Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Общество с ограниченной ответственностью «Сапсан - регион», образовано в соответствии с учредительным договором, заключенным 14 мая 2006 года. Сокращенное наименование: ООО «Сапсан - регион». Местонахождение Общества: 450044, Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Тюленина, 12.
Основной целью Общества является удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять виды деятельности согласно Устава ООО «Сапсан - Регион», не запрещенные законом, в том числе:
оптово-розничная торговля, в том числе торговля путем открытия сети магазинов;
бытовые услуги населению и юридическим лицам
торгово-закупочная деятельность;
оказание транспортных услуг населению и юридическим лицам;
производство и реализация, закуп у населения сельхозпродукции и продуктов ее переработки и пр.
В настоящее время компания «Сапсан-Регион» является дистрибутором на территории Республики Башкортостан следующих производителей:
Табачные производители - «Донской табак», «Погарская табачная фабрика», «Союзконтракттабак».
Чайно-кофейные производители – «Ахмад ти», «Акбар бразерс», «Империал ти», «Ристон», «Гринмоз», «Батлер», «Юнилевер».
Снэковая продукция – «Сибирский берег», «Русская картошка», «Московкий картофель».
Кондитерская продукция – «Русский бисквит», «Кондитеская фабрика «Победа», «Кондитерская фабрика «Золотая печать», «Кондитерская фабрика «Максимов», «Перфетти Ванмелле», «Контидерская фабрика «Меньшевик», «Русский продукт»,
Штучная продукция – «Свидиш Матч», «Вимедком», «АМК-Маркет».
Основными видами деятельности ООО «Сапсан-регион» являются оптовая и розничная торговля, реализация товаров и оказание транспортных услуг по доставке продукции населению и юридическим лицам.
Перечень реализуемой продукции, которая дает наибольший оборот, рентабельность представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Структура реализуемой продукции по ассортиментным группам в 2012-2013 гг.
№ п/п |
Ассортиментная группа |
доля оборота, %, 2012г |
сумма, тыс. руб., 2012г. |
доля оборота, %, 2013г. |
сумма, тыс. руб., 2013г. |
1 |
Чай, кофе, какао |
19 |
39265,21 |
22 |
130589,36 |
2 |
Табачные изделия |
21 |
43398,39 |
20 |
118717,6 |
3 |
Карамель, конфеты, шоколад |
18 |
37198,62 |
15 |
89038,2 |
4 |
Сухарики, чипсы, морепродукты |
7 |
14466,13 |
13 |
77166,44 |
5 |
Печенье, кексы, рулеты |
15 |
30998,85 |
11 |
65294,68 |
6 |
Консервация, соки |
11 |
22732,49 |
9 |
53422,92 |
7 |
Продукция Кинг-Лион |
9 |
18599,31 |
6 |
35615,28 |
8 |
Супы, приправы, бульонные кубики, кисель |
0 |
0 |
4 |
23743,52 |
9 |
итого |
100 |
206659 |
100 |
593588 |
Графически распределение реализуемой продукции в 2013 году представлено на рисунке 1.
Рисунок – 1 Распределение реализуемой продукции ООО «Сапсан-Регион» в 2013 г.
Проанализировав данные таблицы 1 и рисунка 1 можно сделать вывод, что наибольшую долю в структуре реализуемой продукции ООО «Сапсан-регион» составляет чай, кофе, какао – 22 %, табачные изделия – 20 %, карамель, конфеты, шоколад – 15 %, сухарики, чипсы, морепродукты – 13 %, печенье, кексы, рулеты – 11 %. Затем по убыванию в структуре реализуемой продукции расположены продукция консервация, соки – 9 %, продукция Кинг-Лион – 6 %,супы, приправы, бульонные кубики – 4 %.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объемов продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
К категории прибыльных товаров относятся «дойные коровы», потенциально прибыльными являются «звезды» и, возможно, «трудные дети», неприбыльными в настоящий момент являются «собаки». Для ООО «Сапсан – Регион» товарные группы распределились в следующем соотношении (таблица 2):
Таблица 2 - Категории товаров по торговому предприятию
Категория товаров |
Наименование товарной группы |
Доля в товарообороте, % |
«Дойные коровы» |
Чай, кофе Табачные изделия |
21,3 18,8 |
Всего |
40,1 |
|
«Звезды» |
Конфеты, карамель, шоколад |
11,4 |
Сухарики, чипсы, морепродукты |
15,6 |
|
Всего |
27,0 |
|
«Трудные дети» |
Печенье, кексы, рулеты Консервация |
9,5 10,1 |
Всего |
19,6 |
|
«Собаки» |
Продукция «Кинг-Лион» |
2,6 |
Консервация |
8,1 |
|
Супы, приправы, бульоны, кубики, кисель |
2,6 |
|
Всего |
13,3 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что товарный портфель предприятия является несбалансированным, так как на долю «трудных детей» должно приходиться 10% товаров, «Звезд» – 30 %, «Дойных коров» – 55 %, «Собак» – 5 %. Таким образом, на предприятии необходима разработка эффективной товарной политики, но для этого необходим анализ более мелких групп товаров. В быстро изменяющейся среде фирма должна постоянно оценивать структуру своей деятельности, своевременно принимая решения о прекращении выпуска неприбыльных и бесперспективных товаров.
