На сегодняшний день трудно отыскать сегмент рынка, где не происходили бы ожесточенные сражения между конкурентами. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Долгое время в нашей стране о конкурентоспособности предприятий общественного питания не говорили, считая что сфера обслуживания не заслуживает большого внимания.
Общественное питание является важным элементом в интегральной оценке социально-экономического развития общества. Рынок общественного питания характеризуется высокой степенью дифференциации предлагаемого продукта и цен, чистой конкуренцией, высокой степенью локализации предприятий в силу неотделимости услуги от ее поставщика, что дает возможность предприятиям общественного питания формировать конкурентные преимущества, позволяющие ограничить влияние конкурентов. В этих условиях деятельность предприятий общественного питания требует постоянного совершенствования и обновления, выработки соответствующей стратегии и тактики управления. Инструментами реализации данных мероприятий являются: оценка конкуренции в сфере общепита, управление внутренними и внешними параметрами деятельности предприятия общепита с целью максимизации критерия конкурентоспособности.
Проведем анализ конкурентной среды ООО «Карамель».
Итальянский ресторан La Caramell Cafe (Ля карамель кафе) ООО «Карамель» зарегистрирован в г.Магнитогорске 2 марта 2011 года. Итальянский ресторан La Caramell Cafe, Ля карамель кафе - это Итальянский ресторан, кафе, бар, в Магнитогорске, где используются лучшие кухни мира: итальянская, европейская, японская, французская, русская, блюда от шеф повара. Удобное расположение ресторана вблизи детских игровых машин, детской комнаты и кинотеатра. Разнообразное меню, демократичные цен, торты на заказ, банкеты, корпоративы.
Миссия ООО «Карамель»- это удовлетворение нужд современного человека в еде и отдыхе, хорошего время провождения, максимум внимания каждому гостю с тем, чтобы его пребывание было приятным, комфортным и роскошным. Основными целями ООО «Карамель» являются качественный уровень обслуживания, поддержание и укрепление здоровья, удовлетворенности трудом и финансовым благосостоянием своих сотрудников.
Для оценки конкурентной среды ООО «Карамель» используем следующие методы анализа:
- STEP-анализ - как метод анализа для факторов внешней макросреды;
- SWOT-анализ – как метод анализа внутренней среды предприятия;
- многоугольник конкурентоспособности.
В таблице 1 перечислены факторы внешней макросреды ООО «Карамель».
Таблица 1 - STEP– анализ факторов внешней макросреды ООО «Карамель»
Политика |
Р |
Экономика |
Е |
|
|
||
Социум |
Технология |
Т |
|
|
|
Очевидно, что не все перечисленные в таблице 1 факторы внешней макросреды оказывают равное влияние на деятельность ООО «Карамель». Для выявления наиболее значимых из них произведем экспертную оценку и присвоим каждому весовой коэффициент, отражающий степень влияния на деятельность организаций общественного питания. Матрица профиля внешней макросреды ООО «Карамель» представлена в таблице 2.
Таблица 2
Матрица профиля внешней макросреды ООО «Карамель»
Фактор среды |
Важность для отрасли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Степень важности |
||||
Изменение законодательства в области регулирования деятельности организаций общественного питания |
3 (высокая) |
2 (умеренное) |
-1 (негативное) |
-6 |
||||
Ужесточение государственного регулирования деятельности организаций общественного питания |
3 (высокая) |
3 (высокое) |
-1 (негативное) |
-9 |
||||
Поддержка малого бизнеса |
3 (высокая) |
3 (умеренное) |
+1 (позитивное) |
+6 |
||||
Уровень инфляции в стране |
3 (высокая) |
3 (умеренное) |
-1 (негативное) |
-9 |
||||
Появление новых конкурентов |
3 (высокая) |
3 (высокое) |
-1 (негативное) |
-9 |
||||
Платежеспособный спрос главных потребителей продукта (с учетом последних тенденций) |
3 (умеренная) |
3 (высокое) |
+1 (позитивное) |
+9 |
||||
Изменение в базовых ценностях населения |
3 (высокая) |
1 (слабое) |
-1 (негативное) |
-3 |
||||
Изменение структуры доходов и расходов населения |
3 (высокая) |
2 (слабое) |
-1 (негативное) |
-6 |
||||
Увеличение прироста населения |
2 (умеренная) |
2 (умеренное) |
+1 (позитивное) |
+4 |
||||
Развитие конкурентных технологий |
2 (умеренная) |
2 (умеренное) |
-1 (негативное) |
-4 |
||||
Внедрение нового программного обеспечения и энергосберегающего оборудования |
2 (умеренная) |
2 (умеренное) |
+1 (позитивное) |
+4 |
||||
Информация и коммуникации, влияние Интернета |
2 (умеренная) |
2 (умеренное) |
+1 (позитивное) |
+4 |
По результатам оценки матрицы профиля среды ООО «Карамель» можно сделать вывод, что только 8 факторов макросреды, представленных в таблице 2, имеют относительно более важное значение для функционирования анализируемой организации, а оставшиеся 5 факторов являются менее важными, и ими можно пренебречь. Отметим также, что максимальный положительный балл (+9) отражает максимально позитивное влияние на функционирование организации и принадлежит таким факторам, как: поддержка малого бизнеса и платежеспособный спрос главных потребителей услуг, а максимальный отрицательный балл (-9) рассматривается как максимальная угроза для функционирования организации и относится к таким факторам, как: ужесточение государственного регулирования деятельности организаций общественного питания, уровень инфляции в стране, появление новых конкурентов.
