Кузов автомобиля (рис. 1) совершает плоское движение.
Рис. 1. Кинематическая схема четырехколесного транспортного средства [1].При движении автомобиля выполняется кинематическое условие, позволяющее вращаться колесам автомобиля без проскальзывания. Такое состояние называется условием Аккермана и выражается равенством
(1)
где – угол поворота внутреннего управляемого колеса, и – угол поворота внешнего управляемого колеса. Углы поворота внутреннего и наружного колес определяются с учетом положения мгновенного центра скоростей .
Принцип рулевого управления Аккермана в автомобилях реализуется за счет применения рулевой трапеции (рис. 2)
Рис. 2. Рулевое управление Аккермана.
Центр масс управляемого автомобиля движется по кругу радиусом
, (2)
где угол определяется через среднее значение котангенсов внутреннего и внешнего углов поворота управляемых колес
(3)
Угол является эквивалентом угла поворота велосипеда, имеющего такую же колесную базу и движущегося по кругу радиуса , и используется в двухколесной модели автомобиля (рис.3).
Рис. 3. Двухколесная модель.
Угол выбирается в качестве параметра управления и вводится в рассмотрение натуральное уравнение движения центра масс автомобиля
где .
Тогда закон управления движением автомобиля по заданной траектории находится из уравнения (2)
Ориентированная кривизна кривой при параметрическом задании определяется равенством
.
Закон управления принимает вид
.
Закон изменения углов поворота передних колес автомобиля находится с учетом соотношений (1) и (3)
, .
Угловая скорость кузова автомобиля в его вращении вокруг вертикальной оси определяется равенством
,
где угол поворота касательной к траектории движения автомобиля.
С учетом определения кривизны траектории можно записать
.
Траектории точек касания колес определяются уравнениями
Другой способ записи уравнений траекторий движения колес
Пусть траектория движения центра масс автомобиля с
В условиях рассматриваемого примера
,
.
График закона управления представлен на рисунке 4.
Рис. 4. График закона управления.
Угловая скорость и закон вращения кузова автомобиля .
.
Визуализация движения автомобиля осуществляется в пакете символьной математики MathCAD. На рисунке 5 приведены кадры анимации движения колес автомобиля для моментов времени
Рис. 5. Кадры анимации.
http://www.idsc.ethz.ch/Courses/vehicle_dynamics_and_design/11_0_0_Steering_Theroy.pdf
5