МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО НОРМАТИВАМ ГТО 2014 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО НОРМАТИВАМ ГТО 2014 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕГИОНА

Каратаев В.П. 1, Платонова Р.И. 1
1Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. В ХХI столетии вопросы сохранения и воспроизводства здоровья россиян обретают стратегическое значение, выступая важным критерием социального благополучия общества.

Экстенсивный рост инвестиций в сферу здравоохранения, ориентация на медикаментозные способы оздоровления, - как показала мировая практика, не гарантирует улучшение здоровья населения, повышение качества жизни. Так, США, несмотря на 16% расходов в структуре ВВП, по индексу результативности функционирования системы здравоохранения занимают 37 место в мире, а Япония (с вдвое меньшим бюджетом в относительном выражении) - 10-е место» [1, с.127]. Более эффективными факторами укрепления и сохранения здоровья нации выступают рост числа физически активного населения, формирование мотивации на ведение здорового образа жизни на протяжении всей жизни и продуманная государственная политика в сфере физической культуры, спорта и ЗОЖ.

В целях совершенствования системы физического воспитания, направленной на укрепление здоровья россиян, и повышении роли государства в области физической культуры и спорта с 1 сентября 2014 года введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО» (далее – ВСФК ГТО).

Нормативными документами, регламентирующими деятельность ВСФК ГТО, стали:

- Указ Президента РФ от 24.03.2014 №172 [2];

- Положение о ВСФК ГТО от 11.06.2014 №540 [3];

- План мероприятий по поэтапному внедрению ВСФК ГТО от 30.06.2014 №1165-р [4].

Актуальность внедрения комплекса ГТО в настоящее время очевидна. Исследования свидетельствуют о том, что состояние здоровья населения и его физическая подготовленность находятся на очень низком уровне. Наиболее заметные отрицательные изменения произошли в последнее десятилетие XX веке. В этот же период была нарушена достаточно отлаженная система физического воспитания населения, а также контроля за ее состоянием.

Интерес государственных организаций к комплексу ГТО после распада Советского Союза утратился. Годы бездействия показали, что нормативы физической подготовленности, имеющиеся в программах образовательных организаций (далее – ОО), не смогли в полной мере его заменить. Без государственной системы тестирования физической подготовленности невозможно объективно управлять процессом физического воспитания населения. Именно этот факт лег в основу работы по возрождению комплекса ГТО, на который ложится задача развития всей системы физического воспитания в стране, поскольку он является программной и нормативной основой физического воспитания населения. Это означает, что при всем многообразии физкультурно-спортивной деятельности и системы ее поддержки, государство ставит задачу гармоничного (разностороннего) развития физических качеств каждого гражданина (бег, быстрота, выносливость, сила и гибкость), а также задачу овладения системой прикладных навыков, обеспечивающих его жизнеспособность в критических ситуациях (плавание, лыжная подготовка, стрельба, метание).

Программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР существовала с 1931 г. В процессе совершенствования комплекса ГТО в его орбиту вовлекались новые возрастные группы населения. Если в 1931 г. его нормативы сдавали граждане СССР, начиная с 18 лет, то уже в 1934 г. разработаны нормативы для юношей и девушек, начиная с 14 лет. 1972 г. - это новый этап развития комплекса ГТО, т. к. стало понятно, что он должен охватывать значительно большие возрастные группы населения. Поэтому были научно обоснованы и разработаны виды испытаний и нормативы для новых ступеней комплекса ГТО: детей 10-13 лет и населения старше 60 лет. Наиболее значимые изменения в комплексе ГТО приняты в 1985 г., когда была введена еще одна ступень для детей 6-9 лет [5].

Прекращение более чем на 20-летний период исследований в области совершенствования комплекса ГТО привело к потере огромного объема научной информации о физической подготовленности населения. Следовательно, назревает необходимость возобновления исследования, на основе которых возможно научно обосновать структуру, содержание и нормы нового физкультурно-спортивного комплекса, отвечающего современным реалиям жизни государства.

Цель исследования: изучить уровень физической подготовленности учащихся по нормативам ГТО 2014 в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия).

