АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА «АВИЦЕННА» ГОРОДА МЫТИЩИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА «АВИЦЕННА» ГОРОДА МЫТИЩИ

Никулина Д.Д. 1, Воронова Л.И. 1
1Московский Технический Университет Связи Информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Разработка информационных систем различных классов в наше время крайне актуальна. Все информационные системы связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации, которая является фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности.

Внедрение информационных систем на предприятиях сокращает объем рутинной работы, увеличивает производительность труда. Поэтому информационные системы применяются во всех без исключений сферах деятельности человека.

Информационная система – это совокупность функциональных элементов, специалистов и информационных технологий, объединённых информационными потоками в единую организационную структуру для реализации стратегий предприятия.

В статье кратко описывается один из этапов жизненного цикла разработки ИС, осуществляемой в рамках дипломного проекта «Проектирование и реализация информационной системы для Детского Медицинского Центра «Авиценна» (г. Мытищи)» (МТУСИ, научный руководитель - Воронова Лилия Ивановна).

Как известно, разработка подобных систем предполагает 5 стадий жизненного цикла информационной системы: анализ предметной области, проектирование, реализация, отладка и тестирование, ввод в действие/эксплуатация.

Рассмотрим подробнее первую стадию для проектируемой информационной системы: анализ предметной области. Анализ предметной области включает в себя несколько этапов:

  • анализ объекта автоматизации, предполагающий построение его организационно-функциональной модели и моделирование бизнес-процессов.

  • обзор и выбор информационных технологий по направлению разработки;

  • анализ продуктов-аналогов,

  • формирование требований к разрабатываемой системе.

Анализ объекта автоматизации Детский Медицинский Центр «Авиценна»

Частный детский медицинский центр "Авиценна" открылся в 2013 году.

В основе деятельности медицинского центра лежит осуществление своевременной профилактики, диагностики и качественного лечения. Высококвалифицированные врачи центра "Авиценна" стремятся обеспечить высочайшее качество медицинской помощи и безупречный сервис для своих пациентов.

Медицинский центр «Авиценна» осуществляет выдачу справок в школу, детский сад, для бассейна, для занятия спортом, для освобождения от физкультуры, справку о временной нетрудоспособности (форма 095/у), оформление медицинской карты ребёнка (форма 025/у), медицинской выписки (форма 027/у), санаторно-курортной карты (форма 076/у-04), справок в детский лагерь.

Детский медицинский центр "Авиценна" предлагает наблюдение детей с рождения до 18 лет, выезд врачей на дом.

Предметной областью являются данные о сотрудниках и пациентах детского медицинского центра.

Записи о каждом сотруднике должны содержать следующую информацию:

  • ФИО сотрудника;

  • дата рождения;

  • контактный телефон;

  • должность;

  • оклад.

О пациентах больницы необходимо хранить следующую информацию:

  • ФИО пациента;

  • дата рождения;

  • номер страхового полиса;

  • контактный телефон;

  • ФИО лечащего врача;

  • диагноз;

  • дата поступления;

  • дата выписки.

Для данной информационной системы требуется предусмотреть следующие ограничения на информацию:

  • все сотрудники должны быть старше 18 лет;

  • все пациенты должны быть младше 18 лет;

  • каждого пациента, впервые пришедшего в медицинский центр, необходимо зарегистрировать;

  • в случае установления факта болезни, врач должен завести историю болезни пациента и зафиксировать дату поступления и диагноз в медицинской карте.

В процессе разработки информационной системы Детского Медцентра «Авиценна» предполагается поэтапная модель жизненного цикла с промежуточным контролем, поэтому хранимая информация, ограничения и требования к информационной системе могут редактироваться и пополняться на любой стадии жизненного цикла.

Обзор информационных технологий

Базы данных используются под управлением СУБД. Система управления базами данных (СУБД) — это специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для организации и ведения базы данных.

В настоящее время существует множество СУБД, подходящих для разработки баз данных к самым разнообразным информационным системам, в том числе и для проектируемой информационной системы».

СУБД можно условно разделить на следующие классы:

  • домашние (настольные) СУБД – подходят для использования в домашних условиях и создания небольших баз данных;

  • полупрофессиональные СУБД – используются предприятиями малого бизнеса для проектирования баз данных обычных размеров;

  • профессиональные СУБД – пригодны для использования в любых бизнес-предприятиях и корпорациях, служат для создания баз данных любых размеров.

