ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Многие исследователи полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практики не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Это в полной мере относится и к специалистам по физической культуре и спорту. Использование в учебно-тренировочном процессе современных информационных технологий приобретает особую актуальность, требует постоянного обобщения и обмена опытом. Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта, они вызывают определенный интерес [1; 10; 11]. Назрела необходимость перехода от традиционных средств к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, подготовки высококвалифицированных спортсменов и судей, проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением [3].

Информационные технологии прочно вошли в сферу деятельности специалистов по физической культуре. Применение их осуществляется как на простом уровне — ведение делопроизводства, создание баз данных и т. п., так и на уровне, где требуются специальные знания и умения - биомеханический анализ техники движения спортсмена, проектирование тактических схем ведения спортивной борьбы, анализ функционального состояния спортсменов, оценка адаптационных возможностей человека к физической нагрузке и т. п. [6; 12].

Вместе с тем, анализ литературы по проблеме подготовки специалистов по физической культуре указывает на недостаточность применения современных информационных технологий в процессе преподавания дисциплин специализаций [10;11]. Вопросы, касающиеся применения информационных технологий в управлении сферой физической культуры и спорта не только недостаточно освещены в специальной литературе, но и не нашли своего должного применения в практике работы. Это и обусловливает актуальность предпринятого исследования

Цель исследования: изучить новинки информационных технологий в системе «Физическая культура и спорт».

Задачи исследования:

1.Выявить новинки информационных технологий в области спорта и физической культуры;

2. Установить информационные технологии, ведущие к совершенствованию управления региональной системой «Физическая культура и спорт».

Информационные технологии, ставшие неотъемлемой составляющей общества, – это совокупность методов и программно-технологических средств, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, вывод, использование информации, что способствует широкому распространению и обеспечивает снижение трудоемкости процессов реализации информационных ресурсов [5].

Не секрет, что российское образование не лишено различных проблем, одной из которых является нехватка или отсутствие высококвалифицированных педагогов, способных подготовить студентов университетов к будущей профессиональной деятельности. Но ситуация меняется, правительство уже приняло ряд программ и доктрин (“Национальная доктрина образования Российской Федерации” до 2025 г. и др.) [2; 5]. Высшие учебные заведения, использующие информационные технологии, рассматривают их преимущественно с точки зрения снижения трудоемкости в работе с информацией. И все же следует обратить внимание на такое свойство, как влияние информационных технологий на совершенствование управления региональной системой «Физическая культура и спорт». Хотелось бы отметить, что наиболее интенсивно это свойство проявляется на гуманитарных факультетах, долгое время не испытывавших надобности в сложном оборудовании для своих работ, исследований и считавших технические средства, кроме карандаша, блокнота и книг, излишеством [1; 12].

Это позволяет выдвинуть следующие основные требования, необходимые для положительного влияния информационных технологий на профессионально-педагогическую направленность учащихся:

- потребность общества в развитии учебных заведений как центров образования, культуры, науки, новых технологий;

- непосредственное влияние информационных технологий на эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношений;

- повышение требований к уровню владения информационными технологиями педагогического состава учреждений;

- участие в образовательном процессе высококвалифицированных педагогов-новаторов, широко использующих в своей деятельности информационные технологии;

- развитая многоступенчатая программа использования информационных технологий в образовательном процессе;

- наличие необходимой программно-технологической базы.

Важным требованием для положительного влияния информационных технологий на уровень профессионально-педагогической направленности студента является участие в образовательном процессе педагога-новатора, способного посредством информационных технологий разработать и воплотить в жизнь прогрессивные методы обучения студентов и тем самым усилить их профессионально-педагогическую заинтересованность. Педагогическая направленность информационных тематических комплексов по дисциплине «Физическая культура» с условными названиями: «Гибкость», «Комплекс», «Атлет», «Валеология», «Тест - практика», «Информация», «Спецгруппа», «Шейпинг», «Тест - знания» определяется характером информационного материала, его содержанием и обеспечивает реализацию одного из подходов гуманизациии физического воспитания [3; 6].

Информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение двух основных целей:

- первая как наиболее приоритетная сейчас и на ближайшую перспективу - подготовка специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества;

- вторая - повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Современная вычислительная техника давно вошла в спортивную жизнь. Цифровое видео, цифровые табло и проекционная техника, а также различные измерительные системы широко используются на всех крупных соревнованиях. Однако в обычных школах, техникумах и вузах, на тренировках в спортивных школах по-прежнему применяют обычные ручные секундомеры, не слишком заботясь о точности измерений [3].