Методы исследования. В ходе исследования применялись общепринятые методы, используемые для определения физической подготовленности школьников, рекомендованные в нормативах ГТО 2014 г.:

- челночный бег по формуле «3*10 метров», (сек.);

- прыжок в длину с места (см), фиксируется лучший результат из трех попыток;

- подтягивание на высокой перекладине для мальчиков (количество раз);

- подтягивание на низкой перекладине для девочек (количество раз);

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз);

- поднимание туловища за одну минуту (количество раз);

- бег на лыжах (мин/сек).

Методы математической статистики. Полученные данные подвергались математическому анализу с помощью пакетов программы STATISTICA 7.0 и Excel. Рассчитывалось среднее значение, стандартное отклонение, максимальное и минимальное значение.

Организация исследования. Согласно плану мероприятий по поэтапному внедрению ВСФК ГТО, на организационно-экспериментальном этапе необходимо было апробировать тестовые испытания в регионах РФ. В связи этим группа авторов совместно со специалистами ВНИИФК провела исследование по оценке физического состояния учащихся школ Республики Саха (Якутия) в каждой возрастной группе с 7 до 16-17 лет согласно нормативам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В исследовании приняли участие 2077 респондентов, из них 1092 мальчиков (юношей) и 985 девочек (девушек). Возрастные группы участников, принявших в исследовании физической подготовленности, представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Возрастные группы, количество принявших участие в выполнении нормативов ГТО 2014 г в школах Республики Саха (Якутия), I-V ступени

Количество принявших участие в ГТО-2014 г. (по ступеням)

Уровни/пол

I ступень

6-8 лет

II ступень

9-10 лет

III ступень

11-13 лет

IV ступень

14-15 лет

V ступень

16-17 лет

Всего

Мальчики (юноши)

188

233

419

105

147

1092

Девочки (девушки)

242

222

235

160

126

985

ИТОГО

2077

Результаты и обсуждение. Рассмотрим результаты выполнения нормативов комплекса ГТО 2014 по каждой ступени.

На Таблице 2 представлены результаты выполнения нормативов по тесту "Челночный бег 3*10 метров" ГТО 2014 г. учащимися:

Таблица 2

Результаты выполнения норматива «Челночный бег 3*10 м» комплекса ГТО 2014 года учащимися образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)

Челночный бег «3*10 м»(секунд)

Ступени

Мальчики/юноши

Девочки/девушки

± σ

Max

min

± σ

Max

min

I ступень

6-8 лет

10,4±0,73

12,1

9,2

10,28±0,75

12,8

9

II ступень

9-10 лет

11,28±0,47*

11,9

10,5

9,57±0,82*

11,8

7,1

III ступень

11-13 лет

10,5±0,35*

11

9,9

9,31±0,76*

11,86

8

IV ступень

14-15 лет

7,87±0,84*

11,23

6,6

9,23±0,76*

10,8

7,4

V ступень

16-17 лет

7,9±0,96*

13,5

5,6

9,31±0,73*

11,68

8

* - данные возрастные ступени не вошли в нормативы ГТО - 2014 г.

В группе мальчиков/юношей наблюдается положительная динамика: время выполнения теста при переходе из одной ступени в другую сокращается. Выраженный скачок качества выполнения теста отмечается на IV ступени. В старшей группе результаты стабилизируются. Низкий результат наблюдается на II ступени. По данному тесту в ГТО-2014 г. норматив сдается только на первой ступени, среднее значение группа испытуемых достигает «бронзового значка».

В группе девочек/девушек результативность выполнения теста стабильна. Результат, который показали на II ступени, фактически не меняется до конца V ступени. Средний результат первой ступени по этому тесту соответствует нормативу «серебряного значка».

На Таблице 3 представлены результаты выполнения теста "Прыжок в длину с места толчком двумя ногами" ГТО 2014 г.

Таблица 3

Результаты выполнения норматива «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» комплекса ГТО 2014 года учащимися образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами(см)

Ступени

ГТО 2014 г.

