ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ.

Тюфанова А.П. 1, Орлова А.В. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в связи с политическим кризисом в Украине и ситуацией вокруг Республики Крым, возникло напряжение в международных экономических отношениях, влияющее на дальнейшее развитие, как нашей страны, так и всего мирового сообщества в целом. В условиях глобальной экономики каждое государство, в той или иной степени вовлечено в отношения на мировом рынке, однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России подобная зависимость проявляется, в первую очередь, в обеспеченности страны такими стратегически важными товарами, как продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для промышленного производства, а также в экспорте нефти и газа.В последние месяцы наблюдаются изменения в международном товарообороте РФ, связанные с проводимой Европейским союзом, США, Канадой и рядом других странсанкционной политикой, включающей следующие меры: замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки.

В мае 2014 г. был опубликован доклад Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) об ограничительных мерах, применяемых к товарам из Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. По результатам проводимого ЕЭК мониторинга внешней торговли в I полугодии 2014 г. было выявлено 104 меры, ограничивающие доступ на рынки в отношении товаров, происходящих из стран-членов Таможенного союза. Большую часть торговых барьеров составили антидемпинговые меры - 50 мер, включая 5 антидемпинговых расследований, которые проводятся в настоящее время. Также применяются 4 дискриминационных акциза, 2 запрета на импорт, 6 количественных ограничений, в том числе 2 тарифные квоты, 9 прочих нетарифных барьеров, 1 ограничение импорта по номенклатуре, 2 сбора, 9 специальных защитных мер, включая 5 ведущихся расследований, 5 санитарных и фитосанитарных мер, 9 технических барьеров, в том числе 2 случая угрозы их введения.

В отношении товаров из государств - членов Таможенного союза Евросоюз применяет 20 ограничительных мер, а США - 13 мер. Страны СНГ применяют 35 ограничительных мер, большая часть которых приходится на Украину (16 мер) и Узбекистан (8 мер).

При анализе отраслевой структуры санкций против России, можно обнаружить, что основными направлениями являются ключевые отрасли экономики РФ: нефтяная, газовая, атомная и военная промышленность, а также банковский капитал.

Так какосновная доля экспорта России ориентирована на европейские страны, то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка.

По данным таможенной статистики в январе-сентябре 2014 года внешнеторговый оборот России составил 597,9 млрд. долларов США и по сравнению с январем-сентябрем 2013 года снизился на 2,9%. Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 523,5 млрд.долларов США, со странами СНГ – 74,4 млрд.долларов США.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 164,7 млрд.долларов США, что на 8,6 млрд. долларов США больше, чем в январе-сентябре 2013 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 140,2 млрд.долларов США (увеличение на 8,4 млрд.долларов США), со странами СНГ – 24,5 млрд. долл. США (увеличение на 0,2 млрд. долларов США).

ЭкспортРоссии в январе-сентябре 2014 года составил 381,3 млрд. долларов США и по сравнению с январем-сентябрем 2013 года снизился на 1,2%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-сентябре 2014 года приходилось 87,0%, на долю стран СНГ – 13,0%.

Данные ФТС РФпозволяют проследить динамику внешнеторгового оборота РФ с ноября 2013 по сентябрь 2014 года (рис. 1.). [5]

Рис. 1.Внешняя торговля РФ по месяцам в период с ноября 2013 г. по сентябрь 2014 г.(млн. долларов США)

Основу российского экспорта в январе-сентябре 2014 года в страны дальнегозарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны равняется 74,7% (в январе-сентябре 2013 года – 74,9%), на втором месте металлы и изделия из них – 7,7% (7,4%), далее идёт продукция химической промышленности - 4,9 % (5,2%). Доля машин и оборудования, а также продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-сентябре 2014 года составила по 3,0% (в январе-сентябре 2013 года 3,3% и 2,3% соответственно). Экспортлесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий –2,0% (1,8%).

Стоимостный объем в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе-сентябре 2014 года возрос на 4,2%, продовольственных товаров и сырья – на 30,2%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – на 12,0%. Однако стоит отметить снижение стоимостного объема товаров по сравнению с январем-сентябрем 2013, а именно топливно-энергетических товаров на 0,5%, продукции химической промышленности– на 5,8% , машин и оборудования – на 8,3%, в то же время возросли стоимостные объемы поставок механического оборудования на 35,0%, электрооборудования – на 16,0%.

Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта угля каменного на 9,8%, нефтепродуктов – на 9,2%, в том числе: бензина автомобильного – на 9,7%, керосина на – 71,7%, дизельного топлива – на 12,3%, топлив жидких – на 2,6%. Физические объемы экспорта нефти сырой снизились на 3,3%, газа природного – на 2,0%.

Возросли физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них на 9,8%, чугуна – на 10,1%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 12,7%. Поставки алюминия необработанного сократились на 17,2%.По сравнению с январем-сентябрем прошлого года объем экспорта продукции химической промышленности увеличился на 12,3%, объемы поставок легковых и грузовых автомобилей возросли на 12,5% и 27,5% соответственно, экспорт необработанных лесоматериалов возрос на 13,6%, пиломатериалов – на 9,0%, фанеры – на 15,2%, бумаги газетной – на 19,4%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-сентябре 2014 года доля топливно-энергетических товаров составила 46,1% (в январе-сентябре 2013 года – 46,9%). Доля экспортамашин и оборудования в январе-сентябре 2014 года осталась на уровне января-сентября 2013 года и составила 15,4%, продукции химической промышленности – 10,8 % (10,9%), металлов и изделий из них – 10,0% (11,3%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 7,5% (6,3%) и лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-сентябре 2014 года составила 4,1% (3,7%).

Стоимостный объем топливно-энергетических товаров по сравнению с январем-сентябрем 2013 года снизился на 8,6%, машин и оборудования на – 7,3%, в том числе: механического оборудования – на 14,1%, электрооборудования – на 9,1%. Также снизился стоимостный объем экспорта химической продукции на 8,5 %, металлов и изделий из них – на 17,9%. Вместе с тем возрос стоимостный объем экспорта средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) на 13,7%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 10,2 %, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – на 3,2%.

Снизились физические объемы экспорта нефти сырой на 18,1%, бензина автомобильного – на 3,8%, дизельного топлива – на 19,4%, легковых автомобилей – на 0,7%, грузовых автомобилей – на 28,5%, химической промышленности – 3,4%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 6,7%, чугуна – на 15,7%, алюминия – на 24,1%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 10,1%. Вместе с тем возросли физические объемыэкспорта керосина на 8,2%, топлив жидких, не содержащих биодизель – на 34,1%. продуктов органической химии – на 6,9%, фармацевтической продукции – на 6,9%, пластмасс и изделий из них – на 6,3%. Возросли физические объемы закупок свинины на 86,7%, масла сливочного – на 29,9%, сыров и творога – на 12,1%. Физический объем экспорта пиломатериалов увеличился на 13,8%, фанеры – на 5,1%.

Импорт России в январе-сентябре 2014 года составил 216,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем-сентябрем 2013 года снизился на 5,8%. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-сентябре 2014 года приходилось 88,5%, на долю стран СНГ – 11,5%.

В товарной структуре импортаиз стран дальнего зарубежья долямашин и оборудования в январе-сентябре 2014 года составила 50,4% (в январе-сентябре 2013 года – 50,7%), продукции химической промышленности – 16,8% (16,7%), продовольственных товаров и сырья для их производства составила 13,3% (12,9%),металлов и изделий из них –5,7% (5,9%).

Стоимостный объем импорта машины и оборудование по сравнению с январем-сентябрем 2013 года снизился на 5,2%, в том числе: механического оборудования – на 5,2%, электрического оборудования – на 3,1%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 14,7%, инструментов и аппаратов оптических – на 4,2%, химической промышленности – на4,2%, металлов и изделий из них – 7,6%.

Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 17,6%, грузовых автомобилей – на 20,3%, продукции химической промышленности - 6,4%, органических химических соединений сократился на 4,8%, фармацевтической продукции – на 4,1%, пластмасс и изделий из них – на 1,7%, черных металлов и изделий их них – на 17,6%, в том числе: труб – на 27,5%. а металлов и изделий из них – на 16,2%. Физические объемы поставок продовольственных товаров возросли по сравнению с январем-сентябрем 2013 года на 4,5%, при этом физические объемы закупок свежемороженого мяса сократились на 23,4%, мяса птицы – на 16,8%, рыбы свежей на – 5,2% сыров и творога – на 23,4%. Возросли физические объемы поставок масла сливочного на 2,9%, кофе – на 13,0%, кукурузы – на 20,3%.

В товарной структуре импортаиз стран СНГв январе-сентябре 2014 года доля машин и оборудования составила 25,9% (в январе-сентябре 2013 года – 32,2%). Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-сентябре 2014 года составил 15,2% (16,4%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 17,2% (15,1%), топливно-энергетических товаров – 7,5% (5,3%) и продукции химической промышленности– 11,9% (11,0%).

