РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Французова А.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как раньше, так и в настоящее время проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.

Включение младшего школьника в учебную деятельность открывает для педагога большие возможности для развития всех познавательных процессов, в том числе и воображения. К сожалению, эти возможности используются в практическом обучении далеко недостаточно: учителя, как правило, не создают необходимых условий для активизации воображения, не проводят в этом направлении целенаправленной и систематической работы. К тому же существующие программы обучения направлены, в основном, на формирование и совершенствование конкретных умений и навыков (речевых, вычислительных, трудовых), а не на развитие творческого воображения учащихся. Эти программы в значительной степени ориентированы на репродуктивную деятельность учащихся, развитию же творческого воображения предается меньшее значение. Методологической базой исследования выбранной темы являются труды С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, И.Ю.Амосова, В.А.Борзовой, О.В.Боровик, О.М.Дьяченко, Л.Ю.Субботиной, Н.В.Рубиной и других авторов.

Проблема заключается в том, что нет единой эффективной и последовательной системы развития творческого воображения младших школьников. Недостаточно используются педагогические технологии в работе по развитию творческого воображения школьников.

Объектом исследования является познавательная сфера детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования – воображение у детей младшего школьного возраста.

Целью данной работы является развитие воображения детей младшего школьного возраста. Гипотеза данного исследования: реализация программы развития творческого воображения младших школьников позволит повысить уровень развития творческого воображения учащихся.

База исследования: МОУ СОШ №10 г.Кинешмы. В исследовании принимали участие ученики 2-Б класса в количестве 24 человек. Возраст испытуемых 8-8,5 лет.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что выработаны рекомендации по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Данная работа может быть использована школьными психологами, учителями начальных классов.

Экспериментальное исследование проводилось в период с сентября 2014г. по декабрь 2014 г. в несколько этапов:

1 этап – констатирующий. На данном этапе мы определяли уровень развития творческого воображения у младших школьников, а также разрабатывали программу развития творческого воображения детей.

На 2 этапе – формирующем, была апробирована разработанная нами программа развития творческого воображения у младших школьников.

3 этап – контрольный. На этом этапе мы проводили обработку и анализ полученных результатов, формулировали выводы исследования.

Для выполнения поставленных задач с учащимися второго класса МОУ СОШ №10 г.Кинешмы Ивановской области был проведен первичный диагностический срез по тестам «Круги» (Столяренко Л.Д.), методика «Вербальная фантазия» (Немов Р.С.), «Скульптура» (Кряжева Н.Л.).Анализ результатов методики «Круги» .

Уровни развития воображения младших школьников (по продуктивности)

Уровень развития

Количество

человек

Процент к общему

числу выборки

1.

2.

3.

высокий

средний

низкий

3

17

4

12,5%

70,8%

16,7%

Вывод: У 70,8% детей уровень развития воображения средний, у 4 детей низкий уровень развития – 16,7%.

Уровень развития воображения детей

пп

Уровень развития

воображения

Количество

человек

Процент к общему

числу выборки

1.

2.

3.

высокий

средний

низкий

4

12

8

16,7%

50%

33,3%

Вывод: По результатам проведенного исследования видим, что общий процент развития творческого воображения школьников ниже среднего. Низкий уровень развития у 33,3% учащихся.

Оценка рисунков детей по их оригинальности.

Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, известных и неинтересных ответов.

3 балла ставим за оригинальное решение рисунка

2 балла за разнообразие рисунков

1 балл за допустимые образы

Оригинальность рисунков младших школьников:

Оригинальное решение рисунка

5 чел.

20,8%

Разнообразие рисунков

7 чел.

29,2%

Допустимые образы

12 чел.

50%

Вывод: Оригинальность идей низкая - 20,8%. Оригинальное решение рисунка только у 5 человек в классе из 24 детей.

Оценка рисунков детей по гибкости воображения.

Показатель определяется числом фигур разных типов (разных категорий).

