Поскольку многочисленные исследования, показали, что морфологические особенности человека во многом определяют физическую работоспособность, реакцию организма на физические упражнения, восстановление после больших физических и психических напряжений и многое другое, мы проанализировали основные антропометрические данные обследованных студентов (табл. 1).
Таблица 1 - Показатели обследованных групп студентов (M±m)
Показатели |
Группы обследованных студентов |
Р<0,05 P<0,001 |
|||
циклические виды (n=16)
|
гимнасты (n=11)
|
хоккеисты (n=10)
|
группа ОФП (n=19) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Длина тела (см) |
181,69±1,38 |
174,64±1,25 |
179,9±2,45 |
174,57±2,7 |
1-2, 1-4 |
Масса тела (кг) |
72,63±1,56 |
64,64±1,32 |
76,3±2,36 |
70,86±3,04 |
1-2, 2-3 |
Вначале необходимо отметить, что возрастной состав обследованного контингента был однородным: средний возраст студентов, занимающихся циклическими видами спорта, составил 19,69±0,29 лет, гимнастов - 20,82±0,33 лет, хоккеистов - 21,0±0,63 лет и начинающих спортсменов - 19,71±0,35 лет.
Длина тела студентов, занимающихся циклическими видами спорта значимо выше, чем у гимнастов и начинающих спортсменов. Масса тела гимнастов достоверно ниже, чем у занимающихся циклическими видами спорта, студентов группы ОФП и хоккеистов. Интересно заметить, что у занимающихся циклическими видами спорта и гимнастов стандартные отклонения по показателю длины и массы тела заметно ниже, чем у хоккеистов, и, тем более чем у группы ОФП. Это связано с более жесткими требованиями к этим показателям в первой и второй группе спортсменов (в связи с особенностями избранного вида спорта). В хоккее необходимы как «быстрые» спортсмены - высокие и легкие (нападение), так и «сильные» - коренастые и дородные (защита). В группе ОФП никаких особых требований к длине и массе тела нет, поэтому и разброс этих показателей больше.
Перспективность применения субъективных методик в диагностических целях объясняются их доступностью, простотой выполнения и достаточной информативностью. Существует множество методик психологического тестирования [4], среди которых следует отметить и последнюю методическую разработку В.И. Баландина и В.П. Бундзена (1999), рекомендованную для диагностики соревновательной надежности спортсменов, однако их перечень можно сузить, прежде всего, в связи с необходимостью оптимизации по срокам процедуры обследования [1,2].
Как правило, для определения психологического состояния достаточно ограничиться результатами субъективной оценки, получаемыми путем заполнения анкеты САН, для определения уровня ситуативной и личностной тревожности - анкетой Спилбергера-Ханина, а также теста Айзенка, в которой используются суждения, характеризующие различные проявления эмоций (рис.1).
А Б В
Рис. 1. Показатели САН-теста (А), реактивной и личностной тревожности (Б) и нейротизма у обследованных студентов.
Показатель самочувствия не показывает значимых отличий между группами. Показатель активности и настроения у хоккеистов достоверно выше, чем у группы ОФП (Р<0,05) (А). Уровень реактивной тревожности у хоккеистов достоверно выше, чем у всех остальных групп (Р<0,01 во всех случаях). Уровень личностной тревожности у группы ОФП самый низкий по сравнению с остальными (Р<0,001 во всех случаях). Этот показатель у квалифицированных спортсменов значимых отличий не имеет (Б). Достоверные отличия показателей по шкале нейротизм-эмоциональная стабильность определяются между студентами группы ОФП и всеми тремя группами квалифицированных спортсменов (Р<0,001 во всех случаях). Кроме того, выявлены отличия между уровнем этого показателя между занимающихся циклическими видами спорта и гимнастами, хоккеистами (Р<0,05 в обоих случаях). По шкале экстра-интроверсия значимое отличие показателей определено между хоккеистами и занимающимися циклическими видами (Р<0,001), а также между хоккеистами и начинающими спортсменами (Р<0,05) (В).
