Популярная сегодня фитнес-аэробика свою историю начала как комплекс упражнений против болезни коронарной артерии. Именно для лечения этого заболевания доктор Кеннет из Техаса изобрел новую систему тренировок. А через некоторое время стало ясно, что изобретенная программа упражнений превосходно сказывается на здоровье обычного населения. Поэтому в 1968 году эксперт по физической культуре Кеннет Купер выпустил книгу «Аэробика». В ней он предлагал испытать оздоровительную силу новой программы занятий. И этот вид спорта с огромной скоростью распространился по всему миру.
Примерно в это время фитнес-аэробика появилась и на просторах СССР. Но наибольшее количество ее поклонников было в Москве. Именно здесь начали появляться инструкторы по аэробике, открываться первые фитнес-клубы. И желающих испытать на себе новый зажигательный комплекс упражнений становилось все больше и больше.
Такое внимание связано еще и с тем, что этот вид спорта был очень доступным. С 1984 по 1991 год тренировки регулярно транслировались на Центральном телевидении. В то время фитнес-аэробика России состояла из 12 комплексов упражнений. Первой свою программу на телевидении представила знаменитая фигуристка Наталия Линичук. За ней последовали балерина Лилия Сабитова, мастер спорта по спортивной гимнастике Елена Букреева, актриса Елена Скороходова и другие.
Для того, чтобы понимать и оценить уровень становления методик фитнес-аэробики, необходимо изучить предпосылки этих методик и проанализировать нынешнее положение данного направления.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире нарастает осознание роли физической культуры и спорта, её методик как совокупность факторов самосовершенствования.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Совокупность методик занятий в фитнес-аэробике.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Становление методики занятий в фитнес-аэробике.
ЦЕЛЬ: Изучить, выявить и обосновать методические аспекты методики занятий в фитнес-аэробике.
ГИПОТЕЗА: Если выполнить следующие задачи, то это позволит достичь желаемого результата.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить ранее разработанные методики занятий в фитнес-аэробике.
2. Изучить существующие методики занятий в фитнес-аэробике.
3. Выявить методологические аспекты существования методик в фитнес-аэробике.
Принято говорить о двух направлениях в области оздоровительного фитнеса: европейской и восточной. В основе различий систем физической культуры Востока и Запада лежат различия менталитета, философии, национальные особенности, которые выразились и в области физических упражнений. В программах фитнеса, разработанных в рамках европейской культуры и культуры Востока, используются различные механизмы управления движениями. Истоками западного искусства движения являлись танцы, пришедшие к нам из ритуала, из психофизического опыта архаического человека познавать свою сущность и лечить себя и своих соплеменников, а также рациональный функциональный подход (физические упражнения направлены на улучшение фигуры и функционирования сердечнососудистой системы). Принципиальным в европейской системе является эстетика тела, которой так тщательно уделяли внимание и прорабатывали в Древней Греции и Риме. В этом легко убедиться, если обратиться к скульптуре Древней Греции и Рима.
Искусство движения на Востоке (популярная сейчас китайская система оздоровительной тренировки – ушу с ее разновидностями, так же как и система другой восточной физической культуры – йоги) - это философия, целая система древнейших заповедей. Это наука о жизни в единстве с природой. Любая восточная система физических упражнений в той или иной степени связана с медитацией. Восток щедро делится своими сокровищами, важно с умом распоряжаться ими, учитывая иной менталитет европейцев, американцев и людей другой национальности, а не механически переносить лишь внешнюю форму движений.
В связи с выше изложенным, можно отметить, что философские и эстетические формы ложились в основу фитнеса.
Кеннет Купер, известный американский врач, разработал систему оздоровительных упражнений для массового пользования, которую он назвал «аэробикой». В течение нескольких лет аэробика завоевала большую популярность во многих странах, в том числе и России.
Купер распространил этот термин «Аэробика» как физические упражнения, необходимые для укрепления здоровья. Идея Купера заключается в том, что эффективность дыхания каждого человека зависит от систематического воздействия определенных физических упражнений. Те, кто выполняют эти упражнения, дышат так эффективно, что доставляют достаточное количество кислорода в организм. В результате выход энергии оказывается очень большим. Другие же, не занимающиеся физическими упражнениями, не могут получать кислород достаточно быстро и в нужном количестве. Они легко утомляются, страдают одышкой при незначительном увеличении темпа движения.