Совершенствование методологии должно ориентироваться в образовательном процессе на использование возможностей современных технологий информационного взаимодействия и, прежде всего, таких как Мултимедиа, Телекоммуникации, "Виртуальная реальность". Возможности этих технологий позволяют включать новую тематику, отражающую современные научные достижения, изучение сути которых до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей понятийного характера или сложностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации. При этом важной инновацией является использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, обуславливающее тенденцию развития открытого образования [10].

Открытая система–это (по определению IEEE POSIX(1003.0)) система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:

1.Возможность переноса прикладных систем с минимальными изменениями (мобильность систем);

2.Совместную работу с другими прикладными системами на локальных и удаленных платформах (интероперабельность);

3.Взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем последним переход от системы к системе (мобильность пользователей).

Не стоит никому доказывать, что хорошая физическая форма для любого спортсмена имеет первостепенное значение. Она определяет качество соревновательной деятельности и как, следствие, высокие результаты. Физические кондиции набираются постепенно в процессе тренировок. Наращиваемые нагрузки вырабатывают силу, выносливость, скорость, координацию и многие другие качества, необходимые для достижения поставленной цели. Как правило, профессиональные спортсмены тренируются под наблюдением специалистов – тренеров по физической подготовке, психологов, массажистов, спортивных врачей. Для оценки состояния своих подопечных они используют накопленные знания, новейшие тренировочные методики, всевозможнейшие тренажеры, современную аппаратуру и научное оборудование, а также достижения информационных технологий [7; 8].

Очень полезную техническую новинку, предназначенную для оказания помощи любому спортсмену, разработала финская компания FAM SPORTS. Это портативный аппарат, рассчитанный на токи небольшого напряжения. Он служит для стимуляции специфической нервно-мышечной реакции мозга. Прибор практически мгновенно, в течение 15 секунд дает оценку состояния спортсмена. Он сообщает о моменте, когда предстоящая тренировочная нагрузка может привести к усталости и даже к потенциально возможной травме. Разработанное специалистами устройство носит название Check (рис. 1).

Рис. 1. Прибор Check для стимуляции специфической нервно-мышечной реакции мозга

Для оценивания ситуации его электроды крепят на кисть руки. При включении прибора в работу электрический ток передается через тело в мозг спортсмена. Данные, полученные в результате этого и реакции нервной системы, фиксируются в смартфоне с помощью специальной программы прибора. Прибор предназначен в первую очередь для тех, кто занимается видами спорта, где требуются координация, сила, скорость, умение. Этим требованиям отвечают многие виды спорта: футбол, бокс, хоккей.Разработчики игрового проекта Guitar Hero анонсировали новую систему Goji Play, благодаря которой можно совместить тренировку с видеоигрой на тренажере. Так спорт станет развлечением. Goji Play включает в себя два крепящихся к ручкам тренажера беспроводных контроллера с парой кнопок на каждом и датчик активности, который в течение тренировки необходимо носить в спортивной одежде или закрепить на поясе (рис. 2).

Рис. 2. Система Goji Play

Видеоигра запускается на iPad или iPhone, а сами гаджеты следует зафиксировать в держателе на тренажере. Управление в игре осуществляется кнопками на контроллерах и движениями тела, которые отслеживает датчик активности. Например, чем быстрее на тренажере игрок бежит или крутит педали, тем быстрее передвигается и персонаж в игре или едет автомобиль и т. д. Разработчики Goji Play заверяют, что благодаря их системе можно вести более активный образ жизни, не отказываясь при этом от видеоигр. Даже слоган звучит так: "Пусть 30 минут упражнений ощущаются как 5 минут". Для Goji Play уже выпущена дюжина игр. Кроме того, для системы выпущено и спортивное приложение, в котором можно сохранять достижения владельца: время тренировки и пройденное расстояние, скорость передвижений и количество сожженных калорий и т. д. [2; 4; 8].

Многие спортсмены смогут оценить усовершенствованные возможности второго поколения браслетов FuelBanS. С помощью браслета пользователь сможет сравнивать текущие результаты не только с результатами минувших дней, но и с результатами других спортсменов за счет online-ресурса Nike+ благодаря специальным единицам измерения от NikeFuel. Данное нововведение привносит еще больший состязательный момент в занятия спортом. Марк Паркер, президент компании Nike Inc., заявляет, что второе поколение браслетов FuelBand SE создано, чтобы привлечь внимание людей к спорту, интегрировать современные технологии в спорт и сделать его более увлекательным (рис. 3).

