ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Харченко В.А. 1, Замятина М.Р. 1
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие информационного общества открывает широкие перспективы для применения информационно-коммуникационных технологий в сфере профессионального образования и социально-культурной деятельности. Не случайно особое внимание уделяется информатизации педагогического процесса, а также созданию информационно-образовательной среды, трактуемой как системно организованная совокупность информационно-технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанного с человеком посредством интеграции информации, инновационных электронных носителей, компьютерных телекоммуникационных технологий. Информационная среда военного образовательного учреждения, с одной стороны, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, с другой – развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.

Информационная среда представляет собой целостную интеграцию, включающую в себя инвариантные компоненты, обеспечивающие коммуникацию и информатизацию учебно-воспитательного и социально-культурного процесса; управление образовательным и социально-культурным процессом; управление контингентом обучаемых; управление кадрами и ресурсами.

Необходимо выделить две основные составляющие информационной образовательной среды учреждений военного образования– технологическую и педагогическую. Технологическая составляющая является инструментом формирования информационной и социально-культурной образовательных сред на современном уровне (оснащение учреждений военного образования Интернетом и современными средствами информатизации: компьютерные классы, мультимедиа установки, цифровые и робототехнические лаборатории, интерактивное оборудование и т. д.), настройка параметров доступа в Интернет и техническое сопровождение каналов связи, построение локальных сетей учреждения образования или учреждения культуры и т. д. Педагогическая составляющая – второй важный компонент информационной образовательной среды. Она предполагает педагогическую направленность внедрения информационно-коммуникативных технологий.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществляется на всех уровнях организации педагогического процесса учреждений образования: управленческом, организационном, научно-методическом, предметно-содержательном, информационно-коммуникационном, техническом и субъектном.

Управленческий уровень определяет иерархию элементов среды, роли субъектов, правила функционирования системы. На организационном уровне устанавливаются порядок первичного документирования событий и правила документооборота в системе, способы обработки и анализа. Научно-методический уровень предполагает выбор наиболее эффективных форм и методов организации воспитательного и образовательного процессов, анализ и учет результатов их применения, организацию тиражирования передового опыта, повышение квалификации. На предметно-содержательном уровне определяются и концептуально обосновываются стратегические направления учебной, внеаудиторной, и административной деятельности учреждения культуры и образования, его сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. Информационно-коммуникационный уровень определяет схему информационных потоков педагогической среды, типы связей, порядок коммуникации с внешней средой. На техническом уровне определяется состав материально-технической базы, которая обеспечивает функционирование всех элементов системы в заданном режиме в соответствии с установленным регламентом. Субъектный уровень представлен основными потребителями цифровой информации потребителями образовательных и социально-культурных услуг.

Информационная среда учреждения военного образования не может пониматься излишне технократически, поскольку, прежде всего, она направлена на создание организационных и методических условий информационного взаимодействия на основе компьютерных технологий, обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса посредством информационных технологий, отвечающих целям развития личности и адекватным современным социальным требованиям.

Информационно-образовательная среда учреждений военного образования предполагает:

– анализ и обобщение опыта учреждений военного образования в области научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в условиях информатизации;

– оптимизацию ресурсов, необходимых учреждениям военного образования для эффективного развития информационной инфраструктуры;

– обеспечение готовности преподавателей и обучаемых к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и самообразовании;

– апробацию и внедрение в учебный процесс учебно-методических комплексов нового поколения, основанных на информационных технологиях;

– разработку технологии использования Интернет-ресурсов и элементов дистанционного и инвертированного обучения в воспитательно-образовательном процессе;

– использование автоматизированных информационных систем управления учреждениями военного образования.

Развитие массмедийных технологий открыло новое магистральное направление деятельности образовательных учреждений, что позволяет:

– организовывать различного рода исследовательские проектные работы, творческую, или самостоятельную, прикладную практическую деятельность потребителей образовательных услуг;

– обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу аудитории из соответствующих локальных научно-методических центров;

– оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя таким образом их кругозор, повышая культурный уровень;

– формировать у партнеров коммуникативные навыки, культуру общения, что формирует качества лаконичности, толерантности и плюрализма, способности вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение партнера;

– развивать умения добывать информацию из разнообразных источников различных баз данных, обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать на сколь угодно дальние расстояния;

– способствовать культурному, гуманитарному развитию аудитории на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

Креативная информационная среда должна не только предоставлять возможность каждому потребителю образовательных услуг развить исходный творческий потенциал, но и пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку.

Современная информационная среда учреждений образования ориентирована на проявление инициативы, творчества, инновационных подходов, что в целом способствует формированию поликультурной среды.

Литература:

1. Гладких В.В. Информационная культура личности как фактор успешной деятельности в современной образовательной среде // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы. Воронеж ИПЦ «Новая книга», 2011. С. 184-188.

2. Гладких В.В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза: монография. Воронеж: Изд-во ВАИУ, 2011. 112 C.

3. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Сб. науч. Тр. Культуроведческие аспекты языкового образования. М. «Еврошкола». 1998. С. 27-36.

Просмотров работы: 2456