Сущность аэробики Купера заключается в преимущественном развитии сердечно-сосудистой системы с помощью ходьбы, бега, плавания, велосипеда, гребли. При определении физического состояния человека за основу взят такой важнейший показатель, характеризующий состояние сердца и сосудов, как способность человека усваивать определенное количество кислорода в единицу времени, т. е. укрепление и развитие тех органов и систем, которые участвуют в освоении кислорода — сердца, легких, кровеносных сосудов.
Насколько соответствует интенсивность нагрузки возможностям организма, показывает частота пульса или одышка. Резерв здоровья — это способность снабжения кислородом мышц при большой физической нагрузке. При этом потребность энергии может возрасти в десятки раз и соответственно возрастет и потребность в кислороде. К примеру, когда человек бежит, значительно увеличиваются энергозатраты. Но у нетренированного человека сердце и легкие не успевают обеспечивать мышцы кислородом — отсюда кислородный долг — одышка. А у тренированных людей за такое же время одышка не возникает — сердце справляется с возникшей нагрузкой.
В зависимости от способности организма усваивать кислород Купером введены очки — своего рода «кислородная стоимость» отдельных упражнений, проделанных с различной степенью интенсивности в различное время. Тот же принцип лежит в основе оценки других видов упражнений и прочих форм физической активности — 1 очко всегда соответствует потреблению кислорода в количестве 7 мл/кг/мин. (7 миллилитров на 1 кг массы тела в минуту).
Главное достижение этой системы в том, что она позволяет выбрать надлежащие нагрузки в разных видах спорта, сообразуясь с индивидуальными вкусами и условиями. Она правильно ориентирует людей на борьбу за снижение частоты пульса в покое. Для этого частота пульса должна значительно увеличиваться во время нагрузок. Система Купера хорошо физиологически обоснована. В то же время она не требует чрезмерных нагрузок. Это единственная научно обоснованная система профилактической физкультуры. Купер логично доказывает, что для поддержания надлежащего уровня тренированности требуется не так уж много времени, хотя многие именно отсутствием времени объясняют свою инертность: прикрывают свое нежелание выйти на стадион, в парк, на спортивную площадку, оправдывают свою лень. Некоторые системы, которые пропагандируются по радио и телевидению, в научно-популярных журналах, во главу угла ставят количество движения. Купер говорил, что главное — это темп. Показателем достаточности темпа является учащение пульса, дыхания. Купер считает, что достаточно в день бегать лишь 12 минут, но в хорошем темпе.
Самое значительное достижение аэробики Купера в том, что он ввел в науку о физиологии человека конкретные цифры — очки. До настоящего времени говорили: большие нагрузки, малые нагрузки. А как их измерять, какой меркой? С помощью очков Купера величина нагрузки преобразуется в конкретные цифры: любая нагрузка выражается в очках. Появляется возможность точно дозировать нагрузку по дням, неделям и месяцам.
Оздоровительный бег, как один из составных частей аэробики, является системой физических упражнений, позволяющей поднять общую выносливость и работоспособность организма, укрепить самые уязвимые его звенья — сердце, сосуды и легкие. Потребление кислорода увеличивается до показателей, с которых начинается оздоровительный эффект.
По Куперу главное правило аэробики заключается в том, чтобы не перенапрягаться и не наносить, таким образом, ущерба своему здоровью. «Поспешность, — утверждает он, — никакой пользы принести не может. Она принесет лишь неприятности. Идите к Вашей цели постепенно. Человек, который подрывал свое здоровье в течение многих лет неправильным образом жизни, не должен рассчитывать на то, что сумеет привести себя в порядок за пару недель».
Одной из характерных черт оздоровительной системы Купера являются тесты физической готовности. Эти тесты Купер не считает тренировочным средством, они служат лишь для контроля физического состояния.
В 60-х гг. ХХ в. в Европе появилась новая форма гимнастики с использованием ритмичной музыки – джаз-гимнастика. В то время как она захватывала Европу, в США, подобно лесному пожару, распространялись аэробные танцы. Они включали в себя ритмичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также множество танцевальных шагов и движений. В 70-х гг. Джеки Соренсен, американская танцовщица, с согласия К. Купера, стала использовать танцы в его программе аэробных занятий. В результате возникло направление под названием «аэробные танцы»», «аэробная гимнастика», гимнастическая аэробика», поп-гимнастика, джазовая гимнастика, а затем «аэробика» - она быстро завоевывает популярность в Америке и Европе. Особой популярностью аэробика стала пользоваться у женщин.
