ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И ЯПОНИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ АЛЬЯНСОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И ЯПОНИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ АЛЬЯНСОВ

Свечникова Д.А. 1
1Саратовский Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование американской системы стратегических альянсов во второй половине XX в. было обусловлено началом «холодной войны» и становлением бинарной структуры международной безопасности, направленной на проецирование американского политического и экономического влияния и продвижение американских интересов в глобальном противостоянии коммунистическому блоку в рамках концепции «сдерживания». На современном этапе в связи со значительными геополитическими сдвигами и изменением мирового баланса сил на фоне распада СССР и формирования многополярной международной системы, обострения противоречий в Европейском регионе, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии, активизации террористических организаций, а также существенного ослабления позиций действующей администрации президента Барака Обамы происходит постепенная трансформация сложившейся системы альянсов.

Традиционно среди многосторонних форматов взаимодействия центральную позицию занимает Организация Североатлантического договора (НАТО), образованная в 1949 г. на основе принципа коллективной обороны в Евроатлантике; одновременно становятся все более очевидными тенденции к созданию многосторонней архитектуры безопасности и в АТР, значение которого для американского правительства, рассматривающего США в качестве «тихоокеанской державы» и увязывающего обеспечение национальной безопасности с поддержанием стабильности в акватории Тихого океана, будет продолжать усиливаться [1].

В 2013 г. Барак Обама объявил о необходимости создания двух масштабных экономических блоков – Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерства, что в перспективе может способствовать формированию единого политического и экономического Тихоокеанского и Атлантического пространства [2]. В этом ключе существующая система альянсов образует необходимую платформу для укрепления трансконтинентальных связей. В то же время объединение НАТО с важными американскими союзникам в АТР (Японией, Австралией, Новой Зеландией, Южной Кореей, Сингапуром) на основе общих ценностей и интересов позволит нейтрализовать потенциальных соперников и образование антиамериканских коалиций, а также укрепить стратегические позиции США и их союзников.

Вместе с тем, под воздействием изменения характера угроз осуществляется пересмотр содержания стратегического партнерства и, в первую очередь, двустороннего формата. В качестве ключевых требований, определяющих значимость альянса для США, рассматривают способность партнера принять на себя часть обязательств по обеспечению национальной и региональной безопасности и одновременно оказывать эффективное военно-техническое содействие американским вооруженным силам с учетом сокращения американского оборонного бюджета; стратегически выгодное географическое расположение; стабильность политического режима; положительный международный имидж; уступчивость и лояльность, позволяющие американскому правительству оказывать прямое воздействие на проводимый государством внешнеполитический курс для обеспечения безоговорочной поддержки инициатив США на международной арене [3].

С учетом данных критериев особое внимание необходимо обратить на динамику развития двустороннего взаимодействия в рамках «особого» американо-британского партнерства и американо-японского стратегического альянса и изменение их роли в американской системе альянсов, а также определить, насколько сложившиеся отношения соответствуют интересам Великобритании и Японии на фоне происходящего изменения мирового баланса сил.

Великобритания. Впервые об особом характере взаимоотношений между Великобританией и США заявил в Фултонской речи (1946 г.) Уинстон Черчилль; этому предшествовало продолжительное военное и политическое сотрудничество в период Второй мировой войны, результатом которого стало окончательное признание Великобританией американского превосходства и ее вхождение в созданную блоковую систему на правах младшего партнера [4].

Добровольная передача статуса ведущей морской и экономической державы США во многом была обусловлена существенным снижением военного и экономического потенциала Великобритании и растущей угрозой со стороны СССР. Не случайно британский премьер-министр Гарольд Макмиллан сравнил Великобританию с греческой цивилизацией, наследие которой создало величие Римской империи [5].

На протяжении XX в. стороны осуществляли эффективное взаимодействие в ядерной области на основе соглашения от 1958 г., в соответствии с которым державы ведут взаимный обмен информацией о ядерных разработках, а также специальными материалами, компонентами и оборудованием; были образованы устойчивые связи между национальными оборонными и разведывательными ведомствами. Великобритания неоднократно входила в американские военные коалиции на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии; в рамках международных организаций и форумов британские лидеры демонстрируют солидарность с американской позицией по ключевым международным проблемам [6].

Под влиянием устойчивого мнения о «нерушимости» британо-американского союза, основанного на исторической и цивилизационной общности, единой правовой и культурно-ценностной системе, а также неизменной риторики британского руководства о приверженности общему видению мирового порядка усиливающиеся противоречия между державами неочевидны. Вместе с тем, вторжение коалиционных войск в Ирак в 2003 г. и продолжительная кампания в Афганистане, которые повлекли гибель британских военнослужащих, чрезмерное следование правительства Тони Блэра в фарватере политики Вашингтона породили в британском обществе усиление антиамериканских настроений и опасения относительно окончательной утраты Великобританией политической независимости [7]. Как результат, в правительстве Гордона Брауна были представлены министры, критиковавшие одностороннюю ориентацию на взаимодействие с США, в частности заместитель министра иностранных дел Марк Мэллок-Браун и министр международного развития Дуглас Александер; сам же Гордон Браун рассматривал взаимодействие с США исключительно как механизм многостороннего взаимодействия.