  1. Домашние (настольные) СУБД: Microsoft Access

Microsoft Access - настольная СУБД реляционного типа.

Недостатки:

  • В плане поддержки целостности данных Access отвечает только моделям БД небольшой и средней сложности. Отсутствуют триггеры и хранимые процедуры.

  • Нет надёжных средств защиты информации и разграничения доступа.

Защита основывается на использовании пароля БД и пароля пользователя.

Однако, при известных недостатках MS Access обладает большим количеством преимуществ по сравнению с системами подобного класса:

  • Распространенность. Access является продуктом компании Microsoft, ПО и ОС которой использует большая часть пользователей ПК.

  • MS Access предоставляет большое количество возможностей за сравнительно небольшую стоимость.

  • Ориентированность на пользователя с разной профессиональной подготовкой. Access имеет развитую систему справки, большое количество вспомогательных средств и понятный интерфейс.

  • Широкие возможности по импорту/экспорту данных в различные форматы, от таблиц Excel и текстовых файлов, до практически любой серверной СУБД через механизм ODBC.

  1. Полупрофессиональные СУБД: MySQL

Mysql –реляционная СУБД. Данные в ее базах хранятся в виде логически связанных между собой таблиц, доступ к которым осуществляется с помощью языка запросов SQL. Mysql – свободно распространяемая система - платить за ее применение не нужно. Кроме того, это достаточно быстрая, надежная и, главное, простая в использовании СУБД, вполне подходящая для не глобальных проектов.

Разработку и поддержку MySQL осуществляет корпорация Oracle.

MySQL портирована на большое количество платформ: AIX, BSDi, FreeBSD, HP-UX, Linux, Mac OS X, NetBSD, OpenBSD, OS/2 Warp, SGIIRIX, Solaris, SunOS, SCO OpenServer,UnixWare, Tru64, Windows 95, Windows 98, Windows NT, Windows 2000, Windows XP, Windows Server 2003, WinCE, Windows Vista, Windows 7, Windows 8.

Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц: пользователи могут выбрать как таблицы типа MyISAM, поддерживающие полнотекстовый поиск, так и таблицы InnoDB, поддерживающие транзакции на уровне отдельных записей. Более того, СУБД MySQL поставляется со специальным типом таблиц EXAMPLE, демонстрирующим принципы создания новых типов таблиц. Благодаря открытой архитектуре и GPL-лицензированию, в СУБД MySQL постоянно появляются новые типы таблиц.

MySQL имеет API для языков Delphi, C, C++, Эйфель, Java, Лисп, Perl, PHP, Python, Ruby, Smalltalk и Tcl, библиотеки для языков платформы .NET, а также обеспечивает поддержку для ODBC.

  1. Профессиональные СУБД: Microsoft SQL Server

Microsoft SQL Server - cистема управления реляционными базами данных (СУБД), разработанная корпорацией Microsoft. Используется для небольших и средних по размеру баз данных, и в последние 5 лет — для крупных баз данных масштаба предприятия.

В Microsoft SQL Server основной используемый язык запросов - Transact-SQL (сокращённо T-SQL), который создан совместно Microsoft и Sybase. Transact-SQL - это реализация стандарта ANSI/ISO по структурированному языку запросов (SQL) с расширениями, которая позволяет использовать дополнительный синтаксис для хранимых процедур и обеспечивает поддержку транзакций (взаимодействие базы данных с управляющим приложением).

Microsoft SQL Server поддерживает Open Database Connectivity (ODBC) — интерфейс взаимодействия приложений с СУБД.

SQL Server поддерживает зеркалирование и кластеризацию баз данных. Кластер сервера SQL — это совокупность одинаково конфигурированных серверов, распределяющих рабочую нагрузку между собой. В случае отказа или сбоя на одном из серверов кластера доступен автоматический перенос нагрузки на другой сервер.

SQL Server поддерживает избыточное дублирование данных по трем сценариям:

  • Снимок. Производится «снимок» базы данных, который сервер отправляет получателям.

  • История изменений. Все изменения базы данных непрерывно передаются пользователям.

  • Синхронизация с другими серверами. Базы данных нескольких серверов синхронизируются между собой. Изменения всех баз данных происходят независимо друг от друга на каждом сервере, а при синхронизации происходит сверка данных.