Исследование показало, что у всех обследованных групп студентов показатели САН-теста, реактивной и личностной тревожности, а также нейротизма находятся в границах нормы, а выявленные отличия указывают на размах колебаний этих показателей, который, как мы установили, зависит от квалификации и вида спорта. Мы полагаем, что более низкие показатели САН-теста, уровня тревожности и нейротизма у группы ОФП связаны со сниженной спортивной мотивацией, отсутствием перспектив роста мастерства и эмоционального соревновательного напряжения.
Выявленные нами отличия антропометрических данных у обследованных групп спортсменов указывает на адекватную направленность спортивного отбора в представленные виды спорта. Речь идет, в первую очередь, об избрании в качестве критериев отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков, которые характеризуются большой степенью генетической обусловленности. Систематические и длительные тренировки изменяют психоэмоциональную сферу человека, что проявляется более высокими показателями самочувствия, активности, настроения, личностной тревожности и нейротизма. Психоэмоциональные отличия спортсменов, изученные на основании данных проведенного тестирования, формируются на основе свойств и особенностей функционирования нервной системы.
Корреляционные взаимодействия показателей психологических тестов и антропометрических данных в группах обследованных спортсменов.
В таблицах 2-5 показаны взаимозависимости вышеуказанных показателей у всех групп обследованных студентов.
У студентов, занимающихся циклическими видами спорта, выявлено десять взаимосвязанных параметров (табл. 2).
Таблица 2 - Взаимосвязи субъективных оценок психоэмоциональной сферы с антропометрическими показателями у занимающихся циклическими видами спорта
Показатели |
Разряд |
Масса |
Сам |
Настроен. |
ЛТ |
Акт |
Нейротизм |
Возраст |
0,48 |
|
|
|
|
|
|
Длина |
0,42 |
0,82 |
0,45 |
0,43 |
-0,44 |
|
|
РТ |
|
|
|
-0,48 |
0,52 |
-0,47 |
-0,43 |
ЛТ |
|
-0,43 |
|
|
|
|
|
Таким образом, ведущую роль в структуре корреляционных плеяд у спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта, имеет длина тела.
У гимнастов выявлено одиннадцать показателей, имеющих взаимосвязи (табл. 3).
Таблица 3 - Взаимосвязи субъективных оценок психоэмоциональной сферы с антропометрическими показателями у гимнастов.
Показатели |
Возраст |
ЛТ |
Э-И версия |
Сам |
Настроение |
Нейротизм |
Масса |
|
|
0,55 |
|
|
|
Длина |
|
0,47 |
-0,74 |
-0,58 |
|
0,47 |
Разряд |
-0,48 |
|
|
|
|
|
РТ |
|
|
0,41 |
|
|
|
Акт |
|
|
|
0,74 |
|
|
Нейротизм |
0,42 |
|
|
|
-0,6 |
|
У гимнастов, также как и у хоккеистов, длина тела имеет наибольшее количество корреляций с другими параметрами, но, поскольку в этом виде спорта важен не высокий рост, а скорее низкий, то знаки этих зависимостей поменяли полярность.
У студентов, занимающихся хоккеем с мячом, определяется десять взаимосвязанных показателей (табл. 4).
Таблица 4 - Взаимосвязи субъективных оценок психоэмоциональной сферы с антропометрическими показателями у хоккеистов.
Показатели |
Масса |
Длина |
Возраст |
Разряд |
Нейротизм |
Сам |
Масса |
|
|
|
0,52 |
|
|
Длина |
|
|
-0,66 |
0,79 |
|
|
Возраст |
|
|
|
0,45 |
0,44 |
|
ЛТ |
0,66 |
|
|
0,46 |
|
|
РТ |
|
|
|
|
|
-0,44 |
Нейротизм |
|
|
0,44 |
|
|
|
Э-И версия |
|
-0,55 |
-0,45 |
-0,52 |
|
|
Сам |
|
|
|
|
0,62 |
|
Настроение |
|
0,45 |
|
|
|
|
Акт |
|
|
|
|
0,77 |
|
Для хоккеистов, в отличие от других групп квалифицированных спортсменов, на первое место по количеству корреляционных зависимостей выходит спортивный разряд, который непосредственно или опосредованно связан практически с всеми показателями - возрастом, длиной и массой тела, уровнем реактивной и личностной тревожности, показателями шкал нейротизм-эмоциональная стабильность и экстра-интроверсия, самочувствием и активностью.