Однако и американское правительство достаточно холодно относится к восприятию «эксклюзивности» британо-американского альянса, что связано с переориентацией внимания США в сторону Тихого океана. В 2013 г., по результатам опроса членов Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), Великобритания оказалась на одном уровне с Канадой и Индонезией по значимости в качестве партнера для США, в то время как лидирующие позиции заняли три ведущих азиатских государства – Индия, Китай и Япония, а также Бразилия, Мексика, Турция и ЕС [8]. В данном ключе также показательна поддержка администрацией Барака Обамы предложения Аргентины о возобновлении переговоров по Фолклендским (Мальвинским) островам.

Существенное воздействие на британо-американские отношения оказывает европейский фактор. Рост напряженности между ЕС и Великобританией объясняется различием подхода к дальнейшему процессу интеграции, который британская сторона видит в углублении экономического партнерства и создании полноценного открытого и свободного рынка и выступает против чрезмерного усиления наднационального компонента. Заявления действующего главы британского правительства Дэвида Кэмерона о возможном выходе из ЕС после проведения национального референдума негативно воспринимаются и в Вашингтоне, где заинтересованы в сохранении «сильной Великобритании в составе сильного ЕС» [9].

Великобритания традиционно рассматривается США в качестве своеобразного инструмента давления и воздействия на европейские интеграционные процессы; в свою очередь, европейская политическая элита отводит ей роль элемента, серьезно осложняющего развитие интеграционного объединения, что объясняет достаточно высокий уровень взаимного недоверия. Выход Великобритании из ЕС может, с одной стороны, способствовать укреплению стратегического взаимодействия с Вашингтоном, но Лондон утратит прежнее значение посредника между европейскими державами и США, которым успешный процесс европейской интеграции необходим для последующего создания Трансатлантического партнерства. Отдельное недовольство Вашингтона вызывает целенаправленное сокращение британского военного бюджета и отсутствие целостной военной стратегии, что сокращает возможности Великобритании по оказанию поддержки военным инициативам США [10].

Следует отметить, что в период расцвета морского могущества Великобритании британское правительство не было склонно идеализировать британо-американские связи и воспринимало США, прежде всего, как геополитического соперника наравне с Францией, Германией и Россией [11]. И начало нового тысячелетия создает условия для постепенного преобразования британо-американского альянса. Директор Королевского института международных отношений Робин Ниблетт обращает внимание на несовпадение интересов Великобритании и США и растущую «политическую избирательность» британского политического руководства [12]. Так, британский парламент отказался поддерживать начало военной операции в Сирии, а присоединение Великобритании к коалиции против Исламского государства обусловлено преимущественно ростом угрозы ее национальной безопасности.

Япония. Юридическое оформление американо-японского стратегического альянса произошло после подписания Договора о гарантии безопасности 1951 г. и Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности 1960 г., закрепивших возможность размещения американских вооруженных сил на территории Японии и тесное взаимодействие сторон в сфере обороны. Подобно британо-американскому союзу, включение Японии в блоковую систему было обусловлено необходимостью поддержания равновесия сил в Азиатском регионе и создания надежного плацдарма для проникновения на материк.

В силу конституционных ограничений возможности Японии по оказанию прямой военной поддержки США ее функции были сведены к оказанию военно-технического содействия. В то же время двусторонние отношения на протяжении всего своего существования переживали периоды значительной нестабильности в силу экономической конкуренции после превращения Японии в ведущую мировую экономическую державу и поворота в 1980-е гг. американского правительства к укреплению взаимодействия с КНР. В то же время значение американо-японского альянса для национальной безопасности Японии не подвергалось сомнению, за исключением периода правления Демократической партии Японии (ДПЯ), выступившей за снижение зависимости от США, однако после возращения Либерально-демократической партии (ЛДПЯ) во главе с премьер-министром Синдзо Абэ прежний курс на укрепление сотрудничества с США получил новый импульс.

Процесс милитаризации Японии, в частности приобретение права на коллективную оборону, расширяющего возможности японских вооруженных сил по осуществлению военного содействия союзнику, активно поощряется США [13], однако неоднозначность позиции Вашингтона по отношению к КНР создает определенные сомнения в японских политических кругах относительно готовности США обеспечить необходимую поддержку в случае военного сценария разрешения японо-китайского территориального спора вокруг архипелага Сенкаку (Дяоюйдао), что усиливает конфликтогенность в регионе [14]. Стремление Токио в перспективе снизить американское влияния в области обороны может быть ограничено в силу отсутствие собственного ядерного потенциала.