80-е годы – начало крупномасштабной операции по внедрению аэробики, коммерциализация этой системы. На арену массовой физической культуры выходят не только специалисты в этой области, но известные актрисы и первой из них была американская кинозвезда Джейн Фонда.
Вскоре появился французский комплекс аэробики - «Вероника», «Давана», «Аэробный танец», который демонстрировала Синди Ромм, «Триминг» – М. Шарель и др. Высокое актерское мастерство ведущих телевизионные передачи и видеокассет, их двигательная эрудиция способствовали быстрой популяризации аэробики.
Среди оздоровительных направлений гимнастики, успешно культивируемых в Советском Союзе среди молодежи, заслуживает особого внимания система, разработанная в Эстонии Э.Идла, Х. Тидриксаар, Э. Куду, Л. Яансон-Мартис. В эстонской ритмической гимнастике широко применяются предметы: палки, шарфы, ленты, обручи, скакалки, вымпела. Она является по сути своей простейшей художественной гимнастикой, вошедшей в советскую систему физического воспитания под названием «женская гимнастика». Уже само название определяет её целевое предназначение. Истоками женской гимнастики являются системы Дельсарта, Далькроза, Алексеевой, а также научно-методические основы художественной гимнастики со спортивной направленностью.
С небольшим запозданием в 80-х г. аэробика начинает быстро развиваться в СССР, правда называлась она тогда «ритмической гимнастикой». В это время выходит фильм, который демонстрировался по центральному телевидению.
Основными научно-методическими центрами по развитию и внедрению нового направления являлись Государственный Центральный ордена Ленина институт физической культуры (в настоящее время Российский Государственный Университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма – РГУФКСиТ) и Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры.
С 1984 года комплексы ритмической гимнастики стали демонстрироваться по телевидению, и эти передачи на долгое время стали одними из любимых у телезрителей Союза. А еще больше всенародной любви эти телепередачи завоевали благодаря тому, что комплексы ритмической гимнастики демонстрировали известные спортсмены и актеры. [3]
Но развитие аэробики с уходом с центрального телеканала не закончилось. Семинары по аэробике проводились регулярно, причем участие в них принимали и зарубежные специалисты. А в конце 80-х годов в СССР создается Федерация по спортивной аэробике, сборная команда СССР, которая вполне успешно выступала на первых чемпионатах Европы и мира.
В 90-е годы усилиями различных международных организаций, занимающимися проблемами фитнеса, медиками, физиологами, педагогами разрабатываются различные направления в аэробике, различающиеся между собой по следующим признакам: по целевым установкам, составу средств, возрастным особенностям занимающихся (аэробика для детей, подростков, взрослых), уровню подготовленности занимающихся (для начинающих, программы для совершенствования, для представителей различных видов спорта и др.), проведению в различной «среде обитания» (в зале, на открытых площадках, в воде), применению различных снарядов (степ-аэробика, слайд-аэробика и др.), использованию различных предметов: мячей, скакалки (короткой и длинной), гимнастической палки и т.п. Возникают прикладные виды аэробики – аэробика для беременных, «VigorRobic» - для борьбы с импотенцией у мужчин, аэробика для различных видов спорта, и др.
В различных странах организуются конвенции, семинары по подготовке специалистов. Расширятся сеть клубов, создаются клубы – гиганты.
Современная фитнес-аэробика не является новым видом физической культуры. Это одна из разновидностей гимнастики, образовавшейся на фундаменте основной гимнастики и впитавшей в себя элементы европейских гимнастических школ, восточной культуры, а также танцевальной и хореографической подготовки.
Фитнес включает в себя не только хорошую физическую кондицию, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не “работает” один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления с позиций здорового образа жизни. Сегодня фитнес – это увлекательные и полезные занятия спортом для людей различного возраста. Фитнес на современном этапе разделяется на indoor (внитри помещений) и outdoor (любые виды фитнеса вне закрытых помещений, на открытом воздухе). Outdoor фитнес становится все более и более популярным в мире. Это фитнес «вне стен» клуба, но часто под его брэндом. К outdoor фитнесу относится пешеходный туризм во всех его разновидностях (хайкинг, трэккинг и кэмпинг), позволяющий ощутить единение с природой и даже получить совеобразное удовольствие от традиционных туристических поездок.
Большой популярностью пользуется также аквафитнес.Водная среда создает специальные условия для выполнения движений: замедляется темп их исполнения, в одних случаях облегчается процесс их исполнения, в других – усложняется.
