Информационная среда представляет собой целостную интеграцию, включающую в себя инвариантные компоненты, обеспечивающие коммуникацию и информатизацию учебно-воспитательного и социально-культурного процесса; управление образовательным и социально-культурным процессом; управление контингентом обучаемых; управление кадрами и ресурсами.
Необходимо выделить две основные составляющие информационной образовательной среды учреждений военного образования– технологическую и педагогическую. Технологическая составляющая является инструментом формирования информационной и социально-культурной образовательных сред на современном уровне (оснащение учреждений военного образования Интернетом и современными средствами информатизации: компьютерные классы, мультимедиа установки, цифровые и робототехнические лаборатории, интерактивное оборудование и т. д.), настройка параметров доступа в Интернет и техническое сопровождение каналов связи, построение локальных сетей учреждения образования или учреждения культуры и т. д. Педагогическая составляющая – второй важный компонент информационной образовательной среды. Она предполагает педагогическую направленность внедрения информационно-коммуникативных технологий.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществляется на всех уровнях организации педагогического процесса учреждений образования: управленческом, организационном, научно-методическом, предметно-содержательном, информационно-коммуникационном, техническом и субъектном.
Управленческий уровень определяет иерархию элементов среды, роли субъектов, правила функционирования системы. На организационном уровне устанавливаются порядок первичного документирования событий и правила документооборота в системе, способы обработки и анализа. Научно-методический уровень предполагает выбор наиболее эффективных форм и методов организации воспитательного и образовательного процессов, анализ и учет результатов их применения, организацию тиражирования передового опыта, повышение квалификации. На предметно-содержательном уровне определяются и концептуально обосновываются стратегические направления учебной, внеаудиторной, и административной деятельности учреждения культуры и образования, его сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. Информационно-коммуникационный уровень определяет схему информационных потоков педагогической среды, типы связей, порядок коммуникации с внешней средой. На техническом уровне определяется состав материально-технической базы, которая обеспечивает функционирование всех элементов системы в заданном режиме в соответствии с установленным регламентом. Субъектный уровень представлен основными потребителями цифровой информации потребителями образовательных и социально-культурных услуг.
Информационная среда учреждения военного образования не может пониматься излишне технократически, поскольку, прежде всего, она направлена на создание организационных и методических условий информационного взаимодействия на основе компьютерных технологий, обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса посредством информационных технологий, отвечающих целям развития личности и адекватным современным социальным требованиям.
Информационно-образовательная среда учреждений военного образования предполагает:
– анализ и обобщение опыта учреждений военного образования в области научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в условиях информатизации;
– оптимизацию ресурсов, необходимых учреждениям военного образования для эффективного развития информационной инфраструктуры;
– обеспечение готовности преподавателей и обучаемых к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и самообразовании;
– апробацию и внедрение в учебный процесс учебно-методических комплексов нового поколения, основанных на информационных технологиях;
– разработку технологии использования Интернет-ресурсов и элементов дистанционного и инвертированного обучения в воспитательно-образовательном процессе;
– использование автоматизированных информационных систем управления учреждениями военного образования.
Развитие массмедийных технологий открыло новое магистральное направление деятельности образовательных учреждений, что позволяет:
– организовывать различного рода исследовательские проектные работы, творческую, или самостоятельную, прикладную практическую деятельность потребителей образовательных услуг;
– обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу аудитории из соответствующих локальных научно-методических центров;
– оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя таким образом их кругозор, повышая культурный уровень;
– формировать у партнеров коммуникативные навыки, культуру общения, что формирует качества лаконичности, толерантности и плюрализма, способности вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение партнера;
– развивать умения добывать информацию из разнообразных источников различных баз данных, обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать на сколь угодно дальние расстояния;
– способствовать культурному, гуманитарному развитию аудитории на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.
Креативная информационная среда должна не только предоставлять возможность каждому потребителю образовательных услуг развить исходный творческий потенциал, но и пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку.
Современная информационная среда учреждений образования ориентирована на проявление инициативы, творчества, инновационных подходов, что в целом способствует формированию поликультурной среды.
Литература:
1. Гладких В.В. Информационная культура личности как фактор успешной деятельности в современной образовательной среде // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы. Воронеж ИПЦ «Новая книга», 2011. С. 184-188.
2. Гладких В.В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза: монография. Воронеж: Изд-во ВАИУ, 2011. 112 C.
3. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Сб. науч. Тр. Культуроведческие аспекты языкового образования. М. «Еврошкола». 1998. С. 27-36.