Рис. 3. Второе поколение браслетов FuelBanS

С помощью ЖК-монитора можно следить за своей активностью, сброшенными калориями, временем и количеством пройденных шагов и, наконец, единицами NikeFuel.

Компания Basis Science запустила новые часы-браслет для отслеживания состояния здоровья человека, ориентированные на пользователей, заботящихся о своем здоровье, и веб-сервис к нему. Также часы Basis не просто устройство-помощник для занятия спортом и отслеживания состояния здоровья. Они оснащены акселерометром для отслеживания скорости передвижения, оптическим монитором для кровообращения и сердечного ритма, сенсором влаги для измерения потоотделения и состояния кожи и термодатчиком, реагирующий на температуру атмосферного воздуха. Все эти различные сенсоры и отличают часы Basis от остальных гаджетов, которые ими не обладают. Собрав и записав данные организма во время физических нагрузок, часы представят пользователю информацию в удобном и полезном для восприятия виде, позволяя отслеживать состояние здоровья и спортивные достижения на протяжении долгого времени.

Рис. 3. Часы-браслет и очки Basis Science

Все, что видит пользователь, доступно при желании для друзей в режиме видеотрансляции. Очки показывают маршруты, накладывая на картинку слой с указателями движения. Очки под диктовку записывают сообщения, выдают справочную информацию, переводят с китайского и присылают напоминания о важном [4].

Сегодня спорт уже далеко не тот, каким он являлся в Древней Греции. В нем появилось множество технических новинок. Сегодня достижения цивилизации уже стали настолько привычными, что мы и сами уже не замечаем, насколько неотъемлемой частью жизни они стали. Изобретения последнего столетия превратили спорт в точную науку. Мы стали тщательнее считать миллиметры, миллисекунды.

Роберт Байард и Гари Питтман открыли, а затем и получили патент на технологию инфракрасного светодиода. Но на стадионах вместе с диодами еще долгое время использовались устаревшие лампы накаливания. К примеру, на Олимпиаде-80 в Москве такие табло с лампами накаливания даже показывали трансляции с соревнований, правда картинка была тогда черно-белой. Как же изменился спорт с приходом в него табло? Сегодня немыслимо представить без этого изобретения ни один крупный стадион. Громадные видеоэкраны позволяют показывать телевизионную картинку. Это особенно важно для таких видов спорта, как лыжные гонки или автогонки. Ведь там зрители в принципе не может наблюдать сразу за всей трассой. Да и сегодня табло дает не только информацию о текущем счете, но и множество статистической информации о командах или игроках.

Рис. 4. Электронное табло

На видеоэкранах даже показывается информация или картинка о ходе других матчей. Конечно же, не обойтись и без рекламы. Современные экраны настолько универсальны, что способов их применения - масса.

Сегодня без фотофиниша невозможно представить соревнования по легкой атлетике, вело- и мотоспорту, автогонок и соревнований с массовым финишем. В 1926 году фотофиниш пережил второе рождение. В Дании местная федерация легкой атлетики показала устройство, которое позволяло снимать в ускоренном режиме. Через 5 лет на свет появилась камера Кирби. Это высокоскоростное устройство могло совмещать фотофиниш с автохронометражом. У нее было сразу два объектива. Один смотрел на финишную линию, а другой - на хронометр, запускающийся с выстрелом стартового пистолета. Внутри камеры пленка проматывалась с рекордной скоростью - 128 кадров в секунду. В 1949 году была представлена первая серийная система фотофиниша под названием Racend OMEGA Timer, позже ее стали называть Photosprint. В 1952 года она была применена на зимней Олимпиаде в Осло. Благодаря этой новинке и появился термин "фотофиниш". К началу нынешнего века фотофиниш превратился в цифровой [2; 6; 9].

Рис. 5. Фотофиниш

Новые технологии пришли в спорт с изобретением синтетических материалов. Во второй половине XX века сразу несколько производителей начали активно внедрять их в спорт. Так, в 1956 году компания Speedo создала первые плавательные нейлоновые костюмы. В 1969 году американец Боб Гор создал мембрану GORE-TEX, которая позволяет выходить идущему от тела пару, но не пропускает вовнутрь влагу. Такой эффект стал возможным благодаря множеству микроскопических пор. Технология затем стала применяться и в производстве верхней спортивной одежды. Использование новых материалов в спортивном снаряжении позволило значительно поднять планку мировых рекордов. Прыгуны в высоту стали пользоваться шестами из фибергласа, а лодка для академической гребли ныне выполнена из пластика. Сегодня в спорте натуральные ткани почти не используются. Появляются все новые усовершенствованные материалы для спорта. Они улучшают и улучшают результаты. Так, уже ставший легендарным купальный костюм Speedo LZR Racer снижает сопротивление воды на 24%. В нем было установлено 182 мировых рекорда по плаванию. Однако принципы равноправия в спорте должны оставаться незыблемыми, это послужило причиной для ужесточения многими федерациями правил в отношении экипировки спортсменов. Победы не должны одерживаться лишь благодаря дорогому костюму или инструменту.