Выделив факторы, которые оценены как наиболее явные угрозы и возможности для деятельности ООО «Карамель», отразим окончательные результаты STEP – анализа в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты STEP-анализа факторов внешней макросреды
ООО «Карамель»
Внешние стратегические факторы |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Возможности Поддержка малого бизнеса Платежеспособный спрос главных потребителей продукта (с учетом последних тенденций) Развитие сети |
0,05 0,2 0,05 |
4 5 4 |
0,2 1,0 0,2 |
Суммарные возможности |
0,3 |
1,4 |
|
Угрозы Изменение законодательства в области регулирования деятельности организаций общественного питания Ужесточение государственного регулирования деятельности организаций общественного питания Уровень инфляции в стране Появление новых конкурентов Изменение структуры доходов и расходов населения |
0,05 0,2 0,2 0,2 0,05 |
4 5 5 5 4 |
0,2 1,0 1,0 1,0 0,2 |
Суммарные угрозы |
0,7 |
3,4 |
|
Суммарная оценка |
1,0 |
4,8 |
Данные таблицы 3 позволяют сделать вывод о том, что возможности из внешней макросреды, которые может извлечь для себя ООО «Карамель», минимальны (взвешенная оценка 1,4 балла), в свою очередь угрозы из внешней макросреды достаточно высоки (взвешенная оценка 3,4 балла). С учетом максимально возможной оценки в 5 баллов считаем, что ООО «Карамель» не может в полной мере противостоять внешним угрозам и использовать возможности, предоставляемые внешней макросредой.
В соответствии с методологическими аспектами оценки конкурентоспособности результаты STEP-анализа целесообразно дополнить возможностями SWOT-анализа и обобщить полученную в результате исследования информацию. При проведении SWOT-анализа необходимо учитывать сильные и слабые стороны ООО «Карамель», а также появление угроз и возможностей извне (таблица 4). При этом следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Так, не использованное конкурентное преимущество может стать угрозой, если его использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией общественного питания дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
Таблица 4 - SWOT-анализ ООО «Карамель»
О |
Возможности |
Сильные стороны |
|
1 |
Рост числа квалифицированных специалистов в сфере оказания услуг общественного питания |
1 |
Незначительное количество претензий/возврата блюд |
2 |
Использование более совершенных технологий, современных средств коммуникации |
2 |
Наличие курительной комнаты или раздельные помещения для курящих и некурящих |
3 |
Освоение новых рынков и сегментов рынка |
3 |
Ассортимент предлагаемых блюд, напитков |
4 |
Рост платежеспособности потребителей |
4 |
Музыкальное сопровождение |
5 |
Повышение культуры общения продавцов с посетителями, формирование атмосферы гостеприимства и доброжелательности |
5 |
Сервировка стола, наличие столового белья |
6 |
Разработка и внедрение детского меню, организация специальных детских программ |
6 |
Высокое качество виноводочных напитков |
7 |
Выполнение особых пожеланий по изготовлению блюд на виду у клиента |
7 |
Средняя продолжительность обслуживания посетителей (в минутах) незначительна |
8 |
Внедрение системы вентиляции и кондиционирования, обеспечивающих допустимые параметры температуры и влажности |
8 |
Количество поставщиков |
9 |
Постоянное внедрение и освоение новых технологий в обслуживании клиентов |
9 |
Оснащение кухни (современное универсальное оборудование и посуда для приготовления пищи) |
10 |
Организация и проведение праздничных торжеств |
||
Т |
Угрозы |
W |
Слабые стороны |
1 |
Возможность появления новых конкурентов и усиления позиций уже существующих |
1 |
Низкая капитализация и слабая ресурсная база по сравнению с конкурентами, функционирующими на рынке более длительное время |
2 |
Изменения в предпочтениях клиентов |
2 |
Неиспользование маркетингового инструментария в текущей работе |
3 |
Возрастающее конкурентное давление, расширение сети конкурентов |
3 |
Отсутствие системы кондиционирования воздуха, системы вентиляции |
4 |
Расширение товарного ассортимента конкурентами |
4 |
Низкая культура общения персонала с посетителями |
5 |
Активная рекламная кампания конкурентов. |
5 |
Высокий уровень цен по отношению к конкурентам |
6 |
Низкая звукоизоляция |
На базе таблицы 4 построим матрицу решений как результат SWOT-анализа (таблица 5).
