На фоне резких перемен в социальной и экономической жизни происходит возрастание нагрузки на психику, изменение ценностей и стереотипов сознания, усиление насильственных и агрессивных форм взаимодействия в различных институтах социума. Особенно опасны данные проявления в образовательной среде, так как ее участники, в силу возрастных особенностей, наиболее уязвимы и в последующем транслируют приобретенные ценности, стереотипы и формы поведения в жизнь общества в целом.
В подростковом возрасте неблагоприятные воздействия социальной среды проявляются, прежде всего, в виде затруднений в сфере межличностного общения и замедлении становления личностных новообразований, нормативных для данного возраста, во многих случаях провокационным фактором такой деформации выступают многообразные формы психологического насилия.
Изучая научную литературу по данной проблематике можно найти большое количество работ в отечественной и зарубежной литературе , посвященных анализу отдельных аспектов проблемы насилия. Трактовка насилия как агрессивного поведения в природной и социальной среде характерна для Ю.П.Емельяновой, К.Лоренца, Г.Спенсера. Социально-психологические аспекты агрессии и насилия раскрываются в трудах Р.Бэрона, Г Маркузе, Р.Мэя, Д.Ричардсона, З.Фрейда, Э.Фромма. Ведущая роль социокультурных факторов в производстве насилия обосновывается в работах Р.Жирара, Р.Н.Ибрагимова Т.Парсонса. Моральные основы насилия исследовались Р.Г.Апресяном, А.А.Гусейновым, А.Л.Назаретяном, Д.Шарпом.
Наиболее изученным в теоретическом аспекте и способах оказания социальной и психологической помощи является семейное насилие, прежде всего, сексуальное и физическое (И.А.Алексеева, Н.О.Зиновьева,.Н.Ф.Михайлова, И.Г.Новосельский), а так же насилие и защитные меры в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, и детей группы риска по социальному сиротству (М.О.Дубровская, В.К.Зарецкий, М.Р.Миронова, В.Н.Ослон).
Теоретические концепции насилия отличаются разнообразием методологических подходов, при этом, проблема психологического насилия и его последствий для эффективного функционирования человека, остается до сих пор наименее изученной. Практически отсутствуют работы, раскрывающие внутренние ресурсы противостояния и совладания с психотравмирующими последствиями психологического насилия.
Проблема исследования состоит в том, что существует необходимость исследования психологических особенностей подростка, обеспечивающих его защищенность от деструктивных воздействий, присутствующих в межличностном общении субъектов образовательной среды. При этом практически отсутствуют данные о психологических характеристиках, связанных с разными уровнями защищенности подростков от психологического насилия в образовательной среде.
Нами были использованы следующие методики: методика «Склонность к агрессии» (Методика Басса-Дарки, модификация Г.А. Цукерман), методика «Тест тревожности Ч.Д.Спилбергера», методика «Самооценка человека по его жизненным конструктам» Т.Дембо – С.Рубинштейн (адаптация А. Прихожан);методика «Самооценка конфликтности»;методика «Стратегии преодоления жизненных проблем».
1. Результаты диагностики уровня агрессивности (опросник Басса-Дарки в модификации Г.А. Цукерман) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня агрессивности
Уровни Параметры |
Повышенный |
Средний |
Пониженный |
Физическая агрессия |
3чел. (7,5%) |
7 чел. (17,5%) |
30 чел. (75%) |
Косвенная агрессия |
3 чел. (70%) |
17 чел. (20%) |
20 чел. (10%) |
Раздражительность |
5 чел. (12,5%) |
14 чел. (35%) |
21 чел. (52,5%) |
Негативизм |
6 чел. (15%) |
19 чел. (22,5%) |
15 чел. (37,5%) |
Обидчивость |
4 чел. (10%) |
13 чел. (32,5%) |
23 чел. (57,5%) |
Подозрительность |
8 чел. (20%) |
12 чел. (30%) |
20 чел.(5%) |
Словесная агрессия |
8 чел. (20%) |
12чел. (30%) |
20чел. (5%) |
Чувство вины |
7 чел. (17,5%) |
6 чел. (15%) |
27 чел. (67,5%) |
Как видно из приведенной таблицы, у большинства подростков выражены такие показатели, как:
- подозрительность (30%). Такие люди склонны приписывать окружающим, зачастую безосновательно, дурные намерения в отношении себя. Порой им кажется, будто весь мир ополчился против них, а все вокруг только и думают, как бы им навредить;
- физическая агрессия (40%) учащихся имеют средний и пониженный уровень. Это выражается в склонности проявлять свое недовольство путем физического воздействия на то, что его вызывает: например, ввязаться в драку или пнуть предмет, об который споткнулся;
- косвенная агрессия (70%) имеют высокий уровень, 20% средний 10% низкий. Это выражается в склонности выражать недовольство путем воздействия на тех людей или те предметы, которые не имеют к нему отношения, но просто «попадаются под руку»: например, разозлился на учительницу, а пнул собаку.
- негативизм (60%) показали высокий уровень, 30% средний и низкий 10%. Это выражается в склонности сопротивляться любому внешнему воздействию, даже если оно в твоих же собственных интересах. Например, такому подростку может быть не важно, что именно надеть, отправляясь на прогулку, но одежда непременно должна быть не той, что предложили родители;
- чувство вины (60%) имеют средний уровень, 20% учащихся повышенный и средний. Это выражается в склонности мучительно переживать по поводу своих реальных или мнимых ошибок, прошлых неудач. По сути, такие переживания – это тоже агрессия, но направленная не на окружающий мир, а на самого себя.
