В таблицах 1 и 2 хорошо просматривается увеличение грузо- и пассажирооборота.
Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели1) [2]
1990 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Численность населения (на конец года), млн. человек |
148,3 |
146,3 |
143,2 |
142,9 |
143,0 |
143,3 |
143,7 |
Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек |
332,9 |
-958,5 |
-846,5 |
-239,6 |
-129,1 |
-4,2 |
24,0 |
Миграционный прирост, убыль (-) населения2), тыс. человек |
275,0 |
362,6 |
282,1 |
271,5 |
320,1 |
295,0 |
295,8 |
Среднегодовая численность занятых в экономике3), тыс. человек |
75325 |
64517 |
66792 |
67577 |
67727 |
67968 |
67901 |
Численность безработных 4), тыс. человек |
7700 |
5242 |
5544 |
4922 |
4131 |
4137 |
|
Грузооборот транспорта, трлн. ткм |
6,1 |
3,6 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
5,1 |
5,1 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования5),млрд. пассажиро-километров |
791,0 |
496,2 |
473,3 |
483,8 |
502,6 |
532,5 |
545,9 |
Внешнеторговый оборот6), млрд. долл. США |
149,9 |
363,9 |
638,4 |
834,0 |
863,2 |
864,6 |
|
в том числе: |
|||||||
экспорт |
105,0 |
240,0 |
392,7 |
515,4 |
527,4 |
523,3 |
|
импорт |
44,9 |
123,8 |
245,7 |
318,6 |
335,8 |
341,3 |
1) Данные в стоимостном выражении приведены в фактически действовавших ценах; с 2000 г. – в масштабе цен, действующем с 1 января 1998 г.
2) Скорректирован на недоучет прибывших (для оценки численности населения).
3) За 2000, 2005 гг. данные сформированы без учета Чеченской Республики.
4) По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости (по методологии МОТ); в среднем за год. 2010-2013 гг. - включая данные по Чеченской Республике.
5) С 2000 г. в общий объем пассажирооборота включены данные по автобусному транспорту юридических лиц (включая субъекты малого предпринимательства) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами на коммерческой основе.
6) Данные Банка России рассчитаны по методологии платежного баланса Российской Федерации и включают: данные таможенной статистики ФТС России с учетом данных о взаимной торговле с Республикой Беларусь, с 1 июля 2010 г. с Республикой Казахстан, данные об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации (рыбы и морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных вне зоны действия таможенного контроля, топлива и товаров, приобретенных экипажами российских (иностранных) транспортных средств в иностранных (российских) портах); досчеты Банка России стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов.
Таблица 2 – Среднегодовые темпы прироста (снижения) основных социально-экономических показателей1) (стоимостные показатели в сопоставимых ценах; в среднем за год; в процентах) [2]
1986-1990 |
1996-2000 |
2001-2005 |
2006-2010 |
2011-2013 |
|
Численность населения2) |
0,7 |
-0,3 |
-0,4 |
-0,1 |
0,2 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
0,1 |
-0,5 |
0,7 |
0,1 |
0,2 |
Численность безработных3) |
1,2 |
-5,0 |
1,4 |
-8,3 |
|
Численность пенсионеров (на конец года; 2007, 2008 гг. и начиная с 2010 г. - на 1 января года, следующего за отчетным) |
1,6 |
0,7 |
-0,1 |
0,7 |
1,1 |
Реальные денежные доходы населения |
-2,1 |
11,6 |
7,2 |
4,24) |
|
Грузооборот транспорта |
0,2 |
-0,3 |
5,2 |
0,3 |
2,3 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования5) |
2,6 |
-2,1 |
-0,1 |
0,5 |
4,1 |
Внешнеторговый оборот6) |
0,7 |
19,4 |
11,9 |
10,7 |
1) Знак (-) означает темп снижения социально-экономических показателей.
2) Темпы изменения в среднем за год.
3) По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости (по методологии МОТ).
4) Включая данные по Чеченской Республике.
5)В сопоставимых условиях.
6) По данным Банка России, в фактически действовавших ценах.