Персональная тренировка – форма, ставшая все более и более популярной в последнее время. Вы располагаете своим собственным тренером, который готовит программу в соответствии с вашими способностями и целями, которые вы ставите, окажет вам помощь и страховку на занятиях. Программа наилучшим образом будет соответствовать возможностям и особенностям клиента. Возможно изменение программы по ходу тренировки, коррекция ее.
В настоящее время существует три вида персональной тренировки: с одним человеком, c двумя (тренировка с партнером) или тремя-пятью клиентами. При этом по данным зарубежной статистики 75-85 % людей предпочитают индивидуальную тренировку, 3-15 % - с партнером, 3-10 % в малых группах.
В России набирает обороты и Фитнес в Интернете (www.jv.ru), телефитнес. Уже год существуют спутниковые каналы «Живи» и «Тонус ТВ», где уроки йоги, аэробики и пилатеса идут круглосуточно. Первое в России фитнес-телевидение живет в портфелях пока небольшого числа провайдеров, а с декабря 2009-го его смотрят еще и жители Нью-Йорка.
Появляются различные виды фитнес-аэробики.
Классическая (базовая) аэробика. Современная классическая аэробика, имеет свой собственный хореографический «язык» - различные шаги, подскоки, скачки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, организованные в комбинации различной координационной сложности, выполняемые без пауз отдыха (в системе Non Stop), под музыкальное сопровождение 120 – 160 акцентов в мин
Степ-аэробика. Особенностью её является использование специальной степ-платформы, производство которой стало развиваться с выходом этой разновидности на «аэробическую сцену». Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на неё и через неё в различных направлениях, использовать для выполнения упражнений для брюшного пресса, спины и др. Ярусное устройство платформы позволяет регулировать высоту, а, следовательно, и физическую нагрузку, проводить одновременно занятия с людьми различной подготовленности, т.е. индивидуализировать процесс.
Желая этого или нет, сознательно или интуитивно русский фитнес все же несет в себе национальные черты. Перефразируя выражение «какой русский не любит быстрой езды», можно сказать «какой русский не любит танцы». Фитнес-центры, клубы не обходятся без включения в список предлагаемых услуг аэробических программ танцевальных видов: хип-хоп и финк-аэробика, латин-аэробика, танго, сальса, афро-аэробика, джаз-аэробика, танец живота, индийские танцы и др.
В настоящее время фитнес-аэробика является официально зарегистрированным видом спорта. Ежегодно проводятся соревнования различного статуса. Спортсменам присуждаются спортивные разряды. Наивысший разряд - мастер спорта (введен в 2014 году).
Соревнования по фитнес-аэробике проводятся по трем дисциплинам:·
аэробика;·
степ-аэробика;
хип-хоп-аэробика.
Соревнования проводятся по правилам, разработанным техническими комитетами международной федерации фитнес-аэробики. Соревнования проводятся по возрастным категориям: Кадеты, юниоры, взрослые. [13]
Рассмотрим методы всех перечисленных выше, и не только их, разновидностей фитнес-аэробики.
«Словестный» метод характерен для любого занятия аэробикой. В оздоровительной аэробике также применяют «интервальный» метод, метод «круговой» тренировки, суть которых заключается в постоянном чередовании упражнений (серий, блоков), направленных на совершенствование силовых возможностей разных групп мышц и упражнений, развивающих аэробную выносливость. А также «соревновательный» метод.
Круговой метод
Суть данного метода состоит в том, что выполнение физических упражнений, подобранных специально, происходит последовательно, и они воздействуют на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Упражнения делятся на «станции», для которых определяется определенное место. Обычно в круг включается 8—10 таких «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, отжимания, приседания, прыжки на скакалке, прыжки в высоту и др.). Круг проходит от 1 до 3 раз.
Примером данного метода может служить аэробная тренировка Джозефа Пилатеса «Body controll», основанная на аэробно-силовой нагрузки с тренажерами.
Соревновательный метод
Соревновательный метод используется как в элементарных формах (способ стимулирования интереса и мотивации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольных, отчетных или официально проводимых спортивных соревнований. Основная особенность соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях соперничества за лидерство или высокое достижение. Именно для решения разнообразных педагогических задач применятся данный метод. Это, прежде всего совершенствование знаний, навыков в более сложных условиях для воспитания физических, моральных и волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний придает эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает и завышает воздействие физических упражнений, а также способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Данный метод необходимо применять после предварительной подготовки, сделанной специально. Подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их вариации и связи, а также движения и действия, сходные с ними по форме или характеру способностей, проявляемых занимающимися. К числу специально подготовительных упражнений аэробистов относят выполнение соревновательных комбинаций элементов и связок.
