ЛЕГЕНДАРНЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛЕГЕНДАРНЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Юдин А.В. 1, Вакуленко И.Б. 1
1Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выдающийся советский авиконструктор Владимир Михайлович Петляков был создателем одних из лучших бомбардировщиков Великой Отечественной войны - Пе-8 и Пе-2. Колледж, в котором я учусь, носит его имя, и мне, как будущему технику, было и важно, и интересно узнать как можно больше об этих самолетах. Особенно эта тема актуальна сейчас, когда мы готовимся к 70-летию Великой Победы.

Необходимость в советском пикирующем бомбардировщике возникла после анализа воздушных боев в небе Испании. Именно там нейтрализация советских истребителей модифицированными "мессершмиттами" (Ме-109Е) дала простор пикирующим бомбардировщикам "юнкерс" (Ju-87). Имеющиеся в то время в разработках самолеты ВИТ и ВИТ-2 конструкции Поликарпова в серию не пошли по нескольким причинам, из которых не последней была опала конструктора. Создание же пикирующего бомбардировщика требовало решения серьезных технических задач, таких, как обеспечение прочности конструкции при значительных перегрузках, высокая грузоподъемность, маневренность, скорость в горизонтальном полете и не слишком большой разгон при пикировании. Самолет должен был иметь внешние бомбодержатели, чтобы при отрыве бомб во время пикирования не повредить его конструкцию. Поскольку перегрузки в нижней точке пикирования могли быть слишком велики, нужно было разработать автоматическое устройство, которое помогало бы летчикам перевести машину в горизонтальное положение.

В 1939-1940 гг. велись работы по совершенствованию двух самолетов: один на базе бомбардировщика СБ, а другой - "сотка" Петлякова, который изначально задумывался как тяжелый двухмоторный истребитель. Последний и пошел в серию, поскольку совместил в себе свойства и истребителя, и бомбардировщика. Его цельнометаллическая конструкция выдерживала более чем 10-кратную перегрузку. Самолет развивал скорость до 540 км/ч (650 км/ч в пикировании), мог выполнять фигуры высшего пилотажа, пикировал под углом 60-65°.

Бомбардировщик имел цельно металлическую конструкцию, лишь для обшивки руле и элеронов использовали полотно. Это был первый максимально электрифицированный самолет, с помощью электродвигателей отклонялись органы управления, выпускались шасси и тормозные щетки. На машине имелась электромеханическая система, помогающая входить в пикирование и выходить из него после сброса бомб.

Экипаж частично защищался бронёй, в частности из бронеплит было выполнено сидение пилота. Бомбы подвешивались как в бомболюках, так и на внешней подвеске.

С первых дней Великой Отечественной войны Пе-2 зарекомендовал себя как прекрасный пикирующий бомбардировщик. По скорости с ним не мог сравниться ни один немецкий фронтовой бомбардировщик.

Освоение Пе-2 для бомбометания с пикирования оказалось очень не простым делом, важно было не попасть под разлет осколков своих же бомб, поэтому в начале войны предпочитали не рисковать и бомбить с горизонтального полета.

Пилотировать машину было непросто, но летчикам она нравилась. Прославленный летчик И.А. Маликов по три раза в день поднимал свой Пе-2 в трудные дни Московской битвы. После ранения Маликову ампутировали ногу, но и с протезом он сначала освоил небесный тихоход По-2, а затем снова летал на любимой "пешке" до самого конца войны.

Новатором выступил Иван Полбин - командир одного из полков Пе-2, весной 1942-го отработал тактику бомбардировку с пикирования. Зайдя над объектом, Пе-2 образовывали замкнутый круг и затем, сохраняя дистанцию 500-600 м, один за другим пикировали на цель под углом до 70°. Неоднократно Пе-2, завидев бомбардировщики врага, шли в атаку. Набрав скорость, они, как истребители, заходили к ним в хвост, открывали огонь и побеждали. "Это не машина, а чудо", - говорил Полбин, а его подчиненные шутили: "Мы выводим нашу "пешку" в ферзи. Она любому королю сможет дать мат..."

Этот опыт он передал сначала летчикам своего полка, потом дивизии, которой стал командовать. К сожалению, сам Иван Федорович погиб в феврале 45-го это был его 157-ой вылет.

Пе-2 активно применялся во фронтовых частях, а также в полках морской авиации. Основными целями бомбардировщиков были железно дорожные станции и мосты танковые колонны противника и аэродромы, позиции вражеских войск на передовой. Пе-2 служил и как фронтовой разведчик, с самолета разбрасывали агитационные листовки на оккупированные территории немцами.

Всего за время Великой Отечественной было выпущено свыше 11 тыс. Это был самый массовый советский бомбардировщик.

