РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ TO-BE ДЛЯ ИС ГУП «ВЛАДИМИРСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ TO-BE ДЛЯ ИС ГУП «ВЛАДИМИРСКИЙ АВТОВОКЗАЛ»

Лобанов С.И. 1, Воронова Л.И. 1
1Московский технический университет связи и информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье кратко изложены результаты курсового проекта по дисциплине «Проектирование ИС» (МТУСИ, ИТ, 4 курс, научн.рук. проф. Воронова Л.И.) связанного с разработкой модели TO-BE для ИС ГУП «Владимирский автовокзал».

Целью курсовой работы являлось проектирование ИС ГУП «Владимирский автовокзал» с дальнейшей интеграцией с разработанной для компании базой данных. Стадии и этапы создания ИС должны соответствовать ГОСТ 34.601-90.

Основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. При формировании требований к ИС производится обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС. Также разрабатываются концепции ИС, техническое задание и документация. В курсовой работе проведён системный анализ предметной области, краткий обзор информационных систем, изложены основные принципы проектирования информационных систем, моделирование моделей «как есть» и «как должно быть», разработана инфологическая модель предметной области и осуществлен переход к реляционной модели базы данных, разработан пакет сопровождающих моделирование документов. Программная реализация выходит за рамки данного проекта.[1]

Проектирование информационной системы для ГУП «Владимирский автовокзал»

Разработка модели TO-BE

Для построения модели бизнес-процессов компании выбрана система ERwin Process Modeler и соответствующий ей структурный подход. Сущность подхода заключается в декомпозиции целой системы на процессы, которые в свою очередь разбиваются на функции и функциональные подсистемы. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. В этом заключается преимущество над методом «снизу вверх» (от отдельных задач ко всей системе), где целостность теряется, возникают проблемы при описании информационного взаимодействия отдельных компонентов.[3]

Целью построения функциональных моделей обычно является выявление наиболее слабых и уязвимых мест деятельности организации, анализ преимуществ новых бизнес-процессов и степени изменения существующей структуры организации бизнеса. Исправление недостатков, перенаправление информационных и материальных потоков организации приводят к построению модели TO-BE. Это модель идеальной организации бизнес-процессов.

Разработка начинается с построения контекстной диаграммы в графической нотации IDEF0, рассматривающей логические отношения между бизнес-процессами. Стрелки на этой диаграмме показывают связи деятельности компании с внешним миром, например, с поставщиками продукции или клиентами; или с другими отделами компании, описание которых не входит в данную модель. Контекстная диаграмма приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Контекстная диаграмма «Деятельность автовокзала»

В соответствии с методологией IDEF0, стрелки, входящие в левую сторону функционального блока на этой диаграмме – это входы. Входы преобразуются функцией, чтобы создать данные или материальные объекты, которые появятся на выходе. Выходы обозначаются стрелками, покидающими блок с правой стороны. Стрелки, входящие в блок сверху – управления, они определяют условия, необходимые функции, чтобы произвести правильный выход. Стрелки, подключенные к нижней стороне функционального блока, представляют используемые механизмы, поддерживающие выполнение функции.[5]

Далее контекстная диаграмма декомпозируется на 2 блока IDEF0: «Основные процессы» и «Вспомогательные процессы».

Рис. 2. Декомпозиция контекстной диаграммы «Деятельность автовокзала»

Основные бизнес-процессы автовокзала включают в себя обеспечение пассажирских перевозок и сопутствующую деятельность. К вспомогательным процессам относятся процессы управления и процессы обеспечения. Отобразим это на диаграммах, представленных на рисунках 3 и 4.

Обеспечение пассажирских перевозок осуществляется двумя способами – в процессе рейсового автобусного сообщения и путём индивидуального заказа автобусов. Индивидуальные поездки на заказных автобусах осуществляются в три этапа: заказ автобуса, оплата индивидуальной поездки и совершение индивидуальной поездки. Процесс обеспечения рейсовых пассажирских перевозок также представлен тремя составляющими – это бронирование билетов, продажа билетов и совершение поездки. Соответствующие декомпозиции изображены на рисунках 5, 6 и 7.