Интервальный метод
Данный метод характерен дозированным повторным выполнением упражнений довольно небольшой продолжительности (обычно до 120 секунд) через строго фиксированные интервалы отдыха. Данный метод используется для развития специфической выносливости к какой-либо определённой работе, он обширно применяется в спортивной тренировке аэробистов.
Словесные и сенсорные методы
С помощь слова тренер на тренировках по фитнес-аэробике широко реализует свои педагогические и специфические функции: ставит задачи перед занимающимися, управляет их учебно-практической деятельностью, рассказывает знания, оказывает воспитательное влияние, оценивает результаты освоения учебного материала.
В физическом и педагогическом воспитании применяются следующие словесные методы:
1. Дидактический рассказ. Он подразумевает под собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить широкое, общее представление о каком-либо отдельном двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Данный метод дает достаточно общее представление и повествуемом двигательном действии.
2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий, в частности- двигательных действий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему именно так надо делать. Описание применяется при создании первоначального представления или при изучении довольно простых действий именно тогда, когда занимающиеся могут использовать свой двигательный опыт и приобретенные знания.
3. Объяснение. Данный метод представляет собой последовательное, строгое логическое изложение преподавателем сложных вопросов, в частности - понятий, законов и правил. Объяснение характеризуется аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов.
Объяснение в физическом воспитании применяется в целях ознакомления с тем, что, а главное как занимающиеся должны делать при выполнении задания. При объяснении широко применяется спортивная терминология, характерная для данного раздела объясняющегося. Применение терминов и понятий делает объяснение более кратким.
4. Беседа. Она состоит в форме вопросов и ответов. Идет взаимный обмен информацией между преподавателем и учащимися.
5. Разбор — это форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного действия, задания, участия в различного рода соревнованиях, в которой осуществляются тщательный анализ и оценка достигнутого результата и сразу намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого, учитывая данный опыт.
6. Инструктирование — точное и конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся двигательного действия или задания.
7. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой и доступной форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные в процессе выполнения ошибки. Замечания могут относиться как ко всем занимающимся, так и к одной из групп или к одному ученику.
8. Распоряжения, команды, указания — основные средства управления деятельностью занимающихся на занятиях. Распоряжение - словесное указание преподавателя, которое не имеет определенной формы (стандартных слов и словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия, упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря и т.д. Команды - это побуждение занимающегося к действию. Указания - необходимая форма для четкого и правильного выполнения действия.
Содержание и объем информации в уроке зависит от конкретного этапа обучения и уровня подготовленности занимающихся. Использование визуальных и словесных подсказок в сочетании с демонстрацией упражнения чаще всего рекомендуется для групп, только начинающих заниматься аэробикой и не имеющих за плечами какого-либо опыта.
Тренер (инструктор) несомненно должен контролировать у занимающихся качество выполнения каждого из упражнений и применять различные приемы информации о результате действий. Это может быть корректирующая информация о биомеханических характеристиках движения (скорости, амплитуде, направлении и др.), а также оценочная информация (об эффективности, соответствии стандартам и др. всевозможным характеристикам). Для поддержания интереса к урокам аэробики, для мотивации к побуждению посещения занятий тренеру необходимо соблюдать четко выработанную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с опытом, возможностями, подготовленностью и возрастом занимающихся.
В связи с этим, при проведении занятий аэробикой используются специфические методы, обеспечивающие разнообразие танцевальных движений. Данные методы делают занятие более интересным и емким. К ним относятся:
- метод музыкальной интерпретации;
- метод усложнения;
- метод сходства;
- метод блоков;
- метод «Калифорнийский стиль».
В реализации метода музыкальной интерпретации можно выделить два подхода:
Первый подход.
Этот подход связан непосредственно с конструированием определенного упражнения. В его основе лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом различного рода характеристик музыкального произведения: содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. составление упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. При составлении упражнений необходимо, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или так называемой музыкальной фразой. По правилам в аэробике составляются упражнения на 2, 4, 8, 16 счетов. При определении количества повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был произведен в соответствии с «музыкальным квадратом». Этот термин характерен для музыкального произведения. Но без него составление танцевальной программы невозможно. Например, упражнение, составленное на 4 счета, нужно повторить 2, 4, 8 (16) раз для того, чтобы окончание движения совпало с относительно законченным музыкальным фрагментом. Различные сильные и слабые доли такта могут отражаться в постановке такими движениями как хлопки, прыжки, притопы или сокращения определенных мышц различных человеческих конечностей.