Принципиальным отличием природы американо-японского и американо-британского альянсов является сам механизм их формирования: в первом случае США оказали значительное давление на проигравшую сторону и создали условия, вынудившие японское руководство пойти на значительные уступки в области обороны; во втором – закономерная эволюция в силу роста политического влияния и экономического могущества США. В то же время оба альянса носят ассиметричный характер в силу абсолютного доминирования США, способствуют укреплению международных позиций сторон, но одновременно сужают пространство для маневра.

Несмотря на указанные противоречия, в настоящее время Япония и Великобритания продолжают играть роль ключевых стратегических партнеров, оказывающих значительную военную и экономическую поддержку внешнеполитическим инициативам США. Морские державы занимают выгодное географическое положение, позволяющее использовать их территории в качестве плацдарма для проецирования американской военной мощи, обладают устойчивыми системами государственного управления, сравнительно высоким уровнем внутренней стабильности общества и положительным имиджем на международной арене.

Объединяющим фактором также становится общее видение глобальных и региональных угроз безопасности, связанных с ростом террористической угрозы и нестабильности на Ближнем Востоке, влиянием российского и китайского факторов и проблемами преодоления экономического кризиса и стимулирования экономического роста. Вместе с тем, в силу снижения возможностей США в одностороннем порядке осуществлять управление глобальным пространством и своевременно реагировать на вызовы, возникает необходимость формирования более сбалансированных отношений в системе альянсов и ее укрепления, необходимого для реализации масштабных геополитических проектов США и потенциального объединения Атлантического и Тихоокеанского пространств. При отсутствии четкой внешнеполитической стратегии США и рационального подхода к ее реализации произойдет неизбежное снижение американской мощи, что закономерно ослабит позиции как США, так и Великобритании и Японии.

Литература

1. Губин А.В. США – преимущественно тихоокеанская держава // Российский совет по международным делам. – 15.05.2014. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3703#top

2. Рогов С.М. Доктрина Обамы. Властелин двух колец // Российский совет по международным делам. – 06.05.2013. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1783#top

3. Walt S.M. Starting from Scratch: Zero-based Alliance Formation // Foreign Policy. – 08.06.2012. – URL: http://foreignpolicy.com/2012/06/08/starting-from-scratch-zero-based-alliance-formation/

4. Scheinmann G., Conen R. The Not-So-Special Relationship // The American Interest. – 05.06.2014. – URL: http://www.the-american-interest.com/2014/06/05/the-not-so-special-relationship/

5. Shipman T. History of Britain’s Special Relationship with America // The Telegraph. – 01.03.2009. – URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/northamerica/usa/4885895/History-of-Britains-special-relationship-with-America.html

6. Westmacott P. NATO & the Changing Face of Transatlantic Security // GOV.UK. – 21.07.2014. – URL: https://www.gov.uk/government/speeches/nato-the-changing-face-of-transatlantic-security

7. America’s Special Relationships: Foreign and Domestic Aspects of the Politics of Alliance / Ed. J. Dumbrell. A. Schäfer. – L.-N.Y.: Routledge, 2009. – P. 52.

8. American's Place in the World // PEW Research Center & Council on Foreign Relations. – URL: http://www.people-press.org/files/legacy-questionnaires/12-3-13%20APW%20VI%20Topline%20for%20Release.pdf

9. Harris R. Britain and Europe: Where America’s Interests Really Lie // The Heritage Foundation. – URL: http://www.heritage.org/research/reports/2013/04/britain-and-europe-where-americas-interests-really-lie

10. Military Cuts Mean ‘No US Partnership’, Robert Gates warns Britain // BBC. – 16.01.2014. – URL: http://www.bbc.com/news/uk-25754870

11. Edelman E. A Special Relationship in Jeopardy // The American Interest. – 01.07.2010. – URL: http://www.the-american-interest.com/2010/07/01/a-special-relationship-in-jeopardy/

12. Niblett R. A Serious Blow to the UK-US Alliance // Chatham House. – 30.08.2013. – URL: https://www.chathamhouse.org/media/comment/view/194038

13. Douglas J. The US Will Defend Japan; The Question Is How? // The Diplomat. – 25.08.2014. – URL: http://thediplomat.com/2014/08/the-us-will-defend-japan-the-question-is-how/

14. Kawasaki Akira, Nahory C. Japan’s Decision on Collective Self-Defense in Context // The Diplomat. – 03.10.2014. – URL: http://thediplomat.com/2014/10/japans-decision-on-collective-self-defense-in-context/

Просмотров работы: 1642