РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ХΙХ-НАЧАЛА ХХ ВВ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ХΙХ-НАЧАЛА ХХ ВВ.

Клинникова А.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема женского образования и воспитания является одной из актуальных проблем общего и профессионального образования современной России.

Появление в нашей стране в последнее десятилетие различных типов средних учебных заведений, в том числе и женских гимназий, вызывает живой интерес к историческому прошлому данного образовательного учреждения. К сожалению, основная масса современных гимназий лишь внешними атрибутами напоминает свои исторические прототипы, не переняв из их педагогического опыта полезных для себя идей. Одна из причин может быть следующая: существует большой временной разрыв между учебными учреждениями дореволюционной России и современной и не полное восприятие исторических предпосылок их развития современными педагогами.

В связи с этим перед нами была поставлена цель - изучить и обобщить накопленный образовательный опыт женских гимназий во второй половине XIX-начале XX вв., также проанализировать педагогические идеи современных женских образовательных учреждений.

Для раскрытия цели считаем необходимым решение следующих задач: определить роль и место женских гимназий в образовательной системе России; проанализировать учебно-воспитательный процесс женских гимназий; раскрыть роль гимназических предметов для воспитания учащихся; определить влияние исторических условий, в которых функционировали женские гимназии, на их деятельность; проанализировать деятельность современных женских образовательных учреждений; на основе изучения проблемы  дать рекомендации современным педагогам о специфике и значимости развития женского образования в современное время.

Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин в дореволюционной России проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".

C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.

Представим краткий историко-педагогический экскурс образовательных учреждений для женщин в России до начала XX века и в настоящее время.

Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт). Смольный монастырь - любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт - императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института.

Мариинское женское училищеВ 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету.

Ионафановское (Епархиальное) женское училище. Училище предназначалось в основном для девочек из семей духовенства. Было довольно сложно попасть в него, так как существовал строгий отбор. Первоначально училище было трехклассным, причем курс каждого класса был рассчитан на два года, позже (в 1886 году) училище было преобразовано в шестиклассное. При училище было все необходимое: баня, столовая, больница, место для учебы, отдыха и сна и даже церковь, поэтому воспитанницы очень редко выходили за пределы училища.

Возрождение педагогических идей женских образовательных учреждение в современное время

В современное время в России осталось очень мало школ, где девочки обучаются отдельно от мальчиков. В основном, это воскресные школы. Школа для девочек - общеобразовательное учреждение, в котором учатся только девочки. Соответственно, программа занятий подобрана с учетом возможностей учащихся. Так же, есть кадетские школы для девушек и ВУЗы. Рассмотрим некоторые из них.

Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Гуманитарный Женский Институт (ГЖИ). Гуманитарный Женский Институт Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова - уникальное высшее учебное заведение, первый в современной России опыт раздельного высшего образования, базирующегося на дореволюционных традициях русского и современного классического зарубежного образования. Уютная атмосфера в институте создает комфортные условия для обучения студенток.

Наряду с экономическими и естественными знаниями, знаниями в области информационных технологий в программу обучения включен комплекс гуманитарных дисциплин и иностранные языки, что так необходимо для всестороннего развития личности, возможности «найти» себя и адаптироваться в нынешнем многогранном и сложном мире.

В понятие высокой культуры, которую мы воспитываем в наших студентках, вкладывается и сознание собственного достоинства, и принципы гуманистической морали.

В современное время, как мы видим,  женское образование не утратило своей мощи. Правда, оно не пользуется уже такой популярностью как раньше. Но в этих школах соблюдают традицию старинного воспитания «благородной девушки», что очень важно для нашего современного мира.

Формирование системы женского образования проходило на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода. В качестве одного из доводов последних фигурировал тезис о том, что образование не должно быть многогранным, поскольку его задача - готовить женщину к роли жены и матери, а не к профессиональному труду. Распространенность подобных настроений в обществе побудила сторонников среднего и высшего образования рассмотреть вопрос о том, что именно необходимо знать женщине для успешного выполнения функции материнства и каким образом следует учитывать этот фактор при разработке программ обучения в женских учебных заведениях.

Таким образом, изучение и анализ исторических предпосылок развития женского образования в России  позволяет педагогам учитывать и гармонично адаптировать  исторический опыт прошлого при возрождении в современных условиях подобных образовательных учреждений. Такой подход будет условием профилактики педагогических рисков и ошибок.

Просмотров работы: 1604