ОПЫТ РАБОТЫ МОБИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ «ДЕТИ СЕЛЬСКОЙ ГЛУБИНКИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПЫТ РАБОТЫ МОБИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ «ДЕТИ СЕЛЬСКОЙ ГЛУБИНКИ»

Куликова И.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проект реализован при финансовой поддержке Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации

Инновационные процессы коснулись всех сфер человеческой жизни. Не обошли они стороной и систему социального обслуживания, предоставляющую различные виды услуг для разных слоев населения.

Областное бюджетное учреждение «Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения» существует более 20 лет. Учреждение постоянно совершенствует свою деятельность и расширяет комплекс предоставляемых социальных услуг.

Деятельность отделений социального облуживания семьи и детей всегда строилась в зависимости от потребностей времени, экономической ситуации в регионе и отличалась инновационным подходом.

Отделения социального обслуживания семьи и детей имеют большой опыт реализации проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и распространения эффективных методик и технологий.

Многолетний успешный опыт социальной работы учреждения с несовершеннолетними и их семьями, нуждающимися в помощи и заботе государства, позволил выйти на новое направление деятельности – решение проблемы доступности новых социальных услуг сельским детям и их семьям, проживающих в отдаленных сельских поселениях.

В настоящее время сельское население Вичугского района переживает масштабные изменения, вызванные активной миграцией сельских жителей в город, значительным сокращением деятельности сельскохозяйственных предприятий, а также закрытием школ, детских садов, медицинских пунктов и предприятий торговли. За последние 10 лет сельское население Вичугского района уменьшилось на 20%. В основном жители уезжают из малолюдных и удаленных деревень, где положение сельских семей характеризуется крайне низким уровнем жизни.

Кроме этого, в настоящее время в сельском социуме Вичугского района складывается комплекс негативных явлений, который вызывает угрозу социальной безопасности проживающих там детей и их семей. К ним относятся: пьянство, безработица и детская безнадзорность.

Таким образом, сельские семьи, имеющие детей, и проживающие в отдаленных сельских поселениях, в настоящее время оказались в ситуации социального кризиса.

Анализ проблем целевой группы проекта, на решение которых будет направлена деятельность Мобильной социальной службы, показывает, что:

  • возможности успешной социализации сельских детей существенно ограничены;

  • социально-правовая, социально-психологическая, социально-педагогическая поддержка и помощь сельским детям, проживающим в отдаленных сельских поселениях, не осуществляется;

  • у сельских детей отсутствует социально-позитивный досуг, они не имеют возможности посещать театры, музеи, музыкальные школы, школы искусств, заниматься в спортивных залах;

  • у сельских детей ограничено общение со сверстниками из-за отдаленности одного населенного пункта от другого;

  • значительная часть детей, проживающих в отдаленных сельских поселениях, характеризуется педагогической запущенностью;

  • условия проживания, низкий уровень жизни сельских семей не обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка.

Также анализ проблем целевой группы проекта показывает, что социальная реабилитация детей, проживающих в отдаленных сельских поселениях, социально актуальна, и требуется неотложное принятие мер по целому комплексу социальных проблем накопившихся за последние годы.

Социальная потребность целевой группы проекта - обеспечение интеграции сельских детей в позитивное устойчивое социальное окружение, способствующее социализации и развитию жизненно необходимых социальных навыков.

Целевая группа проекта – несовершеннолетние в возрасте от 5 до 16 лет, проживающие в отдаленных сельских поселениях Вичугского района Ивановской области. В целевую группу включены дети дошкольного возраста, а также дети, обучающиеся в 1-9 классах сельских школ.

Деятельность Мобильной социальной службы имеет следующую адресную направленность:

1. Несовершеннолетние в возрасте от 5 до 16 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие в отдаленныхсельских поселения Вичугского муниципального района Ивановской области – 50 человек.

2. Число взрослых, участвующих в мероприятиях Мобильной социальной службы (родители, опекуны, приемные родители и другие лица, непосредственно участвующие в мероприятиях проекта) – 70 человек.

Направления работы

Передвижной детский компьютерный клуб – одно из направлений деятельности мобильной социальной службы «Дети сельской глубинки».

Для семей, проживающих в отдаленных сельских поселениях и воспитывающих несколько детей, приобретение современного компьютера представляет не только техническую, но серьезную материальную сложность.

Информатизация общества – это реальность наших дней. От того как дети будут подготовлены к новым информационным технологиям, зависит их социальная адаптация, личная удовлетворенность своим местом в обществе и творческая активность профессиональной деятельности.

Различные группы задач решаются при реализации данного направления. Это задачи ознакомительно-адаптационного направления, образовательно-воспитательного, развивающего. В группу задач развивающего направления входят:

  • развитие конструктивных способностей;

  • тренировка памяти, внимания;

  • развитие творческого, понятийно-образного, логического мышления, использование элементов эвристического мышления;

  • развитие потребности к познанию.