Ежегодно в мире выпускается около 55 млн. автомобилей, из них 45 млн. легковых, что обеспечивает прирост мирового парка автомобилей, на 15...18 млн. единиц в год. В Российской Федерации производится около 1 млн. автомобилей и импортируется около 500 тыс. автомобилей в год. В настоящее время мировой парк автомобилей составляет более 600 млн. единиц, из которых примерно 80% – легковые автомобили. [1]
Таблица 3 – Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте(в процентах) [2]
Годы
Железнодорожный
Автомобильный
Трубопроводный1)
Морской
Внутренний водный
Воздушный
Россия
2013
43,2
4,9
49,4
0,8
1,6
0,1
Страны СНГ
из них:
Азербайджан
2013
8,8
15,5
70,1
5,1
-
0,5
Армения
2013
20,8
11,8
67,2
-
-
0,2
Беларусь
2013
33,5
19,6
46,8
-
0,1
0,02
Казахстан
2013
46,7
29,3
23,4
0,5
0,01
0,01
Киргизия
2013
42,8
50,3
6,7
-
0,1
0,1
Республика Молдова2)
2013
21,7
56,6
21,7
-
0,01
0,02
Таджикистан
2013
6,5
93,4
-
-
-
0,1
Украина
2013
58,8
10,6
29,3
0,8
0,4
0,1
Страны ЕС
из них:
Болгария3)
2011
8,3
44,9
...
43,2
3,6
0,0
Венгрия
2012
18,2
66,5
11,4
...
3,9
0,0
Германия4)
2012
22,4
62,4
3,3
...
11,9
...
Италия4)
2012
13,1
80,3
6,5
...
0,1
...
Польша
2012
15,0
71,6
6,9
6,2
0,3
0,0
Румыния4)
2012
23,9
52,6
1,4
...
22,1
...
Соединенное Королевство (Великобритания)4)
2012
11,3
83,4
5,2
...
0,1
...
Франция4)
2012
14,2
75,3
6,6
...
3,9
...
Другие страны
из них:
Китай
2012
16,8
34,3
1,8
30,7
16,3
0,1
США4)
2010
42,7
34,1
15,5
...
7,7
...
Япония
2011
4,7
54,1
…
41,0
-
0,25)
1) По всем странам, кроме стран СНГ и Китая, - без газопроводного транспорта.
2) Без данных по территории левобережья р. Днестр и г. Бендеры.
3) Без трубопроводного транспорта.
4) Без учета морского и воздушного транспорта.
5) Грузооборот на внутренних авиалиниях.
Из таблицы 4 видно, что автомобильный транспорт лидирует в перевозке грузов и пассажиров, что в разы увеличилась длина автомобильных дорог.
Таблица 4 – Основные показатели транспорта [2]
1928 |
1940 |
1950 |
1960 |
1990 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км: |
|||||||||||
железнодорожные пути |
51 |
59 |
67 |
72 |
87 |
86 |
85 |
86 |
86 |
86 |
86 |
в том числе электрифицированные |
- |
1,3 |
2,3 |
11 |
37 |
41 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования) 1) |
20 |
68 |
83 |
161 |
657 |
752 |
724 |
786 |
841 |
1038 |
1094 |
трамвайные пути |
0,7 |
1,3 |
1,4 |
2,0 |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
троллейбусные линии |
- |
0,1 |
0,3 |
0,9 |
4,4 |
4,8 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
пути метрополитена |
- |
0,02 |
0,04 |
0,09 |
0,34 |
0,40 |
0,44 |
0,48 |
0,49 |
0,50 |
0,51 |
внутренние водные судоходные пути |
61 |
92 |
110 |
118 |
103 |
85 |
102 |
101 |
101 |
101 |
102 |
магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы)2) |
0,7 |
1,7 |
3,6 |
15 |
68 |
63 |
65 |
65 |
71 |
75 |
75 |
Перевезено грузов транспортом, млн.т: |
|||||||||||
железнодорожным |
89 |
334 |
498 |
1141 |
2140 |
1047 |
1273 |
1312 |
1382 |
1421 |
1381 |
автомобильным |
12 |
533 |
1194 |
4974 |
15347 |
5878 |
6685 |
5236 |
5663 |
5842 |
5635 |
трубопроводным (нефть и нефтепродукты) |
0,4 |
5 |
12 |
123 |
558 |
318 |
482 |
525 |
576 |
555 |
558 |
Грузооборот транспорта, млрд. т·км: |
|||||||||||
железнодорожного |
59 |
287 |
415 |
1047 |
2523 |
1373 |
1858 |
2011 |
2128 |
2222 |
2196 |
автомобильного |
0,1 |
6 |
13 |
55 |
299 |
153 |
194 |
199 |
223 |
249 |
250 |
трубопроводного (нефть и нефтепродукты) |
0,1 |
1,5 |
3,4 |
49 |
1240 |
745 |
1156 |
1123 |
1120 |
1188 |
1224 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: |
|||||||||||
железнодорожным |
... |
990 |
950 |
1606 |
3143 |
1419 |
1339 |
947 |
993 |
1059 |
1080 |
автобусным3) |
0,0 |
429 |
793 |
7445 |
28626 |
23001 |
16374 |
13434 |
13305 |
12766 |
11552 |
трамвайным |
1406 |
4922 |
3525 |
5163 |
6000 |
7421 |
4123 |
2079 |
2004 |
1928 |
1629 |
троллейбусным |
- |
254 |
665 |
1874 |
6020 |
8759 |
4653 |
2206 |
2152 |
2051 |
1735 |
метрополитеном |
- |
377 |
629 |
1144 |
3695 |
4186 |
3574 |
3294 |
3351 |
3446 |
3491 |
воздушным |
0,0 |
0,3 |
1,2 |
10 |
91 |
23 |
37 |
59 |
66 |
76 |
86 |
1) С 2010 г. – включая дороги местного значения; с 2012 г. – включая протяженность улиц.