Таблица 5 - Матрица решений как результат SWOT-анализа ООО «Карамель»
Внешние возможности:
|
Внешние угрозы:
|
|
Внутренние сильные стороны:
|
Дальнейшее развитие организации и завоевание новых сегментов рынка, привлечение новых клиентов. |
Постоянное обновление и расширение ассортимента блюд, активная рекламная компания, позиционирование ресторана как места для семейного отдыха, организация проведения корпоративов, семейных и детских праздников. |
Внутренние слабые стороны:
|
Формирование грамотной маркетинговой стратегии, проведение различных акций по формированию положительного имиджа ресторана, приобретение системы кондиционирования, увеличение клиентской базы за счет качества обслуживания и качества предлагаемых блюд. |
Грамотная рекламная политика, разработка комплексных обедов для людей со средним доходом, постоянное проведение мониторинга предпочтений потребителей и предлагаемых услуг по организации торжеств. |
После построения матрицы SWOT-анализа необходимо оценить угрозы и возможности с точки зрения их важности и степени влияния на конкурентные преимущества ООО «Карамель». Для этого применим метод позиционирования каждой конкретной возможности в матрице возможностей, представленной в таблице 6.
Таблица 6 - Матрица возможностей ООО «Карамель»
Вероятность использования |
Влияние |
||
сильное |
умеренное |
малое |
|
высокая |
Активизация применения элементов коммуникационного комплекса (например, коммерческой рекламы) |
Внедрение системы вентиляции и кондиционирования, обеспечивающих допустимые параметры температуры и влажности |
Разработка и внедрение детского меню, организация специальных детских программ |
средняя |
Повышение культуры общения продавцов с посетителями, формирование атмосферы гостеприимства и доброжелательности |
Выход на новые сегменты рынка |
Совершенствование управленческих процедур на основе компьютеризации |
низкая |
Расширение спектра оказываемых услуг, в том числе выполнение особых пожеланий по изготовлению блюд на виду у клиента; кейтеринг; упаковка блюд для употребления вне ресторана |
Появление новых технологий, направленных на снижение себестоимости услуг |
Кулинарный стиль фьюжн |
Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для объекта исследования и их необходимо обязательно использовать в целях усиления конкурентных преимуществ. Возможности, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания. Использовать преимущества, попавшие на оставшиеся поля, можно, если у ООО «Карамель» будет возможность выделить ресурсы на соответствующие мероприятия.
Похожая матрица составляется для оценки угроз (таблица 7).
Таблица 7 - Матрица угроз для деятельности ООО «Карамель»
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия |
||
критическое состояние |
тяжелое состояние |
небольшие изменения |
|
высокая |
Ужесточение требований к организациям общественного питания |
Возрастающее конкурентное давление |
Жесткий режим налогообложения |
средняя |
Возможность появления новых конкурентов или усиления позиций уже существующих |
Изменения в предпочтениях клиентов |
Снижение спроса не некоторые виды предлагаемых блюд |
низкая |
Форс-мажорные обстоятельства |
Снижение деловой активности организации |
Неблагоприятная экономическая политика государства |
Угрозы, попадающие на поля ВТ, ВК и СК представляют серьезную опасность для организациии и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля СЛ, НТ и НЛ, также должны находится в поле зрения высшего руководства и своевременно устраняться. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению, но не обязательно первостепенному, попавшие на эти поля угрозы необходимо внимательно отслеживать и прогнозировать их развитие.
