СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Кирюхина М.Ю. 1, Строкин К.Б. 1, Строкин К.Б. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ивановский государственный политехнический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История существования управление неотрывно связана с самой историей человечества, но впервые системно к проблеме управления подошли древние египтяне, которые признали необходимость в целенаправленности организации деятельности людей, ее планирование и контроля над результатом, а также впервые поставили вопрос о децентрализации управления.

Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Любая деятельность человека всегда носит управленческий характер и протекает в организации. В археологии доказано, что доисторические люди часто жили организованными группами. Древние и современные организации создавались и создаются для достижения определенных целей и разрешения различных задач, а для успешного достижения поставленных целей и выполнения своих функций в организации должны осуществляться управленческие функции.

Понятие управление неоднозначно и поэтому до сих пор трактуется по-разному. Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при минимальных расходах времени и ресурсов. Большой энциклопедический словарь дает универсальное определение управления, как "элемента, функции организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ". Исходя, из вышесказанного можно сказать, что существование и функционирование организации невозможно без управления. Но в настоящее время сложившиясия в современных условиях новые взгляды на понятие «управление» дает наш взгляд некоторые дополнение к определению: «Управление – осознанный непрервный процесс субъекта на объект управления для достижения четко намеченной цели с оптимальными результатами при минимальных расходах времени и ресурсов с применением инновационых подходов и улучшением мотивации.

С 1910 года управление было научной дисциплиной, а уже в 1911 году, когда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», управление стало наукой и самостоятельной областью исследования. Тейлор характеризовал научное управление как: "Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния".

Управления опирается на выработанные и обоснованные принципы и методы, на управленческую теорию и идеологию.

Слово «принцип» от латинского «principium» - первоначало, основа

  • исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат);

  • внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь).

В изначальном смысле слова—некая субстанция (вода, воздух, огонь или земля в античной философии) или закон (дао в древнекитайской философии), которые лежат в основе мироздания и из которых можно объяснить все существующее. Первым подобное представление о принципе (назвав его «архэ») ввел Анаксимандр, увидевший подобное начало в «беспредельном, безграничном, бесконечном» апейроне.

Для Аристотеля принцип — это первопричина, для Декарта — самоочевидная основа всякого мышления и познания («мыслю, следовательно, существую»), для Канта — конститутивные и регулятивные правила «чистого разума», для Д. Мура («Принципы этики») — методология этических исследований.

Принципы управления - своеобразный фундамент, определяющий основные требования к системе, структуре и организации управления, являющийся не исходным пунктом познания, а его закономерным результатом. Принципы могут изменяться, если изменяется достигаемая цель.

Любое предприятие имеет свою систему управления, в которую входят как субъект так объект управления, а также содержание, или процесс управления и социальные ресурсы.

1.Субъект управления - это лицо или группа лиц, вместе называемая управляющей системой, которая осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивают достижение поставленных целей.

2.Объект управления — общество и его элементы (государство, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, трудовой коллектив, семья, личность и т. д.), вместе называемой управляемой ситемой, на которые направлено управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и развития.

В качестве объекта управления выступают отношения между людьми, существующие на различных уровнях управления (государство, регион муниципальное образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой коллектив, семья, личность).

3.Содержание, или процесс управления. Процесс управления - это совокупность последовательных действий субъекта и объекта управления, направленных на достижение определенных результатов. Действия состоят из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств. Исходя из определения, можно сказать, что содержание, или процесс управления выступает как анализ управления, результатами которого может, служит основой для развития новых функций управления.

4. Социальные ресурсы - мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, демографические, инновационные, организационные и др.

Методы управления - это совокупность приемов и способов при помощи, которых реализуются функции управления для достижения поставленных организацией целей.

Метод (от др. греч. μέθοδος — путь исследования или познания) – это совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности

Функции управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

Основными функциями управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

Важнейшей функцией управления считают планирование— непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

В последнее время мотивация приобретает все большее значение в системе управления, так как достижения поставленных организацией целей зависит от человеческого фактора.

Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации.

Рассмотрев точки зрения других научных авторов со стороны психологии и объединив их в одно целое, мы даем более полное определение мотивации управления.