У студентов, группы ОФП, количество взаимосвязанных показателей самое малое - семь (табл. 5).
Таблица 5 - Взаимосвязи субъективных оценок психоэмоциональной сферы с антропометрическими показателями у студентов группы ОФП.
Показатели |
Масса |
Длина |
Сам |
Акт |
Нейротизм |
Настроение |
Сам |
|
|
|
0,47 |
0,65 |
0,62 |
Акт |
|
|
|
|
|
0,79 |
РТ |
0,44 |
-0,51 |
-0,46 |
|
|
|
У этой группы обследованных студентов корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязь изучаемых показателей имеют достаточно простую структуру. В плеядах взаимосвязаны показатели самочувствия, активности и настроения, что характерно для среднестатистического гражданина (на это указывают популярные издания по психологии), у обследованных нами квалифицированных спортсменов такого не выявлено. Уровень личностной тревожности вообще не вошел в структуру плеяд. Показатель реактивной тревожности связан с длиной и массой тела. И лишь один факт нам показался интересным - положительная зависимость между самочувствием и показателем шкалы нейротизм-эмоциональная стабильность, студентам этой группы, необходим определенный уровень эмоционального возбуждения для хорошего самочувствия.
Нами определено, что систематический и длительный тренировочный процесс приводит к некоторой перестройке структуры корреляционных плеяд, а именно, увеличивает количество взаимосвязей и их силу, что подтверждает «закон необходимого разнообразия» У.Р. Эшби. Спортивная деятельность изменяет окружающую среду человека, делая ее более разнообразной, и для того, чтобы сохранить равновесие с этой средой, необходим «достаточный уровень внутреннего разнообразя» [6]. У студентов, занимающихся циклическими видами спорта, судя по количеству и силе связей между коррелятами, существенными признаками (переменными) являются длина и масса тела, разряд. Показатели САН-теста и нейротизма являются несущественными переменными. У гимнастов к существенным признакам относятся длина и масса тела, а также уровень личностной тревожности. Хоккеисты имеют самое большое количество существенных переменных - длина и масса тела, разряд, уровень личностной тревожности, показатели шкал экстра- интроверсия и нейротизм-эмоциональная стабильность. В группе ОФП весьма сложно определить существенные и несущественные переменные ввиду небольшого количества коррелятов и взаимосвязей. Кроме того, из семи признаков, входящих в корреляционную плеяду, пять являются весьма лабильными - показатели САН-теста, уровень реактивной тревожности и нейротизма, следовательно, к существенным переменным относятся длина и масса тела.
Список литературы
1. Баландин В. И. Психофизиологические резервы повышения работо-способности фехтовальщиков / В.И. Баландин // Теория и практика спорта в СА и ВМФ, 1987. - № 2. - С. 75-85.
2. Баландин В.И. Диагностика и коррекция соревновательной надежности спортсменов (Методическое пособие) / В.И. Баландин, П.В. Бундзен. - СПБ. Союз, 1999. - 31 с.
3. Бальсевич В.К. Физическая активность человека / В.Л. Бальсевич, В.А. Запорожанов. - Киев.: Здоровье, 1987. - С. 224.
4. Марищук В.Л. Методы психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блутов, В.А. Плахтиенко. - М: Просвещение, 1984. -191 с.
5. Романчук А.П. Концептуальные предпосылки саногенетического мониторинга лиц, занимающихся физической культурой и спортом / А.П. Романчук // Теория и практика физ. культуры. 2003. -№1. -с. 50 - 53.
6. Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения / Пер. с англ. Ю. И. Лашкевича. Под ред. П.К. Анохина и В.А. Шидловского / У. Р. Эшби. - М.: Иностр. лит., 1962. - 398 с.