Указанные возможности и угрозы не только влияют на конкурентные преимущества ООО «Карамель», но и указывают на необходимость разработки мероприятий по их предовтращению. Чтобы усилить конкурентную позицию организации, разработка мероприятий должна быть нацелена на использование перспектив, соответствующих возможностям организации, и обеспечивать защиту от внешних угроз.
Для анализа внутренней среды ООО «Карамель» применим метод составления профиля среды. С помощью данного метода оценим относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
В таблице 7 показано, что каждому из факторов, опираясь на метод экспертных оценок, присваивается оценка по:
- важности для отрасли (высокая -3 балла), (умеренная-2 балла), (слабая-1 балл);
- влиянию на организацию общественного питания (высокое -3 балла), (умеренное -2 балла), (слабое-1 балл), (отсутствие влияния-0 баллов);
- направленности влияния (позитивное- (+1)), (негативное-(-1)).
Таблица 7 -Взвешенная оценка влияния факторов микросреды на ООО «Карамель»
Фактор среды |
Важность для отрасли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Степень важности |
1.Поставщики |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
2.Потребители |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
3.Конкуренты |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Для того чтобы оценить, какому именно фактору следует уделить наибольшее внимание для повышения конкурентоспособности ООО «Карамель», определим взвешенную оценку путем присвоения каждому фактору определенного веса (от 0 до 1), сумма весов равна 1. Результаты расчетов представлены в таблице 8.
Таблица 8
Взвешенная оценка влияния факторов микросреды на ООО «Карамель»
Факторы микросреды |
Вес |
Экспертная оценка |
Взвешенная оценка |
1.Поставщики |
0,2 |
5,0 |
1,0 |
2.Потребители |
0,4 |
5,0 |
2,0 |
3.Конкуренты |
0,4 |
5,0 |
2,0 |
Сумма |
1 |
5,0 |
Исходя из результатов анализа оценки влияния факторов микросреды, можно сделать вывод о том, что организации ООО «Карамель» необходимо уделить пристальное внимание таким факторам как:
- «конкуренты», поскольку ООО «Карамель» необходимо постоянно осуществлять мониторинг конкурентной среды, отслеживать положение конкурентов; качество обслуживания и предлагаемых блюд; стоимость услуг; долю рынка; использование последних достижений в технологиях; эффективность рекламы; квалификацию персонала; сильные стороны при их действии на рынке; новаторство в услугах, стимулировании, маркетинге.
- «потребители», поскольку их покупательская способность, а также предпочтения на рынке оказывают прямое влияние на положение организации общественного питания.
Произведем сравнительную оценку конкурентных преимуществ ООО «Карамель» и конкурентов, используя методику КФУ (ключевые факторы успеха). Основными конкурентами ООО «Карамель» являются: Кафе украинской кухни «Галушка», Кофейня «COFFEE HOUSE», Суши-бар «Японский дворик». Анализ конкурентов представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Анализ основных конкурентов ООО «Карамель»
Организация |
Основные характеристики |
Кафе украинской кухни «Галушка» |
Расположено по адресу Карла Маркса, 153. Это уголок Украины в Магнитогорске. Здесь большой выбор блюд, приготовленных по настоящим украинским рецептам, оригинальный тематический интерьер, внимательный и радушный персонал. Средний счет 500-1000 рублей. |
Кофейня «COFFEE HOUSE» |
Расположена ТРК «Гостинный Двор». Это крупнейшая сеть кофеен в России и Украине. «COFFEE HOUSE» всегда рядом и оно идеально для встреч и общения, работы и отдыха. Средний счет 400-700 рублей. |
Суши-бар «Японский дворик» |
«Японский дворик» находится по адресу Карла Маркса,153. «Японский дворик» специализируется на японской кухне: роллы, ассорти, напитки. Средний счет 500 рублей. |
С помощью анкетирования, являющегося эффективнейшим методом маркетинговых исследований, позволяющим получить наиболее полную и достоверную информацию об отношении потребителей к хозяйствующим субъектам, проведем сравнительную оценку конкурентных преимуществ ООО «Карамель» и ее конкурентов. В анкетировании с помощью социальных сетей принимали участие 202 респондента. Анкетирование было проведено в январе-марте 2014 года. В качестве критерий были взяты: вкусовые качества блюда, цена, бренд, качество обслуживания, атмосфера заведения, реклама и маркетинг (таблица 10).
