Речевое развитие детей - одна из актуальных проблем в современной коррекционной школе.
Программа по русскому языку дает детям элементарный объем знаний. Учащиеся приобретают необходимые умения и навыки. Интерес умственно отсталых учащихся к новому материалу поверхностный, узкий, ситуативный. Учитель должен вызвать интерес к теме различными средствами, такими как: поощрительные меры (оценка, одобрение, вручение фишек, разнообразные виды деятельности). Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения. Новый материал нужно давать только в первой половине урока. Наглядные средства нужно применять яркие, в соответствии с возрастом. Серьёзное требование предъявляется к речи учителя: она должна быть выразительная, правильная. Умственно отсталый ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учебы, чтобы он не мог не работать.
Автор методики обучения русскому языку в коррекционной школе А.К. Аксёнова выделяет пять основных методических принципов обучения умственно отсталых школьников русскому языку:
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип единства развития речи и мышления;
- принцип повышения языковой и речевой мотивации;
- принцип формирования чувства языка и опоры на него;
- принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.
Рассмотрим систему упражнений по данной теме. Во 2 классе тема изучается как «Слово».
Упражнение 1: «Назови слово»
Инструкция: назови нарисованные на картинках предметы и ответь на вопрос. Вопрос и ответы запиши.
что это? Это … |
что это? Это … |
что это? Это … |
Упражнение 2: «Найди ответ»
Инструкция: Прочитай. Добавь по вопросам слова по смыслу. Запиши четыре предложения.
Весной зацвели (что?) |
Дождь |
Летом поспели (что?) |
Снег |
Осенью выросла (что?) |
Ягоды |
Зимой (что?)… покрыл землю |
Цветы |
Осенью опадают (что?) |
Мороз |
Весной часто идет (что?) |
Капуста |
Летом светит ярко (что?) |
Листья |
Зимой сильный (что?) |
Солнце |
Упражнение 3: «Котик и козлик»
Задание: Прочитай. Ответь на вопросы. Ответы запиши. Подчеркни слова, обозначающие предметы.
Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит. |
|
И лапкое котик Помадит свой ротик, А козлик седою Трясет бородою |
Кто ходит за котиком?
Кто бродит по садику?
Кто лапкой помадит ротик?
Кто трясёт бородою?
Упражнение 4: «Предметы»
Инструкция: Продолжи ряд слов, обозначающих название предметов.
Что?
Упражнение 5: Животные»
Инструкция: ответь на вопросы, используя слова второго столбика. Ответы запиши.
У овцы (кто?) |
егнята |
У свеньи (кто?) |
поросята |
У кошки (кто?) |
котята |
У белки (кто?) |
бельчата |
Упражнение 6: «Один-много»
Инструкция: рассмотри рисунки. Скажи, кто на них нарисован и что нарисовано. Поставь вопросы к словам, обозначающим предметы. Запиши слова по образцу, ставя к ним вопросы.
Образец: Что? Кукла - куклы.
Упражнение 7: «Звери и предметы»
Инструкция: выпиши сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, а затем на вопрос что?
Кто? - … , … , … .
Что? - … , … , … .
Упражнение 8: «один-много»
Инструкция: к словам, обозначающим один предмет, бери слова, обозначающие много предметов. Ставь к ним вопросы. Запиши.
Стол - (…?)…
Белка - (…?)…
Волк - (…?)…
Коза - (…?)…
Упражнение 9 «Стражник крепости»
Инструкция: Прочитай загадку. Спиши загадку. Подчеркни слова, обозначающие названия предметов. Запиши: улитка и крепость. Поставь к этим словам вопросы. Объясни почему к этим словам нельзя задать одинаковые вопросы.
Стражник в крепости сидит. Может очень он сердит – высунулся из окошка и давай мне строить рожки
Упражнение 10:
Инструкция: Прочитай добавляя слова по смыслу . как можно озаглавить текст. Спиши, вставляя слова, обозначающие предметы. Используй слова для справок. Подчеркни их.
Слова для справок: тучи, снег, ветер,метель.
Подул сильный (что?) …
Набежали черные (что?)
Пошел (что?)
Началась (что?)
Список литературы:
Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. — Изд. 2 — М.: Школа-Пресс, 1995. — 128 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994