Мальчики (юноши)

Девочки (девушки)

± σ

max

min

± σ

Max

min

I ступень

6-8 лет

119,31±0,98

121

118

112,82±0,94

114

111

II ступень

9-10 лет

141,71±0,98

143

140

131,82±0,77

133

130

III ступень

11-13 лет

163,2±0,99

165

161

149,49±0,86

152

147

IV ступень

14-15 лет

183,4±0,99

185

182

157,27±0,69

159

156

V ступень

16-17 лет

209,4±0,99

211

208

151,06±0,88

153

150

В данном тесте из ступени в ступени мальчики (юноши) улучшают результаты, на каждой ступени прирост показателей составляет примерно 20 см. На IV и V ступенях эти показатели соответствуют «бронзовому» знаку. Возможно, это связано с антропометрическими особенностями строения тела жителей Крайнего Севера [6, С.10-11].

Результаты выполнения данного теста у девочек/ девушек стабильны на уровне «серебра» до V ступени, на V ступени их результаты резко снижаются, не достигая уровня нормативных требований. Снижение результатов у девушек на V ступени, на наш взгляд, связан: во-первых, с половозрастными особенностями развития организма (А.Г. Хрипкова, 1985; Т.Г. Коваленко, 1994; В.Г. Тристан, 1997; Н.А. Ульянова, 2003 и др.); во-вторых, со снижением интереса к тестовым испытаниям у девушек и юношей данной возрастной категории, так как у современной молодежи в этом периоде расширяется спектр выбора новых физических занятий, видов спорта (паркур, сноуборд, скейтборд, ролики, воркаут и т.п.), в психологическом плане их развития формируется самостоятельность, самоопределение, потребность в проявлении взрослости; всерьез начинают задумываться о будущей профессии, учебе.

На Таблице 4 представлены результаты выполнения теста "Подтягивание из виса на перекладине" ГТО 2014 г.

Таблица 4

Результаты выполнения норматива «Подтягивание из виса на перекладине» комплекса ГТО 2014 г учащимися образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)

Подтягивание из виса на перекладине(количество раз)

Ступени

Мальчики/юноши

Девочки/девушки

± σ

max

min

± σ

max

min

I ступень

6-8 лет

2,86±0,97

6

2

6,61±0,82

8

6

II ступень

9-10 лет

3,85±0,84

5

2

11,38±0,83

13

10

III ступень

11-13 лет

6,56±0,99

8

5

11,43±0,77

13

10

IV ступень

14-15 лет

9,11±0,90

11

8

14,77±0,84

16

13

V ступень

16-17 лет

11,1±0,99

13

10

11,64±0,82

13

10

В нашем исследовании в группе мальчиков/юношей темп прироста показателей выполнения на I и II ступени идет равномерно. В возрасте 11-13 лет наблюдается первое значимое увеличение показателей, которое продолжается вплоть до конца V ступени. По нормативам ГТО - 2014 г. средние результаты I ступени соответствует «бронзовому знаку», все последующие ступени потенциально могут получить «серебряные знаки».

В группе девочек/девушек прирост показателей силы наблюдается уже на II ступени и на последующих ступенях продолжает оставаться стабильной, только на IV ступени наблюдается улучшение результатов, на V ступени идет снижение уровня показателей до прежнего уровня. Возможно, это связано с тем что, девушки не старались достигать максимальных результатов, ограничиваясь средним количеством подтягиваний. По нормативам ГТО - 2014 г. среднее значение результатов девочек/девушек на всех ступенях соответствует «серебряному знаку».

На Таблице 5 представлены результаты выполнения теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» комплекса ГТО 2014 г

Таблица 5

Результаты выполнения норматива «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» комплекса ГТО 2014 г учащимися образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу(количество раз)

Тестовые задания

Мальчики (юноши)

Девочки (девушки)

 

± σ

max

min

± σ

max

min

I ступень

6-8 лет

7,57±0,96

9

5

8,85±0,80

11

8

II ступень

9-10 лет

14,54±0,93

16

13

11,18±0,77

12

10

III ступень

11-13 лет

15,1±0,99

17

14

14,33±0,72

16

14

IV ступень

14-15 лет

24,03±0,90

25

23

18,09±0,91

19

17

V ступень

16-17 лет

31,1±0,87

33

30

13,17±0,82

15

12

Из таблицы видно, у мальчиков/юношей резкий прирост показателя наблюдается на II ступени, на следующей ступени прирост незначителен, на IV и V ступенях данный тест отсутствуют. Средние результаты мальчиков I ступени отвечают «бронзовому значку», II и III ступени - «серебряному знаку».

