ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Середина С.А. 1, Валеева И.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема отклоняющегося поведения среди подростков является одной из актуальных тем 21 века. Глобальные перемены, происходящие в области информационных технологий, в средствах массовой информации, экономики, политики затрагивают социально – психологическое положение граждан России. Материальное неблагополучие, рост преступности, экономический кризис влечет за собой атмосферу напряжения и нестабильности в обществе. Подрастающее поколение находится под натиском нарастающей нестабильности и отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Система ценностных ориентаций и мотивация трансформируется под ту среду, в которой находится подросток. Все перечисленные выше факторы являются одним из основных критериев проявления непатологической формы девиантного поведения. Патологическая форма девиантного поведения обусловлена различными формами патологии личности, данные факторы лишь еще больше усугубляют состояние ребенка.

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его противоправного поведения, выявления специфических причин, порождающих это поведение и совершение в этом возрасте правонарушений.

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Нами было проведено исследование. Диагностика проводилась по следующим методикам: тест "Диагностика межличностных отношений" Т. Лири, тест А.Ассингера "Оценка агрессивности в отношениях", методика исследования ригидности, тест МПДО (по Личко), определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел), опросник Айзенка, тест Кеттелла 16 PF, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера), тест «Склонность к риску». Была проведена диагностика подростков 15-17 лет, состоящих на учете в ОДН ММ ОМВД «Вязниковский». По результатам диагностики были отобраны 15 человек, результаты которых по шкале FB (стремление выглядеть лучше) теста Кеттелла, не выходили за грани нормы. Так же были продиагностированы учащиеся МОУ СОШ №9 г. Вязники этой же возрастной категории. После анализа результатов были сделаны следующие выводы: подростки, совершавшие правонарушения, в отличие от ребят того же возраста, но не совершавших правонарушений и преступлений, более подчиняемы и агрессивны. Это может проявляться в совершенно разных ситуациях: с такими качествами подроста просто могли заставить совершить противоправное действие. Так же подростки-правонарушители отличаются некоторой степенью ригидности, они не в состоянии быстро реагировать на происходящие изменения. Стоит отметить, что склонности к аддиктивному поведению, к самоповреждающемуся и саморазрушающемуся поведению не было выявлено ни среди подростков стоящих на учете в ОДН, ни среди школьников. Подростки с таким поведением встречаются редко и в нашей выборке таких ребят не было выявлено. Как было указано выше, подростки-правонарушители агрессивны, они склонны к агрессии и насилию. Это зависит от многих факторов, от ожесточенности и враждебности до инстинкта самозащиты.У большинства подростков, совершивших правонарушения или преступления есть склонность к деликвентному поведению. Тип темперамента личности не оказывает яркого влияния на склонность к совершению противоправных действий. Результаты диагностик по опроснику Айзенка примерно равны. Уровень тревожности у подростков-правонарушителей ниже. Тек же подростки-правонарушители склоны к риску. Среди диагностируемых подростков-правонарушителей склонно к риску 10 человек (66,6%), среди обычных школьников это число равно 3 (20%). Как показывает фактор В теста Кеттелла подростки-правонарушители менее интеллектуально развиты, они мыслят более конкретно, у них меньшая способность к обучению. Подростки-правонарушители не прилагают усилий к выполнению социально-культурных требований. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе. Эти особенности были выявлены в ходе нашей диагностики. Особенности каждой конкретной личности ребенка-правонарушителя зависят от характера воспитания, взаимоотношений с родителями, окружающей среды, материального благополучия и т.д.

Для коррекции выявленных особенностей подростков-правонарушителей была разработана программа мероприятий по направлению Jeux Dramatiques (Драматические игры).

Наша программа была рассчитана на 10 недель. На каждом занятие, после вводной части, мы разыгрывали сказку или басню, имеющую определенную мораль, например «Могучий дуб и маленький кабанчик», «Сказка про Мурку» и «Маленький принц». Реализовывалась программа на базе ОДН ММ ОМВД «Вязниковский».

После завершения реализации программы была проведена повторная диагностика и сделан корреляционный анализ, результаты которого подтверждают эффективность разработанной нами программы.

Выявление особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей, исследование закономерностей формирования девиантного поведения, изучение социальной среды и социальных факторов, обусловивших совершение противоправных деяний позволяет разработать психологические основы профилактики подростковой преступности, а также воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в процессе общего и профессионального обучения.

Просмотров работы: 2130