ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная реабилитация – это деятельность специальных учреждений, организующих комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных и утраченных индивидом общественных связей и отношений. Одним из направлений повышения эффективности данного процесса, выступает его технологизация.

Технология (социальная технология) — определенный способ осуществления деятельности, связанный с ее расчленением на отдельные операции (действия), соблюдением их определенной последовательности, выбором наиболее рациональных способов(методов) их выполнения [1].

Из всего операционного и инструментального разнообразия социальной реабилитации детей-инвалидов, Е.Е. Белан выделяет следующие:

1) программно-целевую технологию;

2) коммуникативную технологию;

3) релаксационную технологию;

4) тренинговую технологию;

5) патронажную технологию [4].

Программно-целевая технология получила широкое распространение в системе управления социальной реабилитацией. Характерными особенностями целевых программ являются: 1) триединая направленность деятельности — на ребенка-инвалида, его семейное окружение и окружающих его сверстников; 2) наличие разработанного и апробированного комплекса подпрограмм, позволяющих в работе с ребенком-инвалидом и его семейным окружением полнее учитывать их индивидуальные особенности и проблемы; 3) взаимодействие специалистов разного профиля в общем процессе социального возрождения ребенка-инвалида и восстановления его социальных связей; 4) ориентация программа расширение реабилитационного пространства [1].

Существенную помощь сотрудникам реабилитационного учреждения оказывают технологии установления контакта, которые позволяют установить с ребенком-инвалидом контакт, на основе которого в дальнейшем может развиваться более полноценное общение с ним.

Заметим, что дети-инвалиды особенно устают от непрерывного пребывания на людях, уединение для них чрезвычайно важно — они сбрасывают психологическую перегрузку, осмысливают новое течение своей жизни, фантазируют. Поэтому важно создать уютные уголки, где можно побыть одному.

Обеспечение подобных условий — основная цель использования релаксационной технологии. Особенно важны первые шаги специалиста, занимающегося социальной реабилитацией детей-инвалидов. Если организуется взаимодействие ребенка-инвалида с группой здоровых сверстников, то очень желательно, чтобы вхождение его в эту группу осуществлялось в обстановке покоя, без суеты, излишнего возбуждения. Это условие является очень важным, даже если эта группа существует недолго, все равно она уже представляет собой определенное контактное объединение детей, в котором складываются некие правила общежития и взаимодействия. При взаимодействии необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку-инвалиду успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые, окружающие его, условия, выбрать линию поведения [5].

Как показывает практика, значительный эффектв социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов оказывает технология социального тренинга [2]. Так, например, коммуникативный тренинг должен быть ориентирован на развитие коммуникативной культуры личности детей-инвалидов и окружающих его здоровых сверстников, как активных участников культурного общения; повышать коммуникативную компетентность ребенка-инвалида, способствуя тем самым его социальной адаптации и реабилитации; стимулировать самосознание и формирование умения терпимо воспринимать информацию о себе от других; развивать умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих самовыражению.

Коммуникативный тренинг способствует формированию толерантного отношения к себе и другим, укреплению позитивных межличностных связей в детском коллективе, развивает способность «прислушиваться» к своим потребностям, формулировать жизненные цели [2].

Еще одна важная и сравнительно распространенная технология социальной реабилитации детей-инвалидов и их семей — технология социальногопатроната. Социальный патронат — это система взаимоотношений социальной службы с семьей ребенка-инвалида, как с клиентом ,попавшим в особо трудную или опасную жизненную ситуацию [4].

Отметим, что социальная реабилитация детей-инвалидов имеет как общие черты с реабилитацией людей других возрастных групп, так и особенности. Важно помнить, что любая реабилитационная деятельность начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, обработки анализа и систематизации информации о больном ребенке, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

Социальная реабилитация обладает значительно большим спектром возможностей, что обусловлено многообразием сфер культуры – искусство, наука, образование, спорт, религия и др., которые в зависимости от задач могут выступать средствами культуры, а также являться основанием для классификации основных направлений социальной реабилитации детей-инвалидов [3].

