ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Павличенко М.В. 1
1НОО ВПО НП « ТИЭИ» Тула, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст – это один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В это время происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Для данного периода характерна начинающаяся активная работа над собой, формирование нравственного сознания, идеалов, развитие самосознания личности. Это период ожидания, надежд, выбора пути. Наиболее важным отличительным его признаком являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.

В конце подросткового возраста (16-17 лет),на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему –Я-концепция. Она считается итоговым продуктом процесса самопознания. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному построению поведения молодого человека, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности.Я–концепция – одно из базовых понятий гуманистической психологии. Понятие Я - концепции было введено американским психологом и философом У.Джеймсом в конце 19 века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов- А.Маслоу, К.Рождерсаи гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.

Я-концепция-это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента,её три психологические составляющие: когнитивная,оценочная и поведенческая.

1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Процесс психосоциального развития человека, стадии формирования Я-концепции личности в течение всего жизненного цикла наиболее полно представлены Э. Эриксоном. По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

В российской психологии проблемой Я-концепции занимались Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В.Столин, А.А. Реан, А.Б. Орлов, В.С. Агапов, А.А. Бодалёв, И.И. Чеснокова.

На формирование Я – концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь (Бернс Р., 1986, с.226).Значимые другие – это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих (Райс.Ф., 2000,с.229).Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я-концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.

Наиболее полное отражение Я-концепция получила в книге Р. Бернса«Развитие Я-концепции и воспитание» (1986). Бернс выделяет следующие основные ракурсы и модальности самоустановок:1. Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.2.Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.3.Идеальное Я – установки,связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.В.В.Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое, так или иначе, присутствуют в работах У.Джеймса, З.Фрейда, К.Левина, К.Роджерса и многих других, а также предложенное У.Джеймсом различение «Материального Я» и «социальногоЯ». Более дробная классификация образов предложена М.Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я». Образы «Я», которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны – они отражают всё богатство его жизни.Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт Я –концепции так называемое реальное «Я». Познание себя, своих реальных качеств приводит к формированию когнитивного компонента компонента Я-концепции. С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Образы «Я» никак не связаны между собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом, складывается идеальное представление об идеальном «Я». Представления о себе динамичны и нестабильны.

Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределённость уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряжённость и конфликтность. В этом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Они начинают осознавать свою особенность и неповторимость, в их сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Формируются относительно устойчивые убеждения, которые проявляются в стремлении действовать исходя из этих убеждений, ощущать возможность самостоятельного выбора, проявлять свою независимость, прежде всего как независимость от чужого мнения, мнения окружающих. Данный возраст предполагает нахождение в повышенной стрессовой ситуации (окончание школы, выбор будущей профессии, конфликты с родителями). Чтобы существенно снизить напряженность старшего подростка необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех школьникам какой-либо деятельности (учеба, спорт, общественная деятельность и др.). Поэтому старшеклассников с заниженной самооценкой нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая их с другими, а только с ними самими, оценивая улучшение их собственных результатов. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи старшего подростка невелики. Нужно больше обращать внимания на обстановку, которая складывается в школьном коллективе, чтобы избежать появления изгоев в классе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт с взрослыми помогут предупредить конфликтные ситуации. И создать благоприятный эмоциональный климат в классе для каждого учащегося. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт, 1994, с.212).

Итак, в старшем подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная система эталонов самооценивания и самоотношения. Главное, данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как к члену общества.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2т. / под ред. А.А.Бадлева и др.-, М. Педагогика ,1980.

2. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. М., 1991.

3. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. СПб. Прайм-Еврознак,2010.

4. Бернс Р. Что такое Я-концепция / Психология самосознания:хрестоматия. Самара. Издательский Дом « БАХРАХ-М», 2000.

5. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М., 1983.

Просмотров работы: 5446