Стоимостный объем импорта машин и оборудования по сравнению с январем-сентябрем 2013 года сократился на 30,5%, в том числе: механического оборудования – на 12,6%, электрического оборудования – на 25,9%, железнодорожного оборудования – на 61,0%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 26,0%. металлов и изделий из них – на 20,2%, продовольственных товаров – 1,8%, химической промышленности – 6,8%. Однако стоимостный объем энергетических товаров по сравнению с январем-сентябрем 2013 года увеличился на 22,1%.

Физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 45,6% и 14,5% соответственно, металлов и изделий из них – 8,7%, черных металлов и изделий из них снизились – на 7,7%, в том числе: труб – на 7,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 2,6%. Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем-сентябрем 2013 года снизились на 2,3%: мяса птицы снизились на 12,3%, свинины – на 46,9%, сыров и творога – на 21,4%, пшеницы – на 47,0%. Вместе с тем возросли физические объемы закупок свежемороженого мяса на 17,5%, молока и сливок – на 19,0%, сливочного масла – на 31,9%, цитрусовых – в 2,1 раза.Возросли физические объемы закупок каменного угля на 2,2%, газа природного – на 4,4%, бензинаавтомобильного – в 2,4 раза, а керосина – в 2,1 раза.Физические объемы поставок химической промышленностипо сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 6,4% продуктов неорганической химии – на 9,4%, каучука и резиновых изделий – на 25,3%. Вместе с тем возросли физические объемы закупок мыла – на 40,4%, удобрений – в 4,8 раза.[5]

Рис. 2. Внешняя торговля РФ по месяцам в период с января по сентябрь 2014 года (млн. долл. США)

Анализируя данные рис.2 можно говорить о нестабильности товарооборота, экспорта и импорта РФ по месяцам 2014 года относительно аналогичного периода 2013года. Пики роста показателей внешней торговли приходятся на март, май и июль с курсом на дальнейшее снижение. При сравнении показателей относительно предыдущего месяца можно также говорить о нестабильности, с более резкими скачками, однако с ростом значений по данным на сентябрь.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-сентябре 2014 года приходилось 49,0% российского товарооборота (в январе-сентябре 2013 года – 49,8%). На страны СНГ в январе-сентябре 2014 года приходилось 12,4% российского товарооборота (в январе-сентябре 2013 года – 13,3%), на страны Таможенного союза – 6,7% (7,0%), на страны ЕврАзЭС – 7,0% (7,3%), на страны АТЭС – 26,4% (24,6%).[5,6]

Основные торговые партнеры России в январе-сентябре 2014 года среди стран дальнего зарубежья по данным ФСГС представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам (млрд. долларов США) в период январь-сентябрь 2014 года

Страны

Товарооборот в период январь-сентябрь 2014 года (млрд. долл. США)

Темпы роста (%) к аналогичному периоду 2013 года

1

2

3

Китай

66,7

102,5

Нидерланды

57,7

101,9

Германия

52,5

96,1

Италия

37,7

95,3

Турция

23,7

100,5

Япония

22,8

95,6

США

22,4

112,5

Республика Корея

20,6

113,4

Польша

18,3

91,4

Великобритания

15,5

89

По данным таблицы имеет место существенное сокращение товарообмена России со странами ЕС, что является следствием установления санкций. Однако на торговле РФ с США это не отразилось и напротив наблюдается рост. Анализируя товарооборот России с восточными странами, можно говорить о позитивной динамике вследствие установления более тесных партнерских отношений.

Ответная экономическая политика РФ включает в себя ряд мероприятий, направленных на стабилизацию национальной экономики. В ответ на санкционные меры против ряда российских официальных лиц и депутатов МИДом РФ был подготовлен список санкций в отношении официальных лиц и членов Конгресса США и граждан Японии. Государственный Совет Республики Крым опубликовал на официальном сайте список лиц, пребывание которых считается нежелательным в Республике Крым. В список вошли 320 человек, среди которых ведущие украинские политики, депутаты Верховной Рады Украины.

Как защитная мера и «стимул для развития российского аграрного сектора» было введено ответное российское эмбарго на санкции Запада. Следствием санкций и эмбарго стало стремление России переориентироваться на новые рынки, обеспечить продовольственную безопасность и поддержать национальные компании.