Передвижной детский компьютерный клуб стал социально актуальным и востребованным мероприятием Проекта, который обогатил процесс социализации сельских детей новыми возможностями.

При проведении занятий были учтены возрастные особенности детей и уровень владения компьютером.

Также был реализован деятельностный подход к использованию информационных технологий, который состоит в том, что в результате обучения по разработанной специалистами Мобильной социальной службы программе, сельские дети приобрели знания, необходимые для овладения практическими знаниями и умениями.

Преобладающим типом занятий в детском передвижном компьютерном клубе в отчетном периоде стал практикум. Особенностью занятий стало создание альтернативы компьютерным играм, пагубно отражающихся на психике детей, путем привития интереса к деятельности, которая носит развивающий и воспитывающий характер.

Дети школьного возраста использовали компьютер как инструмент для реализации творческих задач. Все задания выполнялись на персональном компьютере с новым интерфейсом ОС Windows 8 в приложениях Power Point, Моvie Maker, Pinnacle Studio, конструктора мультфильмов «Мульти-Пульти». Из всего перечисленного только офисная программа Power Point включена в школьный курс информатики.

Кроме этого, переход к творческим работам повлек за собой обучение детей пользованию цифровым фотоаппаратом.

23 ребенка школьного возраста, получили первоначальные умения работать с цифровым фотоаппаратом, выбирать правильный режим съемки, ракурс, сюжет, вести репортажную съемку. На практических занятиях дети совершенствовали умения просматривать, редактировать фотографии в прикладных программах.

В ходе занятий все дети также научились монтировать, редактировать видео в программах Моvie Maker, Pinnacle Studio, что позволило им создавать клипы и видеоролики.

31 ребенок школьного возраста овладел первоначальными умениями пользования интернетом.

18 детей дошкольного возраста освоили программу «Мир информатики, год первый», благодаря которой они подружились с компьютером, приобрели навыки, которые повысят успешность школьного обучения.

За период реализации проекта в детском передвижном компьютерном клубе было проведено 51 групповое занятие, всего социальные услуги получили 53 ребенка.

Таким образом, благодаря Проекту сельские дети научились воспринимать компьютер как инструмент для реализации творческих и познавательных задач, получили умения, которые будут оказывать позитивное влияние на школьную успешность и будущую профессиональную деятельность.

Детская передвижная игровая комната – второе направление Проекта.

Общеизвестно, что воспитательное воздействие на любого ребенка наиболее эффективно через игру. Научить ребенка играть, значит – научить его жить. Именно игра является ведущей деятельностью в детском возрасте, определяет развитие, интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

Задачи, которые решались при реализации данного направления:

  • проведение коллективных, групповых, индивидуальных игровых занятий и игровых мероприятий с использованием новых игровых технологий;

  • обеспечение формирования у сельских детей коммуникативных качеств, развитие инициативности, воображения и способности к образному и нестандартному мышлению, приобретение опыта взаимодействия со сверстниками, активизация познавательных процессов и воспитание сознательной дисциплины.

Вся целевая группа Проекта была включена в игровую деятельность, разнообразную по содержанию, формам организации и игровому материалу, направленную на развитие социальной успешности детей.

В детской передвижной игровой комнате были созданы самые благоприятные условия для приобщения детей к нормам и ценностям общества, для обучения социально-позитивному общению; даны возможности самоутвердиться и реализовать себя.

Наличие разнообразных игр и игрушек в детской передвижной игровой комнате также позволило повысить эффективность игровой деятельности.

Сельские дети познакомились с новыми для них видами игровой деятельности: игра-фантазия, игра-инсценировка, игра-импровизация, игра-драматизация. Особое значение придавалось обучению детей подвижным народным играм. Открытием для сельских детей стали интерактивные и говорящие игрушки.

Повысить воспитательный потенциал занятий в детской передвижной игровой комнате помогла социо-игровая технология, которая сориентировала педагогов на внедрение способов такого общения с детьми, которые характеризуются увлеченностью, творчеством, эмоциональной приподнятостью.

Благодаря внедрению социо-игровых технологий время накопления социального опыта у сельских детей значительно сократилось.

Детская передвижная игровая комната за период реализации Проекта обеспечила высокий уровень организации и проведения 56 групповых занятий и 7 игровых мероприятий; создала благоприятный психологический климат для общения в процессе игровой деятельности 85 детям, входящим в целевую группу Проекта.

Заключительная диагностика показала, что у 73% сельских детей повысился уровень воспитанности; у 90% произошло позитивное развитие самооценки, волевых качеств и инициативности.

Создание детского досугового клуба – это еще одно из направлений деятельности мобильной социальной службы «Дети сельской глубинки».

Детский досуговый клуб призван объединить всех участников целевой группы и обеспечить социально – позитивный досуг сельских детей через проведение мероприятий, поездок в цирк, театры, экскурсий, посещение музеев.