Мотивация управления - процесс стимулирования и побуждения деятельности человека или группы людей, направленный на достижения определенных целей с помощью движущих сил, которые находятся как внутри, так и вне человека и заставляющие осознано иль не осознанно, совершать определенные поступки.

Существует 2 типа современных теорий мотивации:

Содержательные – они базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Представители: А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг.

Процессуальные – исходят из того, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Представители: Врум - теория ожидания, Адамс – теория справедливости, Портер – Лоулер – комплексная теория мотивации, Хэкмен и Олдхем – теория характеристик работы.

Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения организацией намеченных целей. Контроль разделяют на: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль.

В целом, контроль состоит из установки стандартов, измерения достигнутых результатов, проведения корректировок, если достигнуты результаты, отличающиеся от установленных стандартов.

Предварительный контроль осуществляется до начала работы организации. Он используется в трех отраслях: в области человеческих ресурсов (подбор кадров); материальных ресурсов (выбор поставщиков сырья); финансовых ресурсов (формирование бюджета фирмы).

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ и повседневной деятельности организации, и предполагает регулярную проверку подчиненного персонала, а так же обсуждение возникающих проблем. При этом обязательно необходима обратная связь между подразделениями и верхним управленческим эшелоном организации для обеспечения ее успешной деятельности.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он дает информацию руководителю организации для более оптимального планирования и осуществления в дальнейшем аналогичных задач.

Для успешной деятельности и гарантии качества работы организации существует на наш взгляд еще и эксплуатационный контроль, который включает в себя периодические осмотры, контрольные проверки и (или) мониторинг состояния результатов работы.

Организация существует как объект управления.

Организация - это группа объединенных и работающих вместе людей, во главе с руководителем, для достижения общих целей. Организации создаются для достижения самых разных целей, удовлетворения различных потребностей людей, поэтому они разнообразны, имеют различное назначение, расположение, меры, внешний вид, строение. В основном организации являются сложными системами, состоящими из подразделений (частей организации), имеющих свою цель работы, увязанную с общей целью и имеют следующие общие параметры:

- общие цели;

- преобразование ресурсов для достижения результата (основные ресурсы, используемые организацией - это люди (трудовые ресурсы), капитал (деньги, основные фонды), материалы, технология и информация;

- зависимость организации от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей

- разделение труда. Разделение всей работы на части называется горизонтальным разделением труда;

- образование подразделений в сложных организациях. Подразделения организации выполняют свои специфические задания и добиваются конкретных целей;

- необходимость и наличие управляющего органа.

Взаимосвязь с внешней средой является важной характеристикой организации.

Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие - к среде косвенного воздействия.

К основным факторам среды прямого воздействия относят:

  • поставщики трудовых ресурсов и капитала;

  • законы и органы государственного регулирования;

  • потребители;

  • конкуренты.

К переменным факторам среды косвенного воздействия:

  • государственно-политические;

  • экономические;

  • социально-демографические;

  • международные;

  • научно-технологические;

  • правовые.

Чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей организации должны эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения.

Чтобы преуспеть в международной среде, руководитель должен понимать и принимать в расчет различия в культуре, экономике, законодательстве и политической обстановке.

Основные переменные внутренней среды организации:

  • структура;

  • цели;

  • задачи;

  • технология;

  • люди.

Если организация достигла своей цели, она считается достигшейся успеха.

Составляющие успеха организации:

  • выживание;

  • результативность и эффективность;

  • производительность.

  • осуществления в дальнейшем аналогичных задач.

Выше мы выделили эксплуатационный контроль как способ обеспечения успешной деятельности предприятия, но основании этого появляется еще одно составляющее успеха организации – прохождение эксплуатационного контроля.

На всех уровнях управления огромное внимание уделяется принципам и методам формирования организационных структур. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Формирование целей и задач организации.

2. Формирование оптимального разделение труда между органами управления и отдельными работниками.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Поддержания соответствия между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления.

Важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими.

Список источников:

  1. Брасс А.А. Основы менеджмента. Мн.: Экономика, 2009.;

  2. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2009;

  3. Лешапель Ж. "Идеи Анри Файоля". М., 1924;

  4. Мескон М. Х.,Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента". М., 1997.

  5. Файоль А. "Позитивное управление". М., 1924.

7

Просмотров работы: 1955