Таблица 10 - Определение веса факторов конкурентоспособности ООО «Карамель»
Показатели конкурентоспособности |
Оценка фактора |
Вес фактора Кbi |
1. Уровень цен |
3 |
3/23 =0,13 |
2. Качество обслуживания посетителей |
5 |
5/23=0,22 |
3. Качество блюд |
5 |
5/23=0,22 |
4. Бренд |
3 |
3/23=0,13 |
5. Атмосфера заведения |
5 |
5/23=0,22 |
6. Реклама и маркетинг |
2 |
2/23=0,09 |
СУММА |
23 |
1 |
Оценка конкурентных преимуществ ООО «Карамель» и ее основных конкурентов по методике КФУ представлена в таблице 11.
Таблица 11 - Оценка конкурентных преимуществ по методике КФУ
Показатели конкурентоспособности
ООО «Карамель»
Кафе украинской кухни «Галушка»,
Кофейня «COFFEE HOUSE»,
Суши-бар «Японский дворик»,
Оценка фактора (Pаi)
Взвешенная оценка (Кbi *Pаi)
Pbi
Кbi *Pbi
Pсi
Кbi *Pсi
Pdi
Кbi *Pdi
1. Уровень цен
3
0,4
5
0,92
2
0,16
5
1,25
2. Качество обслуживания посетителей
5
1,1
5
0,92
4
0,64
3
0,45
3. Качество блюд
5
1,1
5
0,92
4
0,64
4
1,04
4. Бренд
3
0,4
4
0,6
5
1
3
0,8
5. Атмосфера заведения
5
1,1
4
0,6
4
0,64
2
0,2
6. Маркетинг и реклама
2
0,18
4
0,6
4
0,64
3
0,45
СУММА
23
4,28
27
4,56
25
4,41
20
4,19
На основании исследования можно сделать следующие выводы:
Основными конкурентами ООО «Карамель» являются кафе украинской кухни «Галушка» и кофейня «COFFEE HOUSE», кафе украинской кухни «Галушка» является лидером.
По результатам анализа построим многоугольник конкурентоспособности (рисунок 1).
Рисунок 1 - Многоугольник конкурентоспособности ООО «Карамель» и ее основных конкурентов
По результатам проведенной оценки факторов, характеризующих конкурентные позиции ООО «Карамель» и его конкурентов можно отметить, что:
- минимальный уровень цен на предлагаемые блюда способствует повышению конкурентоспособности Кафе украинской кухни «Галушка» и Суши-бар «Японский дворик» и является слабой стороной ООО «Карамель»;
- высокое качество обслуживания посетителей характерно для ООО «Карамель», Кафе украинской кухни «Галушка» и Кофейни «COFFEE HOUSE», тогда как низкое балльное значение этого фактора характеризует деятельность Суши-бар «Японский дворик», тем самым, оказывая отрицательное влияние на ее конкурентные позиции;
- бренд для ООО «Карамель» является не самой сильной стороной. Узнаваемыми конкурентами являются Кафе украинской кухни «Галушка», Кофейни «COFFEE HOUSE» и суши-бар «Японский дворик»;
- высокое качество блюд характерно для ООО «Карамель» и Кафе украинской кухни «Галушка», что способствует повышению их конкурентоспособности;
- атмосфера заведения высоко оценена для Кафе украинской кухни «Галушка», ООО «Карамель» и Кофейни «COFFEE HOUSE»;
- реклама и маркетинг хорошо проработаны в Кафе украинской кухни «Галушка» и Кофейни «COFFEE HOUSE». Для ООО «Карамель» данный фактор является слабой стороной.
Построение многоугольника конкурентоспособности показало, что бренд ООО «Карамель» является слабой стороной, как и реклама, на что следует обратить особое внимание руководству для повышения конкурентоспособности организации.
В заключении можно сделать вывод: стобы занять сильную позицию на рынке, нужно знать своих конкурентов, понимать, кто из них представляет реальную угрозу в настоящее время, а кто будет представлять ее завтра; понимать, какую политику они ведут и чего от них следует ожидать. Конкурентоспособность предприятия представляет собой важнейший критерий его выживания и успешности на рынке в условиях перманентно возрастающих ожиданий и требований со стороны потребителей, особенно с учетом развития процессов глобализации и международных экономических отношений. Задача повышения конкурентоспособности, как правило, интересует руководителя любой коммерческой организации, не являющейся монополистом в сфере своей деятельности.