Мотивируя ограничение, придумайте такую причину, которая бы не вызвала у ребёнка протеста против родителей. Например, объясните, что телевизор можно смотреть не больше двух часов, чтобы не повредить зрение. Обязательно придумайте увлекательное занятие для ребенка, которое компенсирует ограничение.

Принуждение к занятиям творчеством не даст никаких результатов, кроме разлада в отношениях. Поэтому родители должны заинтересовать ребенка. В младшем возрасте дети любят копировать родителей, что можно использовать в нужных целях. Кроме того, родители могут стать активными участниками творческого процесса с ребёнком в ходе подготовки текста в стенгазету или подбор иллюстраций к тексту.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач для развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности. Многие ученые считают, что наиболее адекватной формой развития творческих способностей является обучение творческой деятельности младших школьников.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Литература:

?????

Просмотров работы: 1734