Рис. 6. Примеры использования высокотехнологичных материалов в спорте

Первый в мире тренажер появился случайно. Им стала шведская стенка, которая в начале XIX века помогла с помощью гимнастики излечиться от паралича руки шведскому врачу Хенрику Лингу. Первоначально назначение тренажеров и было сугубо медицинским, они использовались для восстановления после травм. Зато со временем эти устройства заняли свое место в истории спорта. Ведь именно тренажеры позволяют как любителям, так и профессионалам поддерживать свою спортивную форму между соревнований. Специальные тренажеры разработаны для автогонщиков и горнолыжников, которые также позволяют совершенствовать мастерство. Сегодня прогресс дошел до того, что появились умные тренажеры, которые не требуют от людей вообще каких-либо усилий. В итоге появился "фитнес для ленивых". В ходе занятий тренажеры сами воздействуют на нужные группы мышц. Думается, прогресс принесет в эту область еще немало нового.

Рис. 7. Современные спортивные тренажеры

Портативный сенсорный 3D-датчик GolfSense, предназначенный для обеспечения обратной связи в режиме реального времени и анализа игры в гольф. Вычисляет скорость размаха, положение тела при ударе, темп удара, траекторию движения. Имеются новинки и в области бассейнов с функцией противотока для тренировок, тренажеры для лыжников и др.

Заключение

Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки и переподготовки современного спортсмена.

В ходе работы мы рассмотрели использование информационных технологий в физической культуре и спорте. Конечно, за последние годы информатизация современного общества обретает все новые и новые масштабы с каждым днем. Самое главное, что на сегодняшний день с использованием самых современных информационных технологий, подготовка профессиональных спортсменов и квалифицированных специалистов не вызывает затруднений. Но, также в ходе работы мы столкнулась с проблемой: ни для кого не секрет, что далеко не все российские спортивные школы и вузы могут позволить себе современное информационное оборудование, более того, не во всех классах, не у всех студентов есть компьютер с выходом в интернет. И, хотя темпы модернизации оборудования в вузах крайне впечатляют, на наш взгляд, они еще недостаточно отвечают требованиям качественного современного образования.

Многие зарубежные государства намного раньше осваивают новинки информационного общества. Очевидны замедленные темпы развития и применения информационных технологий в России в сравнении с некоторыми зарубежными странами. В развитии России как государства, информатизация сферы физической культуры и спорта должна являться одним из ключевых пунктов.

Список использованной литературы

  1. Богданов, В.М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Материалы всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2000.

  2. Виноградов, П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи / П. А. Виноградов, В. П. Моченов // Теория и практика физической культуры, 1998. - № 7. - С. 24-26, 39-40.

  3. Виноградов, П.А. Спорт в мире информации / П. А. Виноградов, В. А. Савин // Теория и практика физической культуры, 1997, №11. - С. 59-62.

  4. Жуков, Р. С. Новые информационные технологии в научно-методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы / Р. С. Жуков // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 76-80.

  5. Тимошенков, В.В. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте / В. В. Тимошенков // Теория и практика физической культуры. 1993, №1.

  6. Фураев, А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений / А. Н. Фураев // Теория и практика физической культуры, 1996, № 11.

  7. Якобашвили В.А.. Комплекс технических средств для управления тренировочным процессом / В. А. Якобашвили // Теория и практика физической культуры. 1993, № 9-10.

  8. http://www.dissercat.com/content/problemy-innovatsionnogo-obucheniya-fizike-v-sisteme-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya#ixzz3Q0BFOVzl

  9. http://www.dissercat.com/content/upravlenie-sferoi-fizicheskaya-kultura-i-sport-s-primeneniem-informatsionnykh-tekhnologii-na#ixzz3Q0HHGmLw

  10. http://www.slidweshare.net/

  11. http://www.ussa.edu/

  12. www.thesportsdigest.com

Просмотров работы: 17276