У девочек/девушек положительная динамика результатов наблюдается до IV ступени, на V ступени результативность снижается. На I ступени результаты девочек отвечают «бронзовому знаку» на II, III и IV ступенях достигают показателей, отвечающих требованиям «золотого знака», далее идет незначительное снижение результатов.

На Таблице 6 представлены результаты выполнения теста «Поднимание туловища из положения лежа на спине» комплекса ГТО 2014 г

Таблица 6

Результаты выполнения норматива «Поднимание туловища из положения лежа на спине» комплекса ГТО 2014 года учащимися образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз)

Ступени

Мальчики/юноши

Девочки/девушки

± σ

max

min

± σ

max

min

I ступень

6-8 лет

28,7±0,99*

31

27

27,17±0,85*

30

22

II ступень

9-10 лет

33,8±0,98*

35

32

30,82±0,84*

32

30

III ступень

11-13 лет

38,66±0,98*

40

37

30,05±0,84*

34

31

IV ступень

14-15 лет

37,6±0,96

40

36

28,82±0,97

30

27

V ступень

16-17 лет

41,4±0,98

43

40

21,71±0,99

23

20

* - данные возрастные ступени не вошли в нормативы ГТО - 2014 г.

В группе юношей на IV и V ступенях наблюдается положительная динамика, средние результаты соответствуют «серебряному знаку».

У девочек/девушек наблюдается отрицательная динамика. из таблицы видно, что самый высокий результат показали девочки на II ступени, самый низкий результат - на V ступени. Средние результаты девушек IV и V ступеней соответствуют «бронзовому знаку» по нормативам ГТО-2014 г.

На Таблице 7 представлены результаты выполнения теста «Бег на лыжах» комплекса ГТО 2014 г.

Таблица 7

Результаты выполнения норматива комплекса ГТО 2014 года «Бег на лыжах» учащимися образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)

Бег на лыжах(мин/сек)

Ступени

Мальчики/юноши

Девочки/девушки

± σ

max

min

± σ

max

min

I ступень

6-8 лет

9,29±0,85*

11,90

8,20

17,60±0,76*

19

16

II ступень

9-10 лет

7,30±0,40*

8,24

6,55

16,96±0,81*

19

15

III ступень

11-13 лет

13,48±0,33**

14,1

13,01

21,40±0,75**

22,58

20,02

IV ступень

14-15 лет

26,43±0,71***

28

24,3

21,79±0,77***

23,53

20,1

V ступень

16-17 лет

24,4±0,78****

25,5

23,4

22,78±0,65***

23,59

21

*- дистанция 1 км.*** - дистанция 3 км.

** - дистанция 2 км.**** - дистанция 5 км

Все учащиеся на I и II ступенях были тестированы на дистанции 1 км, на III ступени - на 2 км, на VI и V ступенях: девушки - 3 км, юноши - 5 км.

Если мальчики, не достигнув уровня нормативных требований на I ступени, компенсируют и достигают уровня «серебро» на всех следующих ступенях, независимо от дистанции, то девочки показывают результат на «бронзу» лишь на IV ступени, хотя на остальных ступенях результаты не соответствуют нормативным требованиям. Возможно, это объясняется тем, что в возрасте с I по III ступени, девочки только осваивают технику передвижения на лыжах, поэтому результаты не отвечают требованиям норматива. На IV ступени наблюдается повышение, что подтверждается достижением «бронзового» результата. Спад результатов на V ступени можно констатировать вышеуказанными особенностями половозрастного развития и субкультуры молодежи в этом периоде.