Второй подход.
Данный подход связан с различными вариациями движений в соответствии с изменениями в музыкальной композиции. Реализация второго подхода в свою очередь и является основой метода музыкальной интерпретации, потому что движение сочиняется как текстовое сопровождение к музыке. При повторении темы, например, куплета или припева, повторяется ранее упражнение, которое дополняется различными акцентами, изменением амплитуды и др. Но это не обязательное требование.
Метод усложнения - это определенная логическая последовательность обучения упражнениям.
Грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию этого метода в уроке. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела, то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов:
- изменения темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2
счета, а затем на каждый);
- изменение ритма движения (например, вариант ходьбы: 1 - шаг правой, 2
- шаг левой,3-4 - шаг правой. Для того, чтобы занимающиеся усвоили этот ритм движения можно применить подсказ – «быстро-быстро-медленно»);
- для усложнения можно вводить новые движения в ранее изученное упражнение (скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед);
- изменять технику выполнения движения (выполнение подъема колена
сочетать с прыжком);
- изменение направления движения (какой-то одной части или тела или
перемещением в пространстве);
- изменения амплитуды движения;
- предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а
затем их объединение в одном упражнении.
Применения метода усложнения характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.
Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений. Например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад. Таких простых упражнений, объединенных с учетом выбранной двигательной темы, может 2 или более. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся, переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или быстрым.
Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. Каждое из подобранных для «блока» упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократного повторения одних и тех же движений. Как правило, в блок подбирается четное количество упражнений (например, №1, 2, 3 и 4). Такой блок может повторяться несколько раз в уроке в стандартном виде. В используемую хореографическую последовательность можно вводить изменения. Для этого применяются разные приемы: 1, 3, 2, 4 или 3, 1, 4, 2 и др.; изменяется ритм или способ выполнения, как отдельных упражнений, так и всего блока. Можно использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, подскоках, беге; менять темп, т.е. выполнять движения медленно или быстро.
Метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (метод блоков). Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а так же притопами, подскоками и др. Все движения должны согласовываться с музыкой.
Общепризнанной является урочная форма, в которой выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную. В каждой части урока выделяют фрагменты оздоровительного направления, позволяющие решать частные задачи.
В подготовительной части урока используются упражнения, направленные на постепенное повышение ЧСС, увеличение температуры тела, подготовку опорно-двигательного аппарата к последующей нагрузке и усиление притока крови к работающим мышцам, увеличение подвижности в суставах.
В основной части урока необходимо добиться увеличения ЧСС до уровня «целевой зоны», повышения функциональных возможностей сердечно- сосудистой, дыхательной и мышечной систем, повышения расхода калорий при выполнении специальных упражнений.
В заключительной части урока используют упражнения, позволяющие постепенно снизить обменные процессы в организме, понизить ЧСС до уровня близкого к норме.
В так называемом стандартном классе (тренировочном занятии) рекомендуется общая продолжительность урока от 45 до 60 минут. В отдельных типах уроков может отсутствовать силовая серия упражнений и за счет нее удлиняться аэробная часть. Для начинающих рекомендуется удлинять разминку и силовую (партерную) часть урока, при этом уменьшая аэробную («аэробный пик»). Знание структуры урока и наличие программы занятия у тренера еще не гарантирует достижения занимающимися оздоровительного эффекта. Необходимо уметь планировать обучение, регулировать физическую нагрузку, как в каждом отдельном занятии, так и в системе длительных занятий. Одной из главных положительных сторон современной оздоровительной аэробики является её многообразие средств, причем, постоянно увеличивающееся. Тем не менее, эта положительная черта несет в себе и определенные методические проблемы для практической деятельности в сфере оздоровительной физической культуры. Эти трудности связаны с тем, что физическая нагрузка во время занятий аэробикой трудно поддается учету, что не позволяет оптимизировать её величину в соответствии с половыми, возрастными, функциональными и конституциональными особенностями занимающихся.