Детский досуговый клуб объединил всех участников целевой группы проекта и обеспечил социально-позитивный досуг сельских детей.

Ежемесячно сельские дети принимали участие в досуговых мероприятиях: поездки в цирк и театры областного центра, экскурсии в города Ивановской области, посещение выставок в музеях, народные праздники, тематические мероприятия.

Яркие эмоциональные впечатления остались у сельских детей от посещения драматического и кукольного театров, цирка, интерактивной экскурсии в музей русского валенка, поездки по Волге на «пиратский остров», просмотра фильмов в формате 3D. Особенно праздничным стал для детей Новый год, каждый ребенок побывал на нескольких Новогодних представлениях.

Сельские дети вместе с родителями активно участвовали в мероприятиях и праздниках, проводимых на базе сельских Домов Культуры: «От улыбки станет всем светлей», «Вот моя деревня», «Праздник почтенного возраста», «Река памяти» и других.

В начале и в завершении реализации проекта состоялись два больших детских праздника «Давайте дружить» и «Не размыкая дружных рук», объединивших всю целевую группу Проекта.

Благодаря Проекту 85 сельских детей воспользовались услугами детского досугового клуба и приняли участие в 21 мероприятии клуба: посещения музеев – 3, посещение театров – 3, экскурсий – 2, посещение цирка – 1, просмотр фильмов в формате 3D – 2, Новогодние представления артистов областной филармонии – 2, досуговые мероприятия по месту жительства – 5, досуговые мероприятия на базе ОБУСО «Вичугский КЦСОН» - 3.

Все мероприятия детского досугового клуба оказали значительное содействие расширению социального, познавательного и культурного пространства сельских детей, а также способствовали созданию благоприятной среды для всестороннего развития и раскрытия внутреннего творческого потенциала сельских детей.

И еще одно направление деятельности – это Передвижной социально-консультативный пункт. Передвижной социально-консультативный пункт является одним из направлений деятельности Мобильной социальной службы «Дети сельской глубинки» по развитию инновационных технологий работы с несовершеннолетними и их семьями, проживающими в отдаленных сельских поселениях.

Передвижной социально-консультативный пункт осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере социального облуживания населения.

Основными задачами социально-консультативного пункта являются:

  • прием клиентов;

  • организация своевременного рассмотрения обращений клиентов;

  • осуществление консультирования родителей по вопросам предупреждения, преодоления и профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социального обслуживания населения;

  • оказание непосредственной помощи в конкретных ситуациях (информационная и моральная поддержка, оказание необходимых видов социальной помощи);

  • учет, анализ и обобщение обращений.

Передвижной социально-консультативный пункт решил проблему консультирования сельских семей, обеспечил семьи своевременной и необходимой информацией, направленной на достижение более эффективного социального функционирования сельской семьи.

В период реализации Проекта в передвижной социально-консультативный пункт обращались практически все взрослые члены семей, привлеченные к мероприятиям Проекта.

Большая часть социальных консультаций была предоставлена во время посещения семей при выявлении нерешенных семейных проблем, что позволило значительно расширить влияние социальной защиты на территории реализации Проекта.

Наиболее востребованными темами семейного консультирования стали: «Наказание и поощрение детей в семье», «Значение здорового образа жизни родителей для полноценного развития детей», «Влияние стиля семейного воспитания на личностное развитие детей», «Семейные традиции», «Роль семейного досуга в воспитании детей», «Влияние родителей на школьную успешность детей», «Что должны знать родители об ответственности за воспитание детей», «Права детей», «Права и обязанности родителей». Для родителей была организована групповая консультация педагога-психолога Мобильной социальной службы по теме «Эмоциональное благополучие ребенка».

Значительная часть предоставленных консультаций была посвящена мерам государственной поддержки семьей.

Также был востребован новый вид социального консультирования, направленный на разъяснение порядка и правил по решению вопросов задолженности семей за коммунальные услуги.

Почти треть всех консультаций потребовала оказания социального посредничества в решении проблем семей, имеющим детей, что положительно сказалось на эффективности деятельности социально-консультативного пункта.

53 семьи (73 человека), включенные в состав целевой группы Проекта, через социально-консультативный пункт получили 403 индивидуальных консультаций, в том числе: социально-правовое консультирование – 140, социально-экономическое консультирование – 26, социальное психолого-педагогическое консультирование – 237.

Работа передвижного социально-консультативного пункта непосредственно в сельских семьях позволила оказать более действенную консультационную помощь родителям и смогла существенно расширить влияние социальной защиты сельского населения на территории отдаленных сельских поселений.

Проведенный анализ эффективности мероприятий Проекта показал, что цель и задачи Проекта успешно реализованы, положение целевой группы изменилось в позитивную сторону, что способствовало снижению распространения детского и семейного неблагополучия. В некоторых семьях детско-родительские отношения стабилизировались, а в других начали развиваться более эффективным путем.

Просмотров работы: 1584