Выводы. На основании анализа физической подготовленности по нормативам ГТО 2014 с I по V ступени в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) нами сделаны следующие выводы:

1. Физическая подготовленность обучающихся образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) по общим результатам выполнения нормативов комплекса ГТО характеризуется средними показателями. В среднем из числа всех испытуемых с I по V ступеней выполнили нормативы комплекса ГТО 58,38% и не справились, то есть не достигли нормативных показателей, 41,62%.

2. Подавляющее большинство мальчиков/юношей в Республике Саха (Якутия) могут выполнять нормативы ГТО 2014 года с результативностью выше среднего. Особенно высокие результаты показали при выполнении тестов, в которых нужно проявить силовую выносливость. Это подтверждается результатами выполнения тестов на развитие отдельных групп мышц: «Подтягивание из виса на перекладине» (развитие широчайших мышц), «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (развитие большой грудной мышцы) и «Поднимание туловища из положения лежа на спине» (развитие мышц брюшного пресса). Девочки/девушки при выполнении всех тестовых испытаний достигли в основном средних результатов.

3. Считаем необходимым включение в протокол исследования ГТО:

- измерение основных параметров физического развития, это позволит в процессе обработки материала учитывать изменение росто-весовых показателей в динамике возрастов, также целесообразно провести корреляционное исследование взаимного влияния параметров;

- двух дополнительных тестов: 1) «Сгибание и разгибание ног из положения стоя» (приседания) на силовую выносливость мышц ног, так как в нормативах ГТО 2014 оценивается только уровень развития мышц плечевого пояса и туловища, необходимо выявить развитие силовой выносливости мышц пояса нижних конечностей; 2) «Бросок 1 кг мяча двумя руками из положения сидя», включение этого теста позволит исследовать силу пояса верхних конечностей.

Полученные результаты тестирования и предварительные выводы требуют дальнейшего экспериментального подтверждения, компаративного исследования, позволяющего путем сравнения и сопоставления выявлять общее и особенное (специфическое), объяснить причины сходств и различий в различных регионах страны. Регионам предстоит определиться с тестами по популярным видам спорта, уточнить и разработать по ним нормативы на основании проведенных исследований.

Литература:

  1. Миллер М.А. Материальное благополучие и здоровье в жизнедеятельности населения // Известия Иркутской государственной экономической Академии. – 2009. - вып.3. – С.125-128.

  2. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]:Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. №172. – URL: http://kremlin.ru/acts/20636 (дата обращения: 01.11.2014).

  3. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. №540. – URL: http://government.ru/media/files/41d4e65eda8d60b71cca.pdf. (дата обращения 20.06 2014).

  4. План мероприятий по поэтапному внедрению ВСФК ГТО [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 1165-р. – URL: http://kst.avo.ru/images/doc/2014/gto/1165r_30062014.pdf. (дата обращения 01.11.2014).

  5. Уваров В.А. Структура, содержание и нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) // Справочник заместителя директора школы. - 2014. - №9. - С.5-20.

  6. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах Севера. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1999. – 118 с.

References.

1. M.A. Miller. Material well-being and health in the life of the population // Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics. - 2009. - vol.3. - P.125-128.

2. On the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" [Electronic resource]: Presidential Decree of March 24, 2014 №172. - URL: http://kremlin.ru/acts/20636 (date of treatment: 01.11.2014).

3. Status of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" [Electronic resource]: Russian Federation Government Resolution 11 June 2014 №540. - URL: http://government.ru/media/files/41d4e65eda8d60b71cca.pdf. (date of treatment 20.06 in 2014).

4. An action plan for phased implementation VSFK RLD [Electronic resource]: the disposal of the Government of the Russian Federation dated June 30, 2014 № 1165-r. - URL: http://kst.avo.ru/images/doc/2014/gto/1165r_30062014.pdf. (date of treatment 01.11.2014).

5. V.A. Uvarov. Structure, content and regulatory requirements All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) // Directory deputy director of school. - 2014. - №9. - P.5-20.

6. N.K. Shamaev. Basic methods of lesson system of physical education in the schools of the North. - Yakutsk: Publishing House of the Yakutsk University Press, 1999. - 118 p.

Просмотров работы: 3326