ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Происходящие в последнее время значительные изменения в российском обществе явились предпосылкой для реформирования процесса образования, основу которого составляет его гуманистическая направленность, включающая задачу индивидуализации и социализации личности ребенка. В настоящее время в психологии и педагогике все большую актуальность приобретает проблема развития навыков социального взаимодействия у детей. Социальное взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений, выступает важным условием успешности социальной адаптации ребенка, его интеллектуального и личностного развития.

Импульсом для разработки проблемы развития навыков социальных взаимодействий послужили ранние работы Л. С. Выготского, Дж. Г. Мида, Ж. Пиаже и др. исследователей, указывавших на ведущую роль социальных взаимодействий в психическом развитии ребенка.

А.А.Леонтьев указывает, что взаимодействие (интеракция) опосредовано общением и благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие. Взаимодействие, интеракция, по А.А.Леонтьеву, это коллективная деятельность, которая рассматривается не со стороны содержания или продукта, а в плане ее социальной организации [7].

Социальное взаимодействие, по Ю.Н. Кисляковой, - систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего [4].

Ананьев Б. Г., также указывал на то, «что только с накоплением и обобщением опыта взаимодействия с другими людьми, повышается уровень социальной перцепции и саморегуляции поведения».[1]

Многие ученые связывают развитие первых форм социального взаимодействие с эмоциональным развитием ребенка и формированием привязанности. Социальные контакты, которые можно охарактеризовать как привязанность, включают в себя сигнальное поведение, ориентировочное поведение, локомоции, вызванные поведением другого человека, а также активные действия, направленные на достижение физического контакта [10].

Отвечая на вопрос, какова природа и каковы функции социального взаимодействия между детьми многие учение (Nadel, Baudonniere, 1985; Winnykamen, 1990; Dubon et coll., 1981; Ricaud, 1998) отмечают, что в зависимости от периода развития ребенка на его социальное поведение воздействуют несколько психологических функций, но базой формирования социального поведения ребенка являются: зрительный контакт, социальная улыбка, выражение желания с помощью жестов, потребность в тактильном контакте, ощупывающие, сопровождаемое зрительным контролем, протестное или заинтересованное поведение сопровождается взглядом и жестами, понятие о запретном и возможность предугадывать последствия своих действия [5].

Проблема развития навыков социального взаимодействия у детей с расстройством аутистического спектра является одной из ведущих проблем современной коррекционной психологии.

Аутизм – это сложное комплексное нарушение, которое встречается у большого числа детей и взрослых. По данным многих международных исследований это нарушение встречается у одного из 150 детей и чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. Это расстройство развития может иметь несколько вариантов наименований в научной литературе – аутизм, инфантильный аутизм, ранний детский аутизм, аутистическое расстройство.

Термин «расстройства аутистического спектра» сравнительно недавно стал использоваться в отечественной специальной психолого-педагогической литературе. Международная классификация болезней (МКБ 10) определяет «расстройства аутистического спектра» как «спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов».

Большинство исследователей (L.Kanner,1943; Т.Симсон,1948, В. Surray,1979; В.Fish,1971,1978; L.Wing 1976; В.М.Башина,1980; В.Е.Каган, 1981; С.Park,1982; О.С.Никольская,1985; D.Houzel,1987; D.Sanvage, L. Hamerury,1987) полагают, что психическое развитие значительного количества аутичных детей патологично уже с самого рождения [3].

Основными признаками аутизма считаются социальная изолированность, нежелание смотреть в глаза собеседнику. Отгороженность от контактов с внешним миром. На поведенческом уровне аутизм определяют через затруднения, возникающие при социальных контактах: неспособность понимать и использовать вербальные и невербальные способы коммуникации, персеверации в моторной сфере, задержку в школьном обучении, неспособность понимать метафорический смысл слов и предложений, нарушение коммуникативной функции речи и неспособность к сопереживанию [5].

Сравнивая развития аутичного ребенка с развитием здорового ребенка первого года жизни Л. Т. Журба, Е. М, Мастюкова (1981) отмечали, что здоровый ребенок этого возраста, глядя на человека, обращает внимание главным образом на его глаза (М. Раттер, 1988). Это очень важная, этологически витально значимая реакция. Почти половина матерей отмечали, что аутичный младенец большей частью не фиксировал взгляда на глазах взрослого, а смотрел мимо, вверх, «сквозь». Первая улыбка у аутичных детей как будто бы появлялась вовремя, но не была направлена на человека. В течение первого года жизни аутичные дети часто индифферентны к окружающим, мало отвечают на стремление взять его на руки, иногда демонстрируют определённое сопротивление, напряжение тела или даже проявляют отчетливую неприязнь к контактам, ласке. [7]

Большинство специалистов (Bailey et al., 1995; Folstein and Rutter, 1988; Gillberg, 1991) в настоящее время приходят к выводу, что расстройства спектра аутизма обусловлены генетическими мутациями с участием нескольких генов, детерминирующих нарушение нейронального развития. Последствиями таких мутаций становятся такие нейропсихологическими особенности как нарушения перцепции, когнитивных процессов, исполнительных функций и социального поведения. [12].

