Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния, зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах.
Внутренний мир лиц с ограниченными возможностями сложен и многообразен. Как помочь, увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство, а в системе психокоррекции – арт-терапевтические методы.
Применение методов арт–терапии в работе с лицами, имеющими ограничения по здоровью, способствует развитию их творчества, совершенствованию взаимодействия с окружающим миром через наглядные образы.
Арт-терапия – междисциплинарное направление, которое возникло на стыке искусства и науки. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала [1].
Основная цель арт–терапии – гармонизация эмоционально-волевой сферы лиц с ограниченными возможностями через развитие способности самовыражения и самопознания.
Форма организации арт-терапевтических занятий определяется характером нарушения в психическом развитии человека. Если проблема лежит в сфере эмоциональных отношений, наиболее предпочтительна индивидуальная форма; в случае затруднений в социальном приспособлении более эффективна групповая форма работы, тематически ориентированная.
В творческом процессе в арт-терапевтической работе с людьми с ограниченными возможностями неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Участник может самостоятельно выбирать подходящие для него виды, содержание творческой деятельности и материалы, а также работать в собственном темпе; может отказаться от выполнения некоторых заданий и быть наблюдателем.
Кисилева М.В. считает, что в арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:
устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;
снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;
относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого псвихотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии [3].
Активное применение арт-терапевтических методов ведется в Ульяновском региональном отделении общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности» на базе этого отделения работает клуб молодых инвалидов «ПИОН» (от 17 до 30 лет) с особенностями интеллектуального и психического развития и их семей.
Методы, используемые в работе с молодыми инвалидами с особенностями психического и интеллектуального развития:
Песочная терапия – создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации творческого мышления.
Цветотерапия – лечение цветом, это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг человека. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для предполагает в первую очередь определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает его.
Изотерапия – психологическая коррекция невротических, психосоматических нарушений, трудностей в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах через рисунок.
Сказкотерапия –метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.
Применение вышеупомянутых арт-терапевтических методик способствуют гармонизации личности молодого инвалида с особенностями физического и интеллектуального развития через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.
Библиографический список.
Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова.- Ростов н/Д:Феникс, 2013.-253 с.
Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе /М.В. Киселева.- Спб.: Речь, 2007. - 336 с.