2) С 2011 г. – включая протяженность магистральных нефтепродуктопроводов на территории иностранных государств.
3) С 2000 г. данные приведены по юридическим лицам (включая малые предприятия, кроме микропредприятий) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров автобусами на коммерческой основе.
Возрастают масштабы производства, развиваются экономические и культурные связи внутри любой страны и между странами. Транспорт способствует решению возникающих в связи с этим проблем. А автомобильный транспорт по-сравнению с другими видами транспорта обладает такими преимуществами как: высокая доступность, высокая скорость доставки, высокая динамичность, маневренность, высокая производительность, возможность доставки «от двери к двери», возможность использовать различные схемы и маршруты доставки, возможность отправки грузов малыми партиями, широкие возможности выбора перевозчика.
Также автомобильный транспорт решает такие важные задачи, как ликвидацию экономического отставания удаленных районов, расширение связей между народами, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства.
Транспорт объединяет все отрасли экономики, обеспечивает жизнедеятельность государства.
В перевозке грузов и пассажиров автомобильный транспорт играет огромную роль. В основном автомобильный транспорт используется для перевозки небольших грузов на короткие расстояния. Но данный вид транспорта обладает большой скоростью и мобильностью, возможностью оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков, хотя и имеет высокую себестоимость.
Таблица 5 – Перевозки грузов по видам транспорта (миллионов тонн) [2]
1990 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Транспорт - всего |
19265 |
7907 |
9167 |
7750 |
8337 |
8519 |
8264 |
в том числе: |
|||||||
железнодорожный |
2140 |
1047 |
1273 |
1312 |
1382 |
1421 |
1381 |
автомобильный |
15347 |
5878 |
6685 |
5236 |
5663 |
5842 |
5635 |
трубопроводный |
1101 |
829 |
1048 |
1061 |
1131 |
1096 |
1095 |
морской1) |
112 |
35 |
26 |
37 |
34 |
18 |
17 |
внутренний водный2) |
562 |
117 |
134 |
102 |
126 |
141 |
135 |
воздушный |
2,5 |
0,8 |
0,8 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1) С 2012 г. - исключая перевозки судами смешанного (река-море) плавания. В сопоставимых условиях перевозки грузов в 2012 г. составили 82,7% к уровню 2011 г.
2) С 2012 г. - включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания. В сопоставимых условиях перевозки грузов в 2012 г. составили 101,8% к уровню 2011 г.
Таблица 6 – Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования1)миллионов человек) [2]
1990 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Транспорт - всего |
48238 |
44854 |
30128 |
22043 |
21891 |
21347 |
19590 |
в том числе: |
|||||||
железнодорожный |
3143 |
1419 |
1339 |
947 |
993 |
1059 |
1080 |
автобусный (включая маршрутные такси)2) |
28626 |
23001 |
16374 |
13434 |
13305 |
12766 |
11552 |
таксомоторный |
557 |
16 |
6 |
8 |
5 |
6 |
4 |
трамвайный |
6000 |
7421 |
4123 |
2079 |
2004 |
1928 |
1629 |
троллейбусный |
6020 |
8759 |
4653 |
2206 |
2152 |
2051 |
1735 |
метрополитен |
3695 |
4186 |
3574 |
3294 |
3351 |
3446 |
3491 |
морской |
16 |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
0,5 |
внутренний водный |
90 |
28 |
21 |
16 |
14 |
14 |
13 |
воздушный |
91 |
23 |
37 |
59 |
66 |
76 |
86 |
1) Здесь и в последующих таблицах раздела данные по трамвайному, троллейбусному транспорту и метрополитену за 1990 г. приведены без учета пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда.
2) С 2000 г. данные приведены по юридическим лицам (включая малые предприятия) и индивидуальным предпригнимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на коммерческой основе.