Любое предприятие, действующее на рынке, рассматривается не само по себе, а с учетом всей совокупности факторов внешней среды. Одним из важнейших факторов являются конкуренты, без учета и изучения которых невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Изучение конкурентов дает фирме представление о ее положении на рынке. Контроль за конкурентами позволяет удовлетворять специфические запросы покупателя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, фирма получает возможность стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Критерием выбора конкурента стало в первую очередь его местоположение относительно ООО «Сапсан – Регион» в пределах шаговой доступности (5-10 минут), так как большую часть товаров предприниматели г. Белорецка и Белорецкого района Республики Башкортостан (53,5 %) приобретают в близлежащих оптовых базах республики, а также г.Магнитогорска Челябинской области.
Вторым – схожесть товара и ассортимента, реализуемого предприятием.
В результате в качестве основных конкурентов были выделены следующие торговые предприятия:
ООО «Продовольственный дом»;
ООО «Продукты».
Для определения конкурентной позиции на рынке каждого из предприятий необходимо определить занимаемую ими долю.
Доля рынка – соотношение между объемом продаж товаров данного предприятия и объемом продаж товаров, реализуемых в данной товарной категории всеми предприятиями, действующими на данном рынке. Так как рассматривается не весь рынок г. Белорецка, а только его сегмент, то доля рынка каждого из предприятий будет определена как отношение товарооборота предприятия к суммарной величине товарооборота исследуемых предприятий. Тогда распределение долей рынка между данными предприятиями можно представить следующим образом на рисунке 2.
Рисунок - 2 Распределение долей рынка части г. Белорецка и Белорецкого района РБ между предприятием и конкурентами
Согласно степени доминирования на рынке (занимаемой доле рынка), на сегодняшний день «лидером» является ООО «Продовольственный дом», так как большинство потребителей целевой части г. Белорецка и Белорецкого района предпочитают здесь совершать крупные покупки, что обеспечивает ему наибольший товарооборот среди конкурентов.
ООО «Продукты» имеет сильную конкурентную позицию и следует за лидером, но на значительном расстоянии, экономя силы и средства.
ООО «Сапсан – Регион» занимает 25 % рынка и имеет слабую конкурентную позицию.
Фирмы-конкуренты реализуют практически один и тот же товар, во многом сходится ассортимент. Для привлечения предпринимателей на исследуемых торговых предприятиях регулярно проводятся промо-акции, розыгрыши. Однако они не носят определенного систематического характера и период и сроки их проведения определяются производителями товаров, а не самим торговым предприятием.
В таблице 3 представлены основные факторы внешней (макросреды) и внутренней среды (микросреды) предприятия, которые оказали наибольшее влияние на ООО «Сапсан-Регион».