Тактико-технические характеристики Пе-2: Двигатели - 2хВК-105РФ по 1250 л.с.Размах крыльев - 17,16 мПлощадь крыльев - 40,5 кв.м.Длина - 12,66Взлетный вес - 8250 кгМаксимальная скорость - 540 км/чПотолок - 8800 мДальность полета - 1500 мЭкипаж - 3 человекаВооружение - 3 пулемета калибра 12,7 мм, 2 пулемета калибра 7,62 мм Бомбовая нагрузка - 600 кг

Оборона Москвы, битва за Сталинград, Курская дуга и наконец взятие Берлина, во всех операциях великой отечественной принимали участия пикирующие бомбардировщики Петлякова.

Так уж случилось, но самому конструктору не довелось дожить до дня Победы. Еще в январе 42-го года он должен был вылететь в одну из строевых частей, чтобы на месте ознакомиться с боевой работай своей машины. Полетел он туда на Пе-2. Из-за сложных метеоусловий самолет потерпел катастрофу, Владимир Петляков погиб. Имя конструктора навечно вписано в историю.

После гибели авиаконструктора ТБ-7 он же АНТ-42 был переименован в Пе-8. Этот дальний тяжелый бомбардировщик был единственным самолетом, который с подмосковных аэродромов мог долететь до Берлина. 4 двигателя, мощное оборонительное вооружение, 3 тонны бомбовой нагрузки.

В конце декабря 36-го года летчик испытатель Михаил Громов первый раз поднял машину в небо через пол года приступили к совместным с ВВС Госс испытаниям, а в мае 38-го года ТБ-7 приняли на вооружение страны.

Серийное производство новой машины организовали в Казани.В 30-ые годы в руководстве страны не было четких взглядов на роль этой машины в современной войне. Зачем разрушать города и заводы на территории врага когда в ответ на молниеносные удары их можно захватить в целости и сохранности? К тому же ресурсы Советского союза были ограниченны. Для производства ТБ-7 не хватало ни алюминия ни двигателей.Серийный выпуск бомбардировщика то прерывался то снова возобновлялся.

В июле 1941 г. из таких самолетов сформировали первое боевое соединение под командованием известного полярного летчика М.В.Водопьянова, а уже в августе 1941 г. это соединение совершило налет на Берлин. При выполнении этого дальнего полета ТБ-7 несли по три тонны бомб. т.е. в несколько раз больше, чем двухмотороные дальние бомбардировщики. Из-за выявившейся ненадежности дизельных двигателей на ТБ-7 стали устанавливать АМ-35А.

После начало войны немецкая авиация совершила первый налет на Москву, Сталин решил нанести по Берлину ответный воздушный удар.8 августа с острова Эзед ушли на задание ДБ-3 морской авиации, а через 2 дня настал черед и ТБ-7. Они поднялись в воздух с прифронтового аэродрома Пушкина из 7 вылетевших тяжелых бомбардировщиков, отбомбились по Берлину только 4 машины, а назад вернулось всего 2.Потери были слишком большие, но несмотря на это был достигнут политический эффект. Советский народ и весь мир увидел что Берлин не остается без наказана. После августовской эпопеи самолеты продолжают летать по дальним и ближнем целям. Было выполнено еще несколько налетов на Берлин и города восточной Пруссии.

Именно на таком самолете экипаж летчика Э.К.Пусэпа в 1942 г. доставил в США. а затем обратно в Москву советскую дипломатическую миссию во главе с В.М.Молотовым.

На самолете «Пе-8» («ТБ-7») впервые, раньше чем в США и Англии, были подняты 5-тонные бомбы, хотя действия самолета в наших условиях часто бывали скорее тактическими, чем стратегическими. В мае 1943 г. «Пе-8» бомбили Кенигсберг, а на Курской дуге в июле 1943 г. сбрасывали 5-тонные бомбы на немецкую ударную группировку.

Боевая карьера пе-8 закончилась в августе 44-го на самолетах были выявлены усталостные трещины в лонжеронах и все машины поставили на доработку. Всего построили 93 самолета пе-8, эти машины оставили заметный след в истории велико отечественной войны, за 4 года боёв пе-8-ые обрушили на врага более 5 млн. килограмм бомб.

Благодаря наличию тяжелых бомбардировщиков пе-8 удалось сформировать слетанный и бое способное соединение, которое после войны составили основу стратегической авиации советского союза.

Пе-2 и Пе-8 - основные самолеты советской бомбардировочной авиации - сыграли выдающуюся роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Они применялись как бомбардировщики, разведчики, истребители, воевали на всех фронтах и в морской авиации всех флотов. В руках советских летчиков Пе-2 и Пе-8 в полной мере раскрыли заложенные в них возможности. Скорость, маневренность, мощное вооружение плюс прочность, надежность и живучесть были их отличительными чертами. Пе-2 и Пе-8 были популярны у летчиков, предпочитавших зачастую эти машины иностранным. С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны они служили верой и правдой, приближая долгожданную Победу.

Просмотров работы: 1586