САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Лебедева С.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стресс – это часто используемый психологическийтермин, обозначающий самые различные переживания, состояния,жизненные обстоятельства и реакции человека. Хотя стрессовое состояние может сопровождаться и радостными событиями, тем не менее любые события заставляют человека приспосабливаться к ситуации, быть адаптированными и личностно гибким, творческим и разнообразным.

Ритм современной жизни, постоянный поток информации, которую не успевает перерабатывать головной мозг, различные эмоциональные факторы, вызывающие нарушение состояния внутреннего равновесия у человека, способствуют возрастанию частоты стрессовых ситуаций у людей. В связи с этим проблема саморегуляции поведения человека привлекает к себе внимание многих исследователей, осуществляющих разнообразные подходы к ее изучению.

Перечислим наиболее характерные действия, состояния и ситуации, которые приводят к нервно-психологическому и физическому перенапряжению и стрессу:

1.Все виды конфликтов.

2. Критика, особенно, необоснованная, высказанная в оскорбительной, грубой форме.

3. Различного рода ошибки, просчеты, нарушения.

4. Возникновение неожиданных трудностей для творческой cамореализации личности.

5. Непреодолимые барьеры для профессионального роста.

6. Клевета, ложь, нравственный дискомфорт, ссоры.

7. Нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение.

8. Личные неблаговидные поступки, которые становятся достоянием широкой гласности.

9. Разочарование в ранее принятой точке зрения, позиции, ранее принятых подходах и установках.

10. Длительные ожидания, связанные с какими-то чрезвычайно важными событиями, которые, однако, не принесли ожидаемого результата.

Публичное выступление является типичной моделью стрессовой ситуации, сопровождающейся комплексом психофизиологических изменений в организме человека и оказывающей влияние на его деятельность. В жизнедеятельности человека встречается огромное число ситуаций близких по психической напряженности к публичному выступлению (аттестация, тестирование, соревнование, экспертиза, устройство на работу, экзаменационный стресс и т. п.). Выявление особенностей саморегуляции личности поможет ответить на вопросы: почему одни и те же условия могут быть для одних стрессогенными, а для других нет, чем обусловлены эти различия, с какими личностными или психофизиологическими особенностями это связано?

Проблеме саморегуляции посвящены научные работы таких авторов, как В.И. Моросановой, О.А. Конопкина, А.К. Осницкого и др., где были конкретизированы сущность и структура способов саморегуляции психических состояний, существующих в рамках психологии.

Кроме этого саморегуляция рассматривается в отечественной психологии в разных теоретических контекстах и носит междисциплинарный характер, и регулирующие процессы у каждого конкретного человека имеют свою специфику, свои регуляторные особенности, которые в свою очередь зависят от психических особенностей человека.

В ходе экспериментального исследования были использованы 2 методики: В.И. Моросановой «Стилевые особенности саморегуляции поведения - ССП-98» и «Уровень тревожности» Ю. Л. Ханина. В исследовании принимали участие 10 человек (3 человека зрелого возраста и 7 – юношеского). Время исследования одного испытуемого в среднем составляет 10-15 минут.

Табл. 1

Результаты исследования по опроснику "Стилевые особенности саморегуляции поведения - ССП-98"

Регуляторная шкала

%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Планирование

30

50

20

Моделирование

20

20

60

Программирование

30

40

30

Оценивание результатов

20

30

50

Гибкость

10

30

60

Общий уровень саморегуляции

10

40

50

Согласно полученным данным по первому опроснику испытуемые с высокими показателями общего уровня саморегуляции самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.

Табл. 2

Результаты опросника «Уровень тревожности»

Регуляторная шкала

%

Низкий

уровень

Средний уровень

Высокий

уровень

Ситуативной тревожности

30

40

30

Личной тревожности

40

50

10

По второму опроснику испытуемые, относимые к высокому уровню, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Им следует формировать чувство уверенности и успеха. Для людей с низким уровнем тревожности, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Результаты проведенного экспериментального исследования показали глубокую взаимосвязь между системой саморегуляции произвольной активности и индивидуальными особенностями личности.

Таким образом, знание индивидуальных особенностей саморегуляции будет способствовать созданию условий для более полного и гармоничного развития личности, и, главным образом, способствовать выявлению возможных путей устранения негативных последствий воздействия стрессогенных ситуаций на жизнедеятельность человека, на его психическое и физическое здоровье.

Просмотров работы: 1470