Ключевые слова: Арктика, Арктический совет, Северный морской путь, Республика Корея, арктическая политика.
В первые годы после создания Арктического совета (АС) его деятельность в основном была связана с координацией действий государств по охране окружающей среды и защитой прав коренного населения. Однако сегодня Форум является важнейшей площадкой для развития сотрудничества в регионе. Возрастание его политического значения можно проследить по тому, как расширяется география стран-наблюдателей. Так, 15 мая 2013 г. на сессии в г. Кируна (Швеция) этот список пополнился такими «неарктическими» странами, как Индия, Италия, Китай, Сингапур, Республика Корея (РК) и Япония [1]. Это говорит о том, что процессы, происходящие в регионе, волнуют не только арктические государства, но и приковывают внимание стран, находящихся в тысячах километрах от Арктики.
Страны Азии особенно волнует проблема изменения климата, которая ощущается во всех уголках земного шара. Например, в Корее зимой 2013 г. была зафиксирована самая низкая температура за последние 40 лет. В то же время лето стало жарче, а атмосфера более влажной. В сентябре 2012 г. такие погодные условия вызвали перебои в подаче электроэнергии по всей стране, в результате чего пострадали около 300 тыс. домов [2].
Также интерес вызывает возможность эксплуатации Северного морского пути (СМП), что сократит маршруты грузоперевозок в Европу. Не менее важным для азиатских стран является наличие в Арктике огромных запасов природных ресурсов. По оценкам экспертов, в арктических недрах сосредоточено примерно 13 % от неразведанных мировых запасов нефти и 1550 трлн куб. м газа [3].
Сеул заложил основу для научных исследований в Арктике в октябре 2001 г., когда был создан Корейский научный комитет по Арктике. В апреле 2002 г. Республика Корея присоединилась к Международному арктическому научному комитету (МАНК). В том же месяце была основана научно-исследовательская станция «Дасан» в Ню-Олесунн (архипелаг Шпицберген). В апреле 2004 г. сформирован Корейский институт полярных исследований, а в ноябре 2009 г. построен первый корейский ледокол «Араон» стоимостью 106 млн долларов [4], который осуществляет научно-исследовательскую деятельность в Северном Ледовитом океане [5].
Возникает вопрос: чем вызван подобный интерес РК к Арктике?
Во-первых, страна зависима от импорта энергоресурсов. По состоянию на 2013 г. она импортировала 61,8 % нефти из Саудовской Аравии, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов; 53,3 % природного газа из Катара, Индонезии и Малайзии [6]. Информация об арктических запасах нефти и газа, безусловно, вызывает интерес Сеула. Ожидается, что южнокорейские компании и специалисты будут активно участвовать в разработке и добыче энергетических ресурсов в Арктике. Страна готова инвестировать проекты по поиску месторождений в регионе.
В январе 2011 г. руководители Корейской газовой корпорации (KOGAS) посетили город Инувик (Канада) с тем, чтобы рассмотреть возможность строительства терминала на мысе Батерст, расположенном к северо-востоку от газового месторождения Умиак SDL 131 в долине Маккензи. Канадская геологоразведочная компания MGM Energy имеет 60 % акций в этой области. В декабре 2010 г. KOGAS купила треть акций канадской компании за 30 млн долларов, что позволило ей овладеть 20 % акций этой области. Данный энергетический контракт – первая сделка южнокорейской корпорации в Арктике. Экспорт газа планируют начать в 2020 г. [7]
Во-вторых, интерес Южной Кореи к Арктике вызван возможностью сократить расходы на грузоперевозки при эксплуатации СМП. Текущие морские маршруты с Корейского полуострова в Европу, длина которых составляет примерно 22 тыс. км, пролегают через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Использование СМП сократило бы путь транспортировки груза на 40 % (около 8 тыс. км), снизив тем самым время в пути до десяти дней и уменьшив расходы на топливо на 25 % [8].
На сегодняшний момент Северный морской путь можно использовать для судоходства в течение четырех месяцев, но, по прогнозам, к 2020 г. этот период возрастет до шести месяцев, а к 2040 г. СМП будет доступен в течение всего года [9]. Это позволит повысить конкурентоспособность южнокорейских товаров на европейском рынке. Если учитывать, что импорт и экспорт ресурсов и товаров РК в значительной степени зависят от морских перевозок, а Европа является одним из основных торговых партнеров страны, то, открывая морской путь в Арктике, РК получает значительную экономическую выгоду.
В-третьих, с началом новой эры освоения арктических ресурсов и открытия морских путей в этом регионе наблюдается увеличение спроса на морские нефтяные платформы и специальные суда, такие как ледоколы и морские суда ледового плавания. Южнокорейские судостроительные компании, такие как Hyundai Heavy Industries, Samsung Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) являются одними из самых конкурентоспособных в мире по производству этих высокотехнологических судов с оборудованием высшего класса. На данный момент судостроительные компании РК заинтересованы в получении заказа на строительство метановозов ледового класса и модульных наземных конструкций для завода по сжижению природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ». Одна из крупнейших южнокорейских корпораций DSME, опередив конкурентов, спроектировала специально для навигации по СМП газовоз ледового класса ARC-7. Новый ультрасовременный транспорт грузовместимостью 170 тыс. куб. м способен преодолевать ледовый покров толщиной 2,1 м. В марте 2014 г. DSME получила от российской судоходной компании «Совкомфлот» заказ на строительство 9 танкеров для перевозки СПГ. Сумма контракта – 2,8 млрд долларов (стоимость каждого танкера составляет около 300 млн) [10].