Таблица 3 - Влияние факторов внутренней и внешней среды ООО «Сапсан - Регион»
Фактор |
Влияние фактора |
1 |
2 |
Факторы внешней среды |
|
1. Экономические факторы и стадия жизненного цикла рынка |
Рынок продуктов питания в г. Белорецке находится на этапе роста, о чем свидетельствуют его ежегодные высокие темпы роста (до 20% и прогнозируется 12% до 2020 года). Под действием этого фактора идет усиление конкуренции между предприятиями торговли. Исследуемому предприятию приходится снижать цены и осуществлять поиск путей обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке. |
2. Социально-демографические факторы |
Рост уровня жизни и доходов потребителей приводит к росту покупок и положительно влияет на деятельность исследуемого предприятия. Но вместе с тем растут требования, предъявляемые покупателями к процессу совершения покупки, которые необходимо учитывать в своей деятельности ООО «Сапсан – Регион» |
3. Технологические факторы |
Особенно сильное влияние оказало развитие НТП. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо соответствовать все более возрастающим требованиям к технологии и оборудованию. Результатом стало то, что предприятие начало внедрение АСУ |
4. Политические |
Деятельность предприятий торговли регулируется законодательными актами и законами. Государственное регулирование заставляет с помощью лицензирования и сертификации повышать качество реализуемых товаров и услуг. Торговое предприятие в своей деятельности должно соблюдать защиту прав потребителей, обеспечивать безопасность труда, время работы, минимальную заработную плату |
Факторы внутренней среды |
|
1. Поставщики. |
Данный фактор оказывает слабое воздействие, так как у предприятия длительные и выгодные связи. |
2. Конкуренты. |
Работа в непосредственной близи сразу нескольких торговых компаний (ООО «Продовольственный дом», ООО «Продукты») более привлекательных по ряду параметров (обслуживание, цены, имидж предприятий) привело к тому, конкурентам удалось привлечь основную часть покупателей ООО «Сапсан – Регион». Под давлением конкурентов была введена система дисконта. |
3. Персонал |
Невнимательность персонала к покупателям и его недостаточная компетентность также является отрицательным фактором. |
4. Руководство. |
Предприятие лишь недавно стало частным (2 года назад). Но административно-управленческий персонал остался прежним, а вместе с ним сохранилось отношение к предприятию как к государственному. Поэтому основная цель любого торгового предприятия – получение прибыли – в данном случае даже не ставится. |
В таблице 4 представлены главные конкурентные силы, оказывающие влияние на ООО «Сапсан - Регион» согласно модели Портера.
Таблица 4 - Влияние на ООО «Сапсан – Регион» пяти сил конкуренции
Сила конкуренции |
Влияние |
1. Соперничество между имеющимися конкурентами |
В настоящее время на рынке г. Белорецк достаточно много предприятий оптовой торговли. Таким образом, эта угроза имеет сильное влияние на данное предприятие. |
2. Угроза появления новых конкурентов |
Эта угроза также является одной из самых существенных для предприятия. Рынок г. Белорецка является довольно перспективным с точки зрения столичных и иностранных сетей. |
3. Угроза появления товаров и услуг-заменителей |
В настоящее время развиваются Интернет-магазины и телефонные службы прямой доставки заказов на дом. Однако их удельный вес в общем товарообороте города невысок, поэтому данная угроза сильного воздействия на предприятие не оказывает. |
4. Способность поставщиков торговаться |
Эта угроза также несущественна для ООО «Сапсан – Регион», так как предприятие существует уже 30 лет, имеет длительные связи с поставщиками, кроме того, поставщики предоставляют предприятию максимально возможные скидки и идут на уступки по условиям оплаты и доставки, о чем было сказано выше. |
5. Способность покупателей торговаться |
Большинство сетей предоставляют своим покупателям дисконтные карты и скидки на некоторые товары, что исследуемое предприятие предложить не может. При этом следует отметить тот факт, что многие покупатели чувствительны к различным скидкам. Поэтому руководством ООО «Сапсан - Регион» было принято решение о введении с октября 2010 года дисконтных карт, дающих 2% скидки на товары. С 1 января 2012 года скидка по дисконтным картам увеличилась до 5%. |
Кроме того, следует отметить барьеры ООО «Регион-Сапсан» для входа и выхода на исследуемый рынок (таблица 5).
Таблица 5 - Барьеры ООО «Регион-Сапсан» для входа и выхода на исследуемый рынок
Барьеры для входа на рынок: |
|
Барьеры для выхода с рынка: |
|
Таким образом, ООО «Регион-Сапсан» необходима выработка конкурентной стратегии, направленная в будущее и позволяющая обеспечить ему устойчивое конкурентное положение на заданном рынке. Это можно сделать на основе анализе и оценке конкурентоспособности торгового предприятия.
На основании результатов проведенного анализа деятельности предприятия, выявленных слабых и сильных сторон, можно сделать вывод, что ООО «Регион-Сапсан» в настоящий момент менее конкурентоспособно по отношению к своим конкурентам, но имеет возможности для дальнейшего развития. Для этого необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие улучшению конкурентного положения ООО «Сапсан - Регион», обратить внимание на его миссию, выработать цели и разработать конкурентную стратегию.
На исследуемом предприятии они никогда не определялись, а для эффективной деятельности торгового предприятия в современных условиях их выработка необходима. Кроме того, их нужно постоянно пересматривать, уточнять и дорабатывать, а также принимать управленческие решения для достижения желаемых результатов.
Можно предложить следующие мероприятия, которые приведут к повышению экономических показателей деятельности ООО «Сапсан-Регион» (г.Белорецк):
совершенствование маркетинговой деятельности с помощью введения в штат менеджера по поиску клиентов;
усиление продвижения за счет изменения рекламной политики.