В последние годы некоторые англоязычные авторы (Oberman et al., 2005, Williams et al., 2001, Smith & Bryson, 1994, Baron-Cohen, 2001) добавляют к этим симптомам также дисфункции таких способностей, как мозговая репрезентация действия другого индивидуума (action representation), подражание (imitation), эмпатия (empathy), понимание чужого сознания (theory of mind), то есть способностей, которые, являясь последовательными звеньями одной цепи, обеспечивают социальное взаимодействие между индивидуумами [6]

Многие исследователи, занимающиеся проблемой аутизма, в настоящее время склонны приписывать большую роль участию системы зеркальных нейронов в симптоматике аутизма.

Роль подражания в социальном развитии обычных детей также обсуждалась Meltzoff и Gopnik (1993). Они считают, что взаимное подражание — эффективное «средство обучения психологии здравого смысла». Способность новорожденных имитировать мимические экспрессии, которые они видят, приводит авторов к выводу о наличии надмодальной (т.е. не связанной с определенной модальностью) схемы тела, позволяющей сопоставлять видимое (зрительную информацию) и чувствуемое (проприорецептивную информацию). Авторы предполагают, что имитация, по сути, может являться источником «эмоционального заражения»: делая такое же выражение лица, как и у окружающих, ребенок может начинать испытывать такие же эмоции. Meltzoff и Gopnik полагают, что при аутизме эта система, позволяющая, как они считают, идентифицировать взрослого как «нечто такое же, как я», повреждается. Отсутствие такой, как они выражаются, «изначальной точки отсчета» должно приводить к снижению способности ребенка выстраивать модель психического [2].

Существует также предположение, что при расстройствах аутистического спектра нарушены интегративные соматосенсорные функции теменной коры, формирующие соматогнозис, то есть представления о собственном теле. Как известно, у маленького ребенка такие представления тесно связаны с аффективными переживаниями в процессе телесного контакта с матерью. Отсутствие единства перцепции (согласованного восприятия мультимодальной сенсорной информации), что приводит к невозможности формирования целостных представлений (репрезентаций) в воображении аутичных детей [10]

Baron-Cohen (1994) предположил, что нарушение репрезентации внутренних представлений может быть вторичным проявлением ранее возникающего нарушения способности к построению «триадической репрезентации». Он предполагает наличие детектора направления взгляда, который у обычных детей развивается очень рано, он предоставляет информацию для механизма совместного внимания. Обычно этот механизм отвечает за построение триадических репрезентаций отношений «я — другой — объект» (обеспечивающих совместное внимание), но у аутичных детей он оказывается поврежденным. [2]

Таким образом, обобщая все веще сказанное, можно сделать несколько выводов:

во-первых, своевременное формирование в детстве навыков социального взаимодействия приводит к появлению новых социальных отношений, выступает важным условием успешности социальной адаптации ребенка, его интеллектуального и личностного развития;

во-вторых, нарушение формирования механизмом социального взаимодействия существенным образом нарушает социальное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра и затрудняет восприятие других людей;

в-третьих, наиболее сложным, и, вероятно, наиболее важным пунктом реабилитационной программы ребенка, страдающего аутизмом, является обучение его навыкам социального взаимодействия.

Итак, можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы в работе с аутичными детьми по формированию у них навыков социального взаимодействия:

  1. Эмоциональная привязанность – сигнальное поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы), ориентировочное поведение (взгляды), локомоции, вызванные поведением другого человека (следование, приближение), а также активные действия, направленные на достижение физического контакта (попытки карабкаться, обхватывать руками и прижимать, цепляться).

  2. Произвольная эмоциональная коммуникация – имитационное поведение, связанное с относительно осознаваемым копированием жестов, действий, мимики, интонации субъектов общения

  3. Социальная перцепция (восприятием другого человека как социально значимого существа) – поведение идентификации, проявляющаяся в эмоциональном отождествлении себя с другими людьми, умении различать видовые, родовые, половые, возрастные, национальные характеристики другого человека.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания[Текст]/Б.Г. Ананьев.- М.: АСТ, 1990.- 242 с.

  2. Аппе Ф.. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006. – С.65.].

  3. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Текст] : монография / Е.Р. Баенская. – М. : Тервинф, 2007. – 112 с.

  4. Зауш-Годрон, Шанталь Социальное развитие ребенка [Текст] / Шанталь Зауш-Годрон, Т. Смолянская, Е. Строганова. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 123 с.

  5. Косоногов В. Зеркальные нейроны: краткий научный обзор / В. Косоногов. - Ростов-на-Дону, 2009 г. - 24 с., с. 15

  6. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст]/А.А. Леонтьев.- М.:АСТ, 2004.- 286 с.

  7. Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов [Текст]/ Под ред. Д. В. Ефременко. — М.:ЭКСМО, 2009.- 290 с

  8. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен [Текст]/Дж. Хоманс// Современная зарубежная социальная психология/Под ред.Т.В. Сухова.- М.: АСТ, 1984.- С. 83-91.

  9. Abrahams Brett S., Geschwind Daniel H. Advances in autism genetics: on the threshold of a new neurobiology Nature Reviews Genetics 9, 341-355 (May 2008), doi:10.1038/nrg2346

Просмотров работы: 2301