Рис. 3. Декомпозиция блока «Основные процессы»

Рис. 4. Декомпозиция блока «Вспомогательные процессы»

Рис. 5. Декомпозиция блока «Обеспечение пассажирских перевозок»

Рис. 6. Декомпозиция блока «Заказ автобусов»

Рис. 7. Декомпозиция блока «Обеспечение рейсовых пассажирских перевозок»

Для описания внешних по отношению к системе источников и адресатов данных, логических функций, потоков данных и хранилищ данных, к которым осуществляется доступ, используются диаграммы потоков данных DFD. Декомпозируем в нотации DFD блок «Заказ автобуса», при этом получаем 4 последовательно выполняемых процесса: «Формирование маршрута», «Выбор автобуса», «Выбор даты и времени поездки» и «Расчет стоимости индивидуальной поездки». Помимо этих четырёх блоков, на диаграмме также присутствует внешний источник информации «Звонки клиентов» и 4 хранилища данных: «Список маршрутов», «Список автобусов», «Расписание рейсов» и «Список индивидуальных поездок». Как видно из диаграммы, проведена автоматизация процесса заказа автобуса. Оператор обращается к данным, хранящимся в БД автовокзала.

Рис. 8. Декомпозиция блока «Заказ автобуса» по методологии DFD

Для подробного описания последовательности выполнения работ внутри бизнес-процесса используется методология IDEF3, показывающая причинно-следственные связи между ситуациями и событиями, используя структурный метод выражения знаний о том, как функционирует система, процесс или предприятие.[6] Декомпозируем по методологии IDEF3 блок «Продажа билетов». Продажа билетов осуществляется не ранее, чем за 14 дней до поездки при условии наличия свободных мест, или если билет был предварительно забронирован пассажиром, при этом за 40 минут до отправления автобуса бронь на билет становится недействительной. В процессе декомпозиции получаем 6 работ: «Проверка, осталось ли до отправления рейса меньше 14 дней», «Проверка наличия брони на билет», «Проверка, осталось ли до отправления рейса больше 40 минут», «Проверка наличия свободных мест», «Покупка билета» и «Отказ в обслуживании». Кроме того, на диаграмме присутствуют 4 объекта ссылок: «Запрос клиента», «Билетная бронь», «Расписание рейсов» и «Деньги»; а также логические перекрёстки типа XOR (исключающее «ИЛИ»). Диаграмма приведена на рисунке 9.

Блок «Процессы обеспечения» декомпозируется на пять блоков IDEF0: «Добыча необходимого», «Обеспечение питания сотрудников», «Содержание автобусного парка», «Обеспечение чистоты и сохранности имущества автовокзала» и «Диспетчеризация», изображённых на рисунке 10. Рассмотрим процесс обеспечения «Диспетчеризация» более подробно, используя диаграмму DFD, представленную на рисунке 11. Диспетчеризация включает в себя закрепление водителей за автобусами, добавление/изменение маршрутов и составление расписания рейсов. Как видно из диаграммы, этот процесс автоматизирован, при выполнении своих служебных обязанностей диспетчер взаимодействует с базой данных.

Рис. 9. Декомпозиция блока «Продажа билетов» по методологии IDEF3

Рис. 10. Декомпозиция блока «Процессы обеспечения»

Рис. 11. Декомпозиция блока «Диспетчеризация» по методологии DFD

После всех необходимых декомпозиций можно построить диаграмму дерева узлов, в удобном виде отображающую иерархию работ в модели и позволяет рассмотреть всю модель целиком. Перечень всех диаграмм приведён на рисунке 13.

Рис. 12. Диаграмма дерева узлов деятельности автовокзала

Рис. 13. Перечень диаграмм

Таким образом, при помощи CASE-средства Erwin Process Modeler разработана модель TO-BE бизнес-процессов ГУП «Владимирский автовокзал», произведена декомпозиция процессов. Разработанная модель включает 15 диаграмм IDEF0, 3 диаграммы IDEF3, 2 диаграммы DFD, 1 диаграмму дерева узлов.

Список источников и литературы

  1. Л.И. Воронова «Конспект лекций по дисциплине Проектирование информационных систем»

  2. В.В. Бахтизин, Л.А. Глухова «Структурный анализ и моделирование в среде CASE-средства BPwin»

  3. А.М. Вендров «CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем»

  4. Сайт «Википедия» http://ru.wikipedia.org

  5. Госстандарт России «Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. РД IDEF 0 – 2000»

  6. Статья «IDEF3 Process Description Capture Method» на сайте http://www.idef.com/.

Просмотров работы: 2002