В задачи транспорта входит обеспечение базовых условий жизни и деятельности всего общества. Транспорт является важнейшей отраслью, перемещающей людей и всевозможные грузы. В настоящее время технический уровень транспортной системы страны развит не достаточно.
Таблица 7 – Наличие транспортных средств(на конец года; тысяч штук) [2]
1990 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Грузовые транспортные средства: |
|||||||
рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки) |
... |
240 |
270 |
328 |
393 |
393 |
386 |
грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны)– всего |
2744 |
4401 |
4848 |
5414 |
5545 |
5751 |
6050 |
в том числе: |
|||||||
в организациях всех видов экономической деятельности1) |
331 |
1387 |
944 |
683 |
660 |
664 |
665 |
в собственности граждан |
4 |
1568 |
2300 |
2950 |
3097 |
3273 |
3547 |
морские грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских)2), шт. |
… |
3830 |
3514 |
2723 |
2692 |
2704 |
2701 |
речные грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских)3) |
… |
31,8 |
31,4 |
29,0 |
28,5 |
20,0 |
17,2 |
Пассажирские транспортные средства: |
|||||||
автобусы общего пользования4) |
153 |
109 |
79 |
63 |
72 |
74 |
70 |
легковые автомобили – всего |
8964 |
20353 |
25570 |
34354 |
36415 |
38792 |
41428 |
в том числе в собственности граждан |
8677 |
19097 |
24125 |
32629 |
34624 |
36917 |
39243 |
трамвайные вагоны |
14,8 |
12,1 |
10,3 |
8,8 |
8,6 |
8,4 |
8,3 |
троллейбусы |
13,8 |
12,2 |
11,4 |
11,1 |
11,0 |
11,0 |
10,7 |
вагоны метрополитена |
5,2 |
5,8 |
6,1 |
6,3 |
6,5 |
6,7 |
7,0 |
морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда2), шт. |
… |
78 |
60 |
56 |
58 |
56 |
56 |
речные пассажирские и грузопассажирские транспортные суда3) |
... |
1,9 |
2,0 |
2,1 |
2,1 |
1,4 |
1,3 |
Гражданские воздушные суда |
... |
6,5 |
5,5 |
6,0 |
6,2 |
6,2 |
6,6 |
1) За 1990 г. по организациям автомобильного транспорта. С 2000 г. – по организациям всех видов экономической деятельности.
2) По данным Российского морского регистра судоходства.
3) До 2012 г. - по данным Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, с 2012 г. – по данным Российского Речного Регистра.
4) По организациям автомобильного транспорта. С 2000 г. – без субъектов малого предпринимательства. С 2011 г. – эксплуатационные автобусы (собственные, арендованные, приобретенные по договору лизинга и т.п.).
Из таблицы 7 видно, что происходит увеличение наземного транспорта, особенно легкового, увеличение автомобильных дорог (таблица 8).
Таблица 8 – Протяженность путей сообщения(на конец года; тысяч километров) [2]
1990 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Жeлезнодорожные пути1) – всего |
160 |
139 |
… |
124 |
122 |
121 |
120 |
в том числе: |
|||||||
общего пользования |
87 |
86 |
85 |
86 |
86 |
86 |
86 |
необщего пользования |
73 |
53 |
… |
38 |
36 |
35 |
34 |
Автомобильные дороги – всего |
884 |
898 |
858 |
1004 |
1094 |
1439 |
1557 |
в том числе: |
|||||||
общего пользования2) |
455 |
584 |
581 |
825 |
927 |
1278 |
1396 |
необщего пользования |
429 |
314 |
277 |
179 |
167 |
161 |
162 |
Из общей протяженности автомобильных дорог – дороги с твердым покрытием – всего |
657 |
752 |
724 |
786 |
841 |
1038 |
1094 |
в том числе: |
|||||||
общего пользования2) |
400 |
532 |
531 |
665 |
728 |
925 |
985 |
из них: |
|||||||
федерального значения |
- |
46 |
47 |
50 |
51 |
51 |
51 |
регионального или межмуниципального значения3);4) |
- |
486 |
484 |
450 |
452 |
461 |
461 |
местного значения4) |
... |
... |
... |
164 |
225 |
413 |
473 |
необщего пользования |
256 |
220 |
194 |
121 |
113 |
113 |
110 |
Трамвайные пути1) |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Троллейбусные линии1) |
4,4 |
4,8 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
Пути метрополитена1), км |
342 |
405 |
436 |
475 |
485 |
497 |
512 |
Магистральные трубопроводы – всего |
212 |
215 |
225 |
233 |
242 |
249 |
250 |
в том числе: |
|||||||
газопроводы |
144 |
152 |
160 |
168 |
171 |
175 |
175 |
нефтепроводы |
52 |
48 |
50 |
49 |
51 |
55 |
55 |
нефтепродуктопроводы5) |
15 |
15 |
16 |
16 |
20 |
20 |
20 |
Внутренние водные судоходные пути – всего |
103 |
85 |
102 |
101 |
101 |
101 |
102 |
в том числе с гарантированными габаритами пути |
67 |
42 |
33 |
48 |
48 |
48 |
49 |
На долю грунтовых автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения приходится 7,6%, почти треть дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие.