Безусловно, одним из доминирующих и развивающихся направлений социальной реабилитации детей-инвалидов является область деятельности, основанная на различных видах искусств. Она может включать в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства: создание, хранение, воспроизведение, восприятие. Это направление важно для нас так же еще и потому, что использование этих терапевтических технологий не только благоприятно влияет на самого ребенка, с ограниченными возможностями, но и на окружающих его сверстников, создавая при взаимодействии, атмосферу дружелюбия, формируя чувство толерантности и эмпатии [1].

В соответствии с видами искусства выделим несколько основных направлений.

Музыкальное – предполагает осуществление реабилитации через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение (сольное, ансамблевое, хоровое), игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки. Реабилитационное воздействие музыки состоит в способности поддерживать или изменять по необходимости эмоциональное состояние ребенка-инвалида, реализовывать свои способности, объединять людей общим делом, максимально быстро восстанавливать коммуникативные навыки, а также избавляться от стресса и депрессии.

Литературное (библиотерапия) – предполагает два пути: 1) совместное чтение литературных произведений в целях нормализации или оптимизации эмоционального состояния детей-инвалидов, а также расширения их кругозора; 2) сочинение произведений с последующим их прочтением для аудитории. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.

Хореографическое (танцевально-двигательная терапия) – предполагает осуществление реабилитации через движение и танец, что способствует интеграции эмоционального и физического состояния личности, побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность тела.

Изобразительное (арт-терапия) – предполагает осуществление реабилитации через создание зрительных образов с помощью изобразительных средств. Данное направление способствует отражению, воспроизведению зрительно воспринимаемой реальности или созданию новой реальности в различных видах изобразительной деятельности: скульптура, живопись, графика, фотоискусство, дизайн и др.

Экранно-сценическое (например, куклотерапия), состоящее из двух ветвей – театральное и искусство кино, предполагает осуществление реабилитации через театральную деятельность и киноискусство.

Данное направление основано на синтезеискусств (музыка, живопись, литература, хореография и др.). Активная театральная деятельность детей-инвалидов включает в себя участие в кукольных спектаклях, небольших постановках, сценках, благодаря чему ребенок-инвалид примеряет на себя новый образ, смягчаются барьеры общения, происходит самореализация.

Декоративно-прикладное – предполагает осуществление реабилитации детей-инвалидов через создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение, служащих для оформления быта и интерьера.

Праздничное – предполагает осуществление реабилитации через проведение совместных праздников, вечеров отдыха, посвященных различным датам как личного, так и общественного характера. Как и в театральном, в праздничном направлении могут сочетаться различные виды искусств. Также важно, что при проведении праздников человек чаще всего находится в приподнятом настроении, что, безусловно, улучшает эмоциональное состояние детей-инвалидов и их окружение и способствует общению [5].

Наиболее распространенная и успешная технология социальной реабилитации детей-инвалидов – это игротерапия, применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер (игры с предметами) или межличностный характер (игры с людьми).

Игра для ребенка-инвалида - это своеобразное бегство из обыденного мира, где господствуют насилие, жесткая регламентация поведения, тяжелый труд и гнет установленных моральных ценностей. Однако наряду с этим игра возвращает и труд, и любовь, и власть, и справедливость, и познание, но только в какой-то иной, более возвышенной форме.

При игротерапии в групповой форме, цель ее состоит в преодолении препятствий межличностных отношений, достижении адекватной адаптации и социализации. Для правильного выбора тематики игр и игровых упражнений. Необходимо лучше изучить темперамент ребенка, особенности его воспитания, показатели его физического развития [5].

При организации реабилитационного взаимодействия, задания должны подбираться таким образом, чтобы они были интересны здоровым детям и в то же время доступны для понимания их сверстникам с ограниченными интеллектуальными и двигательными возможностям.

Литература

  1. Валеев, Н.В. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Валеев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Инфа-М, 2013. – 320 с.

  2. Зверева, Н.А. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями / Н.А. Зверева. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.

  3. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов / Ф.А. Мустаева. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.

  4. Руденко, А.М. Социальная реабилитация: учебное пособие/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация, 2012. – 320.

  5. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.

Просмотров работы: 4931