Обзор продуктов-аналогов

  1. Частный детский медицинский центр «Неболейка»

Частное медицинское учреждение, оказывающее услуги диагностики, лечения и профилактики.

В детском центре ведут приём педиатр, невролог, ЛОР, детский эндокринолог, детский кардиолог, логопед.

Центр предоставляет услугу вызова врача-педиатра на дом с предварительной записью за день до посещения. Также центр для детей осуществляет выдачу справок в школу, детский сад, для освобождения от физкультуры, оформление медицинской карты ребёнка, медицинской выписки, справок в детский лагерь, справок для бассейна, для занятия спортом.

Рис.1. Главная страница Детского Медицинского Центра «Неболейка»

  1. Детский медицинский центр «Здоровье человека»

Современное медицинское учреждение, оказывающее полный спектр услуг по диагностике, лечению и профилактике широкого спектра заболеваний детей.

В центре ежедневно ведут приём следующие специалисты: педиатр, детский пульмонолог, кардиолог, невролог, гастроэнтеролог, отоларинголог, офтальмолог, аллерголог-иммунолог, детский ортопед, детский хирург.

В центре ребёнок может сдать следующие анализы: общий анализ крови, биохимический анализ крови, анализ крови на определение гормонального статуса, иммунологический анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ мочи, анализ волос и ногтей на микроэлементы, лекарственный мониторинг, тесты на онкомаркеры, тесты на аутоиммунные заболевания.

В центре ребёнок может получить профилактические прививки от туберкулеза, коклюша, столбняка, полиомиелита, краснухи, кори и паротита. Также возможна вакцинация от вируса папилломы человека.

современные эффективные методы функциональной и лабораторной диагностики:

ультразвуковое исследование и допплерометрия, электрокардиография, электроэнцефалография, иреоэнцефалография.

Рис. 2. Главная страница Детского Медицинского Центра «Здоровье человека»

Формирование требований к разрабатываемой системе

Разрабатываемая база данных должна полностью удовлетворять потребности всех её пользователей. С данной базой данных могут работать следующие группы пользователей:

  • администратор БД;

  • врач – сотрудник детского медицинского центра;

  • пациент – клиент детского медицинского центра.

Администратор БД может вносить следующие изменения:

  • добавлять, удалять и редактировать данные о пациентах и персонале;

  • редактировать информацию о расписании работы врачей;

  • просматривать информацию о приемах пациентов.

При работе с базой данных сотрудник центра может выполнять следующие задачи:

  • просматривать информацию о пациентах;

  • редактировать диагноз пациента;

  • выписывать пациента после лечения.

При работе с базой данных клиент центра может выполнять следующие задачи:

  • просматривать информацию о расписании работы врачей;

  • просматривать прайс-лист медицинского центра.

В базе данных будет предусмотрена следующая автоматизация:

  • реализация проверки совершеннолетия потенциального сотрудника;

  • реализация проверки несовершеннолетия пациента;

  • запрет выписывать пациенту больничный лист с датой, ранее, чем дата поступления.

Выводы

Проведен анализ предметной области объекта автоматизации Детский Медицинский Центр «Авиценна», в ходе которого перечислены необходимые данные для хранения информации о сотрудниках и пациентах, и ограничения, накладываемые на информацию, содержащуюся в информационной системе.

В ходе обзора информационных технологий перечислены классы СУБД, приведены примеры для каждого класса и определены достоинства и недостатки следующих СУБД: Microsoft Access, MySQL и Microsoft SQL Server.

Рассмотрены продукты-аналоги на рынке информационных систем по направлению разработки: Частный Детский Медицинский Центр «Неболейка» и Детский Медицинский Центр «Здоровье человека».

Указаны требования к разрабатываемой базе данных со стороны каждой из групп пользователей и перечислены выполняемые этими пользователями задачи.

Список источников и литературы

  1. Кальянова Н.С.: Информационная система

  2. СУБД: http://www.intuit.ru/

  3. Классы СУБД: http://ua.convdocs.org/docs/

  4. Microsoft Access: http://msdatabase.ru/

  5. MySQL: http://ru.wikipedia.org/wiki/MySQL

  6. Детский Медицинский Центр «Здоровье человека»: http://www.detcenter.ru/

  7. Частный Детский Медицинский Центр «Неболейка»: http://neboleyka-centr.ru/

Просмотров работы: 2404