Методика проведения аэробики:
1) безопасность аэробной тренировки подразумевает как правильный подбор упражнений и составление комплексов, так и соответствующую технику исполнения, в частности:
2) при исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;
3) необходима смена работающего звена или направления движения через каждые 8 счетов;
4) изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в сторону увеличения, так и уменьшения;
5) новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;
6) для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием - показом;
7) технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы;
8) на начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающихся, в последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструктором по ходу занятия;
9) подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности произведения, используемого для аккомпанемента. Количество музыкальных акцентов определяет интенсивность двигательной деятельности и, соответственно, ее нагрузочность. Помимо стимулятора положительного эмоционального фона музыкальное сопровождение выполняет роль лидера, задающего ритм, темп - в целом нагрузку.[11]
Фитнес-аэробика – это один из наиболее «здоровых» видов спорта, в котором важную роль играют красота, гармония и совершенство. Это массовый, эстетически увлекательный и поистине зрелищный командный вид спорта. Своеобразие фитнес-аэробики определяется органичным соединением спорта и искусства, единством движений и музыки. Фитнес-аэробика доступна людям различного возраста и пола, особо популярна среди детей, подростков и молодежи. Несмотря на относительную простоту и доступность, фитнес-аэробика – достаточно сложный в координационном и физическом отношении вид. Соревновательные комбинации отличаются быстрым темпом, резкой сменой положения тела, позиций[13].
Фитнес-аэробика – это вид спорта, зародившийся в фитнесе и впитавший в себя самые популярные и современные направления: классическая аэробика, степ, хип-хоп. Еще одним важным моментом является и тот факт, что в отличие от спортивной аэробики и от профессионального спорта в том числе, в фитнес-аэробике нет рискованных и травмоопасных элементов. Это гимнастические и танцевальные движения, прошедшие отбор практикой специалистов и временем с точки зрения их полезности для здоровья человека.
Опираясь на накопленный опыт и на самые актуальные и прогрессивные спортивные направления и разработки, фитнес-аэробика следует одному из главных принципов – связь времен и традиций. Это помогает двигаться вперед в ногу со временем и дает надежную опору.
Важно заметить, что фитнес-аэробика несет в себе только позитивный настрой здорового образа жизни и модели поведения, направленные на достижение совершенной физической и духовной формы, чего нельзя сказать о других танцевальных направлениях молодежной субкультуры. К примеру, вспомним, кто является носителем субкультуры «хип-хоп» особенно в западных странах. Негативные модели поведения этой социальной группы широко представлены на телевизионных экранах, в Интернете и в прессе. Отдавая ребенка в спортивную секцию, мы неизбежно закладываем основу его поведения и морали, поэтому имеет значение все от профессионализма наставника, до выбора правильного направления развития в рамках существующих молодежных культур и их социальной нагрузки.
Инициатором развития фитнес-аэробики на мировом уровне является FISAF – Международная Федерация Спорта, Аэробики и Фитнеса. В России официальным представителем FISAF является Федерация фитнес-аэробики России (ФФАР). Первый чемпионат мира по фитнес-аэробике проходил в 1999 г. во Франции. Во втором и третьем (в Бельгии и Марокко), а также в последующих чемпионатах стали принимали участие и российские спортсмены.
Федерация по фитнес-аэробике в России была основана в 1991 году. Изначально носила название «Федерация аэробики России». В 2007 году была переименована в «Федерацию фитнес-аэробики России». Первым Президентом ФАР была Лариса Валентиновна Сиднева, в настоящее время федерацию возглавляет Ольга Сергеевна Слуцкер. ФФАР аккредитована Федеральным агентством по физической культуре и спорту по виду спорта «Фитнес-аэробика» (приказ по аккредитации № 628 от 22 сентября 2006г.).
На сегодняшний день ФФАР осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям:
- спортивное – развитие массового вида спорта «Фитнес-аэробика»;
- образовательное – проведение обучающих семинаров по различным направлениям фитнеса, а так же семинаров для тренеров и судей;
- социальное – проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий, оздоровительных занятий среди населения.
График мероприятий и соревнований, проводимых ФФАР, включен в Единый Календарный план Министерства спорта, туризма и молодежной политики России. Разработаны и утверждены разрядные нормативы по фитнес-аэробике. Соревнования по фитнес-аэробике проводятся по трем дисциплинам: аэробика, степ-аэробика, хип-хоп. Результаты соревнований подводятся по возрастным категориям: дети, кадеты, юниоры, взрослые. Общероссийская общественная организация «Федерация фитнес-аэробики России» (ФФАР) – это многофункциональная, разветвленная система. Членами ФФАР являются 55 региональных отделений и представительств по всей стране.
Ежегодно российские спортсмены принимают участие в соревнованиях и мероприятиях международного уровня, где демонстрируют высокий уровень мастерства, отдавая дань доблестным традициям российского спорта и покоряя все новые вершины.