Постановлением Правительства России от 7 августа 2014 г. №778 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» сроком на один год запрещен ввоз в нашу страну сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Речь идет о товарах из государств, которые ввели экономические санкции в отношении российских юридических или физических лиц или присоединились к такому решению: США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. Под запрет попали, в частности, мясо крупного рогатого скота, свинина, рыба, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты, орехи, сыры, творог.Исключение из списка - товары, предназначенные для детского питания.[3] Впоследствии 20 августа 2014 года из санкционного списка были исключены безлактозное молоко, мальки лосося и форели, семенной картофель, лук, гибридная сахарная кукуруза и лук, биологически активные добавки.

Также были ограничены государственные закупки товаров лёгкой промышленности у иностранных поставщиков в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд". В перечень товаров попали ткани, верхняя одежда, спецодежда, нательное белье, а также одежда из кожи и меха. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза. Решение вступило в силу с 1 сентября 2014 года

Расчеты ФНС за 2013 г. показывают, что под санкции попали товары, составляющие 19,5% российского импорта продовольствия. Для стран, попавших под санкции, доля экспорта запрещенных к ввозу в нашу страну товаров, составила 13% от общей доли продовольствия, поставляемого этими странами на мировой рынок.

Основными характеристиками экономической политики России под действием санкций можно назвать создание новой модели экономического роста, направленной на продуманное импортозамещение и стимулирование внутреннего потребления.

Импортозамещение, представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, а также соответствующей профессиональной подготовки и образования широких слоев населения. Стратегия импортозамещения должна опираться на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. Особенно это актуально для страны, чей уровень производственных отраслей отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Это положение для нашего государства особенно актуально. Технологическое отставание РФ от ведущих мировых экономик по отдельным направлениям и технологиям составляет многие десятки лет [1].

Основой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи ограничения и дискриминации импорта. Политика импортозамещения основывается на обеспечении национальной и государственной безопасности, достижении независимости в важных отраслях, достижении положительного сальдо торгового баланса, а также создания благоприятной среды для роста числа национальной промышленных лидеров для выхода на глобальный рынок.

Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечиваетповышение конкурентоспособности отечественной экономики на внешних рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления.

Выпуск качественной конкурентоспособной продукции, снижение импортоёмкости производства и объемов некритического импорта на деле должны быть важными задачами экономического развития РФ. Полностью отказаться от импортной продукции невозможно, но всерьез задействовать спящий ресурс импортозамещения стоит. Здесь есть варианты – либо самостоятельно организовывать новые производства, либо привлекать инвесторов. В современных условиях невозможно заменить весь импорт, особенно в условиях вхождения нашего государства в ВТО, при этом проблема импортозамещения не должна решаться в ущерб качеству. В настоящее время РФ необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения [1,с.301-303].

Реализовываться эта программа должна по трем направлениям. Первое должно охватывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном количестве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличить выпуск потребляемой продукции.

Второе направление охватывает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых необходимо наладить в сжатые сроки. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке.

Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении – сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения.

Поэтому сегодня необходима серьезная модернизация государственной политики. Она должна учитывать весь комплекс вопросов продовольственной безопасности, для решения которых необходимо помимо государственной поддержки и стимулирования развития отечественного производителя также выработать и закрепить в законодательном порядке механизмы повышения доступности и качества продукции, предусматривая в том числе:

  • внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю качества и безопасности пищевых продуктов;

  • разработку системы адресной продовольственной помощи наиболее нуждающимся слоям населения;

  • стимулирование перехода к выпуску отечественных продовольственных товаров под торговыми марками;

  • развитие инфраструктуры рынка продовольственных товаров. [2]

Таким образом,при сложившихся обстоятельствах на мировомрынке импортозамещение только положит начало борьбе с импортозависимостью современной России и позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных санкций, а также стабилизировать ресурсное обеспечение экономики, тем самым обеспечить экономическую безопасность государству.

Дальнейшее развитие российской экономики неразрывно связано с импортозамещением, которое создаст условия для появления собственных производств в высокотехнологичной сфере и позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность отечественной промышленности.

Литература

  1. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 (ред. от 20.08.2014) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167643/

  2. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167363/

  3. Доклад ФСГС «Социально-экономическое положение России» январь – сентябрь 2014 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086922125

  4. Внешняя торговля России в 2014 году. [Электронный ресурс]. – Режим достпа:http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=20140&Itemid=1977

  5. Бурко Р.А. Роль импортозамещения в экономике России [Текст] / Р. А. Бурко // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 301-303.

  6. Корбут А.В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции и проблемы: - [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf182-26/vestniksf182-26010.htm

Просмотров работы: 4318