В сентябре 2012 г. на первом Форуме арктической стратегии главой Министерства земли, транспорта и морских дел РК было предложено разработать среднесрочные и долгосрочные планы. В ноябре 2012 г. принят законопроект по активизации арктической политики. В июне 2013 г. прошел второй Форум, где был принят «План реализации арктической политики». Документ содержит четыре основные идеи:
1) призывает к расширению международного сотрудничества в Арктике, активному участию в Арктическом совете и углублению двустороннего сотрудничества с арктическими странами;
2) поддерживает более активную научно-исследовательскую деятельность в регионе по изучению климата, в том числе планы по улучшению научно-исследовательской инфраструктуры;
3) определяет бизнес-карту по Арктике, которая будет включать в себя меры по укреплению сотрудничества с арктическими странами в области морского судоходства и развития портов, в том числе разработки арктического маршрута, судостроение, строительство морских нефтяных платформ, добыча энергии и ресурсов;
4) предусматривает создание правовых институтов, в том числе новых законов, поддерживающих арктические виды деятельности, и учреждение арктического информационного центра [11].
Какие задачи стоят в настоящее время перед арктической политикой Республики Корея?
1. Задачи в Арктическом совете. Страна-наблюдатель не имеет права голоса и лишь следит за работой Совета. Несмотря на это, РК должна строить тесные отношения как с арктическими, так и с «неарктическими» государствами. Кроме того, арктическая политика РК не должна быть сосредоточена исключительно на коммерческих аспектах, необходимо также учитывать такие проблемы, как охрана окружающей среды и т.д.
2. Задачи, стоящие перед научно-исследовательским корпусом. Начиная с 2000-х гг. РК добилась значительных успехов в этой сфере путем создания научно-исследовательской инфраструктуры и активной научно-исследовательской деятельности. Однако определенные проблемы есть. Во-первых, научно-исследовательская станция «Дасан» арендует половину небольшого двухэтажного здания, где исследователи могут оставаться только в течение ограниченного периода времени для конкретных проектов. Во-вторых, РК имеет только один ледокол «Араон», что затрудняет научно-исследовательскую деятельность в Арктике.
3. Поиск баланса между экономическими целями РК и экологическими проблемами. Интерес Южной Кореи к Арктике в значительной степени связан с верой в то, что этот регион имеет жизненно важное значение для обеспечения экономического роста страны. С этой точки зрения арктическая политика РК сосредоточена на коммерческих проектах. Однако освоение Арктики повлечет за собой климатические изменения, что может привести к глобальной катастрофе, если этот процесс не будет контролироваться. Таким образом, необходимо найти баланс между экономическими интересами страны и защитой окружающей среды.
4. Подготовиться к геополитическим изменениям в Восточной Азии после открытия СМП. Восточно-Китайское море будет играть большую роль примерно через 20-30 лет, когда в Арктике будет осуществляться свободное судоходство. Соответственно такие порты как Пусан и Ульсан столкнутся с проблемой увеличения количества судов. Исходя из этих предположений, во-первых, должна быть создана дорожная карта для оптимизации и расширения инфраструктуры в портах. Во-вторых, рост военно-стратегического значения Восточно-Китайского моря должен быть принят во внимание наряду с его растущей экономической значимостью.
Подводя итог рассмотрению арктической политики Республики Корея, можно прийти к заключению, что за короткий промежуток времени страна добилась значительных успехов в выходе на Северный Ледовитый океан. Активное участие в освоении Арктики может стать источником экономического процветания Южной Кореи, но в то же время может привести к серьезным экологическим проблемам, что требует особого внимания со стороны экспертного сообщества.
Литература
Лукин Ю. Arctic Council: первый шаг к Арктической двадцатке // Арктика и Север. – 17.05.2013. – Режим доступа: http://narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=55537
Lee B.H. Korea’s Arctic Policy. A Korean Route towards the Arctic Frontier. – - URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/10_Byong_Hyun_Lee%20(1).pdf
Ученые подсчитали количество нефти и газа в арктических месторождениях // РИА Новости. – 29.05.2009. – Режим доступа: http://ria.ru/shortage/20090529/172641461.html
Уникальные научные установки // Современная исследовательская инфраструктура РФ. – Режим доступа: http://www.ckp-rf.ru/usu/77718/
Park Y.K. Arctic Prospects and Challenges from a Korean Perspective // East Asia – Arctic Relations: Boundary, Security and International Politics. – December 2013. – URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/no3_9.pdf
Park Y.K. South Korea’s Interests in the Arctic // The National Bureau of Asian Research. – URL: http://www.nbr.org/publications/element.aspx?id=766
South Korea’s Growing Role in Arctic Economic Development // Foreign Policy Association. – 20.04.2011. – URL: http://foreignpolicyblogs.com/2011/04/20/south-koreas-growing-role-in-arctic-economic-development/
Park Y.K. South Korea’s Interests in the Arctic // The National Bureau of Asian Research. – URL: http://www.nbr.org/publications/element.aspx?id=766
Korea Announces Comprehensive Arctic policies // Korea.net. – 30.07.2013. – URL: http://www.korea.net/NewsFocus/Policies/view?articleId=110561
Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности // Международный экспертный совет по сотрудничеству в Арктике. – 06.10.2014 . – Режим доступа: http://www.iecca.ru/zakonodatelstvo/strategii/item/299-strany-nablyudateli-v-arkticheskom-sovete-pozitsiya-i-motivy-deyatelnosti
Lee B.H. Korea’s Arctic Policy. A Korean Route towards the Arctic Frontier. – - URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/10_Byong_Hyun_Lee%20(1).pdf