В России фитнес-аэробика по сравнению с прочими спортивными направлениями достигла невероятных результатов. Масштабы и число всевозможных спортивных мероприятий, чемпионатов и первенств по фитнес-аэробике не поддаются счету. С 2000 года в чемпионатах, кубках и первенствах России, организованных Федерацией Аэробики, участвовало уже более 10000 спортсменов! А ведь выступления на фестивалях, соревнованиях, конкурсах является для юного человека главным мотивом регулярных занятий физкультурой и спортом, мощным стимулом к ведению здорового полноценного образа жизни[14].
Мы являемся свидетелями бурного развития оздоровительной физической культуры, рассматривающей здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками, энергетическим потенциалом и образом жизни. Такой подход в полной мере отвечает государственной политике в сфере физического воспитания и спорта, которая предусматривает переориентацию отрасли и решение приоритетной проблемы – укрепления здоровья населения средствами физического воспитания и спорта. Развитая система преподавания фитнеса с большим количеством новых групповых программ занятий, сделала его доступной и привлекательной формой оздоровительных занятий.
Несомненно, фитнес-аэробика имеет свои методики, которые зарождались много лет назад и которые с течением времени изменялись, совершенствовались и приумножались. В настоящий момент мы имеем достаточное их количество для того, чтобы решать проблемы общества, касающиеся оздоровления населения и не только.
Фитнес-аэробика — это вид спорта, зародившийся в фитнесе и впитавший в себя самые популярные и современные направления: классическая аэробика, степ, хип-хоп. Еще одним важным моментом является и тот факт, что в отличие от спортивной аэробики и от профессионального спорта в том числе, в фитнес-аэробике нет рискованных и травмоопасных элементов. Фитнес-аэробика объединила все лучшее в теории и практике спортивной аэробики и оздоровительной. Это гимнастические и танцевальные движения, прошедшие отбор практикой специалистов и временем с точки зрения их полезности для здоровья человека.
Опираясь на накопленный опыт и опираясь на самые актуальные и прогрессивные спортивные направления и разработки, фитнес-аэробика следует одному из главных принципов — связь времен и традиций. Это помогает двигаться вперед в ногу со временем и дает надежную опору.
Важно заметить, что фитнес-аэробика несет в себе только позитивный настрой здорового образа жизни и модели поведения, направленные на достижение совершенной физической и духовной формы.
Фитнес-аэробика — это наиболее «здоровый» спорт, в котором, прежде всего, оцениваются гармония, красота, совершенство. Пожалуй, первый раз за всю спортивную историю России и Мира физическая культура в лице фитнес-аэробики так близко подошла к искусству и философии, сделав главным человеческую индивидуальность и внутреннее равновесие.
Но история не стоит на месте и по истечению времени и методики, так прочно основавшиеся в настоящий момент, могут претерпевать изменения, дополнения и совершенствоваться, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью истории. Мир не стоит на месте и это правильно.
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры /Б.А. Ашмарин. Москва: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
Бочкарев В.Ф. Гимнастика для всех /В.Ф. Бочкарев.Ф.: Кыргызстан, 1989. – 80с.
Виленский М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Виленский, В.И. Ильинич. М.: Знание, 1987.№ 7. - 96 с.
Виноградов П.А. Всесоюзная программа «Движение для здоровья» в мнениях экспертов //Теория и практика физической культуры, 1987. – 56 с.
Купер К. Новая аэробика / К. Купер. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 124 с.
Иваницкий А.В. Ритмическая гимнастика на ТВ / А.В. Иваницкий. М.: Советский спорт, 1989. – 53с.
Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. 2009. - 37 с.
Анохина И.А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефицита двигательной активности студенток: дисс. ... канд.пед.наук. Малаховка, 1992. 171 с.
Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. 2003. №2. С. 45-47.
ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО АЭРОБИКЕ и СТЕП-АЭРОБИКЕ 2015-2016 г. М.: ФФАР, 2014. - 24 с.
ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ХИП-ХОПУ 2015-2016 г. ФФАР. М.: ФФАР, 2014. - 20 с.
http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-59409.htm
http://sakhgu.ru/file/1095/fitness.pdf
http://www.womanadvice.ru/ritmicheskaya-gimnastika-80-h
http://fitimage.ru/extra/fitnesshistory.html
http://www.fitness-aerobics.ru/ru/sport/
http://www.dissercat.com/content/planirovanie-aerobnoi-podgotovki-begunov-na-srednie-distantsii-na-osnove-silovykh-skorostno-#ixzz3MsGg0ng5