В настоящее время 29,6% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования.
1) Эксплуатационная длина. По общему пользованию, включая протяженность участков железных дорог, находящихся за пределами Российской Федерации.
2) С 2010 г. – включая дороги местного значения; с 2012 г. – включая протяженность улиц.
3) За 1990, 2000, 2005 гг. – дороги субъектов Российской Федерации.
4) С 2012 г. – включая протяженность улиц.
5) С 2011 г. – включая протяженность магистральных нефтепродуктопроводов на территории иностранных государств.
Как уже говорилось, автомобильный транспорт имеет много преимуществ. Но существуют также и негативные факторы: градостроительные проблемы (нехватка площадок для стоянок транспортных средств, заторы на дорогах), загрязнение окружающей среды. Но самое отрицательное явление – дорожно-транспортные происшествия (гибель людей, ранения, инвалидность, временная нетрудоспособность, материальный ущерб).
В связи с увеличением автомобильного транспорта нормальным явлением будет и увеличение дорожно-транспортных происшествий.
Хотелось бы отметить, что, несмотря на осуществляемые мероприятия по предотвращению вероятности дорожно-транспортных происшествий, ежегодно в мире на дорогах погибает более 500 тыс. и получают ранения около 10 млн. человек. В Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествиях ежедневно погибает около 90 человек. Автомобильный транспорт является наиболее опасным из всех видов транспорта. Материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий в экономически развитых странах достигает 10% годового национального дохода.
Таблица 9 – Аварийность на транспорте численность пострадавших в происшествиях с транспортными средствами1)(человек) [2]
Погибло |
Ранено |
|||||||||||
1990 |
2000 |
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
1990 |
2000 |
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
|
Пострадало в происшествиях с подвижным составом: |
||||||||||||
на железнодорожном транспорте общего пользования2) |
8 |
3 |
1 |
- |
- |
2 |
19 |
5 |
1 |
- |
- |
4 |
на автомобильных дорогах и улицах3), тыс. |
35,4 |
29,6 |
34,0 |
26,6 |
28,0 |
27,0 |
214,8 |
179,4 |
274,9 |
250,6 |
258,6 |
258,4 |
в том числе по вине водителей транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения |
8,1 |
4,1 |
3,2 |
2,0 |
2,1 |
2,3 |
43,8 |
28,3 |
28,3 |
17,3 |
18,7 |
19,4 |
на морском транспорте |
... |
1 |
- |
10 |
10 |
1 |
... |
2 |
- |
- |
- |
- |
на внутреннем водном транспорте |
1 |
7 |
16 |
3 |
1 |
11 |
1 |
… |
- |
- |
- |
49 |
на воздушном транспорте |
107 |
20 |
56 |
34 |
90 |
102 |
- |
- |
- |
112 |
52 |
26 |
1)По данным ОАО “РЖД”, Ространснадзора, Росавиации, МВД России.
2) Транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события, имевшие место на железнодорожных путях общего пользования; до 2013 г. учитывались происшествия только по вине ОАО "РЖД".
3) С 2010 г. - погибшие на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершие от его последствий в течение 30 последующих суток, до 2010 г. – в течение 7 суток.
Рисунок 1 – Анализ ДТП за 2002 – 2012 гг.
Таким образом, автомобильный транспорт имеет как положительные качества, так и отрицательные. Следует учитывать и устранять их. Следует помнить, что автотранспортные средства являются объектом повышенной опасности. Но не стоит забывать, что без транспорта нам не обойтись. Поэтому необходимо совершенствовать автомобильный транспорт, пути сообщения, улично-дорожную сеть, повышать безопасность дорожного движения (пассивную и активную) и т. д. Решение проблемы повышения безопасности дорожного движения имеет большую экономическую и социальную значимость.
Список литературы:
Ломакин В. В., Покровский Ю. Ю., Степанов И. С., Гоманчук О. Г.
Безопасность автотранспортных средств: Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.В. Ломакина. – М: МГТУ «МАМИ», 2011. – 299 с.
2. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2014. – 693 с.