Результаты диагностики определения степени конфликтности подростка представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики определения степени конфликтности подростка
Степень Параметр |
Высокая |
Выраженная |
Слабо выраженная |
Не выраженная |
Избегание |
Конфликтность |
- |
3 чел. (7,5%) |
10 чел. (25%) |
27 чел. (67,5%) |
- |
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у большинства подростков (67,5%) конфликтность не выражена. Подростки данной категории тактичны, не любят конфронтации, если и приходится вступать в спор, то учитывают, как это может отразиться на взаимоотношениях с окружающими.
У 10 учащегося (25%) определена слабо выраженная степень конфликтности. Это говорит о том, что подростки умеют сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
У 3 учеников (10%) конфликтность выражена. Подросток настойчиво отстаивает свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на взаимоотношения с окружающими.
Результаты диагностики определения стратегий поведения в проблемных ситуациях представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики определения стратегий поведения
в проблемных ситуациях
Уровень Параметр |
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Низкий |
Самостоятельное разрешение проблемы |
1 чел.(2,5%) |
- |
34чел. (85%) |
5чел. (12,5%) |
Поиск поддержки других людей |
- |
3 чел.(7,5%) |
29 чел (72,5%) |
8 чел. (20%) |
Избегание проблемы |
4чел.(10%%) |
1 чел. (2,5%) |
4 чел. (10%) |
31 чел. (77,5%) |
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что среди анализируемых параметров наиболее выражен «Самостоятельное разрешение проблемы» (85%).
У 72,5% подростков выражен такой параметр, как «Поиск поддержки других людей».
У (77,5%) выражен низкий параметр, как «Избегание проблемы», у 10% средний и высокий.
Результаты диагностики уровня тревожности представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики уровня тревожности
Уровень Параметр |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Реактивная тревожность |
- |
10 чел. (25%) |
30 чел. (75%) |
Личностная тревожность |
5 чел. (12,5%) |
6 чел. (15%) |
29 чел. (72,5%) |
Как видно из представленной таблицы, у большинства подростков (72,5%) выражен низкий уровень реактивной тревожности. У 16% подростков выражен средний уровень личностной тревожности.
5. Результаты диагностики самооценки и уровня притязаний (методика Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан) представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты диагностики самооценки и уровня притязаний
(методика Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан
Уровень Параметр |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Очень высокий |
Самооценка |
6 чел. (15%) |
28 чел. (70%) |
4 чел. (10%) |
2 чел. (5%) |
Притязания |
- |
4 чел. (30%) |
6 чел. (20%) |
30чел. (40%) |
Как видно из таблицы 5, у большинства подростков самооценка (70%) на средним уровне , у 5% очень высокая, и у 15% низкий уровень.
Также у 30,8% учащихся выявлена завышенная самооценка, которая может являться показателем личностной незрелости. В большинстве уровень притязаний подростков характеризуется как очень высокий (40%). Полученные данные свидетельствуют о переоценке подростками своих возможностей.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать выводы о преобладании в выборке учащихся невысоким уровнем враждебных реакций и агрессивности, с средним уровнем реактивной и личностной тревожности, со средним уровнем коммуникативной толерантности.
Нами была составлена коррекционно -развивающая программа, направленная на формирование знаний о конфликтных ситуациях в социальной среде и механизмов защиты, развитие толерантности у подростков, эмпатии, умения, сдерживать, выражать проявление негативных эмоций в адрес других людей, повышение контроля в общении, снижение уровня проявления агрессивности и враждебности, обучение навыкам конструктивного поведения в конфликтах.
При разработке программы использован групповой психологический тренинг. В который входит Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды, дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. Моделирование образцов поведения, Метафорические истории и притчи.
Программа тренинга рассчитана на 20 занятий. Занятия должны проводиться 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 1,5 – 2 ч.
Структура тренингового занятия:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с подростком и формирования у подростка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Разминка включает упражнения, которые помогают подросткам настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Программа тренинга рассчитана на 20 занятий. Занятия должны проводиться 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 1,5 – 2 ч.
В ходе работы цель исследования была достигнута. Задачи исследования были последовательно реализованы, в результате чего на основе теоретического анализа было определено содержание понятия защищенности подростка от психологического насилия в образовательной среде. Охарактеризованы группы подростков с невысоким уровнем враждебных реакций и агрессии, описана тендерная учащихся с средним уровнем реактивной и личностной тревожности коммуникативной толерантности.
Список литературы :
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М.Горбатовой, A.B.Серого, М.С.Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90
2. Алексеева A.B. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте // Журнал практического психолога. 1999.- №1.- С. 3-9.
3. Алексеева Е.Е. Проблемы психо-социального здоровья педагогов. // Психология здоровья (школьный возраст) / Под ред. Г.С.Никифорова. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008, с.282-320.
4. Алексеева И.А., Гордеев П.Н., Жилин Е.Г., Зыков A.B., Миронова М.Р. и др. Организация комплексной психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей и детям группы риска по социальному сиротству. СПб. 2002 68 с.
5. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2005. 205с.
6. Алексеева Л.С., Осухова Н.Г., Ширинский В.И. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Науч.-метод. пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. М.: Изд-во ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 208 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд .- СПб.: Питер, 2001.-282 с.
8. Анциферова Л. И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал. 1999. Т.20.-№1. -С. 6-19.
9. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Смысл, 2002.-416 с.
10. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. - 271 с.
11. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002-251с.
12. Баева И. А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды. М.:МГППУ. 2008 310с.