3 балла – многообразие идей (число фигур разных типов)

2 балла – менее 5 фигур разных типов

0-1 балл – фигуры одного типа

Высокий уровень гибкости (многообразие идей) – 5 человек – 20,8%

Средний уровень гибкости – 10 человек – 41,7%

Низкий уровень гибкости – 9 человек – 37,5%

Оценивая работы детей по оригинальности и гибкости, видим, что процент данных показателей низкий.

По результатам проведенного исследования видим, что общий уровень развития творческого воображения школьников ниже среднего.

Анализ результатов по методике «Вербальная фантазия» позволил сделать вывод о том, что рассказы 6 учеников исследуемого класса, т.е. 25% от общего количества детей в классе, соответствуют среднему уровню развития воображения. Рассказы 13 учеников, т.е. 54,2 % общего количества детей, соответствуют низкому уровню развития воображения. Рассказы 5 детей, т.е. 20,8% от общего количества опрошенных, соответствуют очень низкому уровню развития воображения.

Анализ результатов по методике «Скульптура» показал, что 11 детей исследуемого класса, т.е. 50% от общего числа учащихся, вылепили из пластилина очень простые фигурки (кубик, шарик, колечко и т.д.). Им было поставлено по 2-3 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения. Трое детей класса, т.е. 13,6% от общего числа учащихся, затруднились выполнить предложенное задание. Их уровень воображения оценен как очень низкий. Работы 9 детей (31,8%) были сравнительно простые и имели небольшое количество обычных деталей. Они были оценены на 4-5 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения. И, наконец, одна работа в исследуемом (4,6% от общего числа работ) классе отличалась оригинальностью. Она была оценена на 8-9 баллов, соответствующих высокому уровню развития воображения.

Исходя из результатов диагностик, можно сделать вывод о том, что ребята нуждаются в занятиях по развитию творческого воображения.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы было выявление уровня развития творческого воображения младших школьников и апробация программы, позволяющей повысить данный уровень.

Испытуемые были условно поделены на 2 группы: контрольная и экспериментальная для проведения формирующего эксперимента и проверки гипотезы. В обе группы вошли дети с разными показателями уровня воображения. С детьми экспериментальной группы была реализована программа развития воображения. Практическая работа состояла из диагностики развития творческого воображения, комплекса заданий и игровых ситуаций, объединенных общим названием «Город Фантазий».

Положения проведения занятий:

  • развитие ассоциативно-образного и системного мышления;

  • подходы к изобретательству;

  • работа с информацией (картотека);

  • работа по созданию конкретных творческих продуктов (загадки, пословицы, сказки, рассказы, модели технических систем, изделия из природного материала и др.)

  • психологическая коррекция и развитие речи.

В основе нашей программы «Город Фантазий» положены разработки Рубиной Н.В., Субботиной Н.Ю., Немова Р.С., Рузской Л.Г.

Программа развития творческого воображения рассчитана на 3 месяца, объем 20 часов. Занятия проводились 2 раза в неделю после уроков.

Анализ результатов проведенного исследования по развитию творческого воображения младших школьников показал, что уровень воображения в экспериментальной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данной программы на развитие воображения.

После обучения у детей возросла оригинальность выполнения заданий. Учащиеся научились придумывать и рисовать достаточно оригинальные, необычные, красочные рисунки, проявлять фантазию, богатое воображение.

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать вывод об эффективности использованного комплекса занятий. Полагаем, что целенаправленное продолжение работы в данном направлении будет оптимальным средством активизации процесса развития воображения младших школьников. Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в работе гипотезу о том, что реализация программы развития творческого воображения младших школьников позволит повысить уровень развития творческого воображения учащихся.

Наше исследование показало, что воображение может развиваться не только благодаря индивидуальным способностям ребёнка, а при целенаправленной работе педагогов. Следовательно, учителю необходимо в каждый урок вносить развивающие моменты. Кроме того, для развития воображения необходимо обогащение опыта ребёнка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире.

Следует придерживаться следующих рекомендаций по развитию творческого воображения младших школьников:

- развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно с раннего возраста;

- необходимо расширять сенсорный опыт детей;

- при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности ребенка;

- развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;

- обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей;

- наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление;

- развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства;

- предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;

- способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.

Просмотров работы: 5422