ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сказкотерапия – это форма познания и лечения души. В сказкотерапии используются терапевтические сказки - истории, рассказывающие о проблемах, переживаниях, с которыми сталкивается ребенок - инвалид.

Актуальность данной работы состоит в том, что сказкотерапия направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Проблема использования сказкотерапии изучается многими авторами. Например, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева рассматривает влияние сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу ребенка-инвалида, возникшие у него эмоциональные проблемы, развитие его личности, формирование созидательной системы ценностей [3].

Исследователи И.И Гришина и А.М. Дальхеева рассматривают влияние сказкотерапии на формирование самодостаточной личности в детском возрасте. При знакомстве со сказкой ребенок попадает в виртуальный мир, который не соприкасается с действительностью. Мир сказок, по их мнению, наполнен разнообразными событиями и ситуаниями, и когда ребенок сталкивается с подобными ситуациями в жизни, он способен найти решение возникшей проблемы. Сказка формирует у ребенка способность самостоятельно принимать решения [1].

Технология социальной адаптации является одной из основных технологий социальной работы, так как на ней построена почти вся деятельность по отработке у клиента навыков противостояния негативному воздействию окружающей среды.

Термин "адаптация" встречается в психологии, социологии, медицине и везде подразумевает активизацию адаптивного потенциала человека в связи с неблагоприятным воздействием каких-либо внешних факторов.

Применительно к социальной работе термин "социальная адаптация" в большей степени имеет психосоциальное значение и, самое главное, вбирает в себя аспекты, связанные как с безусловной самоактивизацией индивида, так и с привлечением к этому процессу комплекса мероприятий социально-экономического, социокультурного, психолого-педагогического и медико-социального характера [1].

В самом простейшем понимании социальная адаптация - процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации.

В контексте технологизации социальной работы необходимо рассматривать этот процесс как:

во-первых, структурно и процессуально организованный,

во-вторых, как процесс преимущественно активного приспособления.

Он предусматривает овладение ролями (нормативными моделями поведения), а также конкретными навыками социального взаимодействия в какой-либо среде.

Повышение степени адаптированности индивида, в нашем случае, ребенка с ограниченными возможностями, приводит к более уверенному противодействию различным негативным влияниям и росту возможностей самореализации. В любом случае, главным субъектом социальной адаптации выступает сам индивид.

Воздействие на общение означает как изменения в коммуникативном пространстве (появление новых партнеров, обновление смысловой тематики общения), так и воздействие на коммуникативные способности индивида (например, в случае нарушений речи), что позволит клиенту самостоятельно развивать и обновлять каналы коммуникации.

Неоценима роль центров социальной адаптации в овладение инвалидом трудовыми навыками приводит к активизации его адаптивных механизмов и росту независимости от внешней среды. Эта технология является в своем роде универсальной и всеобъемлющей, так как применяется по отношению ко всем социальным группам и влияет на все стороны жизнедеятельности индивидов.

Применение технологии социальной адаптации в работе с различными клиентами требует достоверных знаний об их социально-психологических особенностях, мотивации, ценностных ориентирах, физиологических возможностях.

Данная технология как никакая другая предусматривает применение адресного подхода с комплексной оценкой трудной жизненной ситуации клиента и учетом его индивидуальных психологических характеристик.

Применение этой технологии почти всегда означает использование всего комплекса средств внешней среды - окружения индивида, работы различных служб и т. п. - в деле достижения полноценного социального функционирования клиента в системе социальных связей и отношений.

Наиболее часто технология социальной адаптации посредством сказкотерапии применяется в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». И.В. Вачков утверждает, что сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи [2, с.15].

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [4, с.25].

Автор пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной» [4, с.57].

Сказкотерапия удачно используется и при организации социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Принимая участие в сказко-терапевтическом занятии, инвалид становится более подготовленным к различным жизненным ситуациям, обучается способам решения проблем. К приемам работы со сказкой относят анализ, рассказывание, переписывание, постановку, сочинение. При этом анализируются сказки. Метод применяется с целью осознания и интерпретации клиентом того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

Клиентам очень нравится постановка сказок с помощью кукол, что предполагает участие инвалида в проигрывании сказочного сюжета. Работа с куклой позволяет ему проявлять эмоции, корректировать свои движения и делать образ персонажа сказочного сюжета более выразительным. Не менее ценен и такой прием, как сочинение, которое предполагает «придумывание» сказки самим клиентом с использованием своей проблемной ситуации.

Структура занятий по сказкотерапии для инвалидов может быть разработана на основании схемы, предложенной Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Она включает вхождение в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграцию, резюмирование, выход из сказки. Занятие начинается с ритуала входа в сказку, его назначение состоит в обеспечении готовности участников к совместной работе, затем проводятся коллективные упражнения на сплочение группы и создание благоприятного эмоционального состояния инвалидов. Далее специалист проводит повторение предыдущего занятия по сказкотерапии, в ходе которого участники вспоминают выводы и делятся опытом применения полученных ими умений и навыков. Расширение социального опыта инвалидов достигается с помощью использования ведущим одного из приемов работы со сказкой. Закрепление социальных умений и навыков клиента достигается с помощью его личного участия в сказочном сюжете в качестве одного из героев [3, с.127].

Сказкотерапия - это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми. Этот метод идеально подходит для детской терапии.

Сказка, как и другие формы метафор, нейтральна. Она, с одной стороны, дает ее автору психологическую защиту, а с другой стороны – возникает возможность спроецировать, перенести на сказочную историю свои проблемы и потенциалы, раскрепоститься и раскрыть себя с новой стороны, и прожить эмоциональные состояния, которых не хватает в реальной жизни.

Как бы не возникали сказки, они все наполнены психологическим содержанием и производят на инвалида психологическое действие, поскольку в ходе развития сюжета сказки происходит трансформация: некто маленький и слабый в начале, к концу сказки превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного, а переживания, вызванные процессом создания и чтения сказок, максимально увеличивают возможность успешно двигаться к специфичным запланированным целям.

Виды сказок, которые можно использовать в работе с детьми-инвалидами:

1. Художественные сказки – это все литературное наследие наших предков, то, что мы, собственно, и привыкли называть сказками, мифами, легендами и т.д.

2. Дидактические сказки создают положительную мотивацию к учебному процессу, передают в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

3. Медитативные сказки – это сказки, способствующие процессу погружения, медитации. Для медитативных сказок важно отсутствие явного конфликта и отрицательных героев. Задачей является снятие напряжения невротических симптомов.

4. Психокоррекционные сказки. В них метафорически отражаются эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи. В качестве героя психокоррекционной сказки выступает близкий пациенту по опыту, возрасту, характеру, интересам и поведению персонаж.

И, в заключение, необходимо отметить, что уникальность этого метода в том, что клиент находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет клиенту выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он обращается к специалисту.

Литература:

  1. Башкирова Е.Н. Библиотерапия - продуктивный метод преодоления страхов у детей / Е. Н. Башкирова // Воспитание школьников.- 2011.- № 7.- С. 54-57.

  2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось - 89, 2007. - 144 с.

  3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

 

Просмотров работы: 1737