Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.
Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Существуют различные технологии социальной работы с детьми-инвалидами.
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии и аутизма.
В толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой инвалид определён как «человек, который полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни [1].
Согласно Декларации о правах инвалидов: инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [1].
В России официально принят термин «дети-инвалиды». Ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм [2]. Ограничение жизнедеятельности - отклонение от возрастной нормы жизнедеятельности ребенка вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, игровую и трудовую (с 14 лет) деятельность. Реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство. Известно, что музыка как физическое явление представляет собой в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов, восприятие которых условно разделяют на слуховой, биорезонансный и вибротактильный компоненты.
Анализ литературы и данные исследований свидетельствуют о том, что многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, в первую очередь обусловлено сложным механизмом акустической рецепции.
Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга. Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на эмоциональное состояние человека. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение и др.
Вибротактильный механизм действия музыки на организм человека основан на вибрациях, которые возникают во время музыкотерапевтического воздействия, воспринимаются тактильным анализатором, расположенными на поверхности кожи, через рецепторы давления, прикосновения и вибрации.Биорезонансный механизм действия музыки реализуется различными структурами организма при совпадении частоты акустического (звукового) сигнала с резонансной частотой органа, т.е. каждый орган нашего организма имеет определенную частоту колебаний и при воздействии звукового сигнала, имеющего другую частоту, происходит резонанс, который в свою очередь имеет некоторый лечебный эффект.
Опираясь на вышесказанное, можно говорить об эффективном использовании музыкотерапии в работе с инвалидами. Так как данная категория лиц помимо соматических заболеваний подвержена эмоциональным расстройствам, то, воздействуя на их эмоциональную сферу, можно в короткие сроки добиться улучшения как психологического, так и физического самочувствия.
В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкальной терапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. Появившиеся научные работы, связанные с изучением музыкальной терапии и показывающие эффективность и перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.
Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний, это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Музыкальная терапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Нам близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом [3, с.47].
Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:
помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.
Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Достоинствами музыкотерапии, как технологии социальной работы с детьми-инвалидами являются:1. Абсолютная безвредность; 2. Легкость и простота применения; 3. Возможность контроля; 4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать:
самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.
Итак, рассмотрим два вида музыкотерапии: музыкальная терапия с использованием инструментов и с использованием музыкальных произведений. Первый вид включает следующие этапы: диагностика; выбор группы инструментов, соответствующих проблеме ребенка; выбор того инструмента из данной группы, который предпочитает сам ребенок; прослушание музыкальных фрагментов в исполнении каждого их этих инструментов и предложить сделать выбор; определение перечня произведений где солируют инструменты выбранные ребенком; завершающий.
Музыкотерапия с использование музыкальных произведений включает в себя следующие этапы: диагностика; подбор произведения, подбор завершающего произведения.
С детьми-инвалидами может быть организована работа с использованием музыкальных произведений и музыкальных инструментов [20, с.75].
Музыкотерапия включает в себя музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания связанные с прошлым. Отмечено, что этот метод наиболее эффективен, если музыкальное оформление исполняет сам специалист, так как это способствует возникновению обстановки спонтанного взаимодействия, большей аутентичности, доверительности. Составление музыкальной программы требует определенной режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных.
Рекомендуется использовать музыкальные произведения классической музыки. Можно подобрать ряд произведений для слушания: Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт и другие виды музыки [3].
Технология проведения музыкальной терапии с использованием инструментов:
В первую очередь, специалисту, как психологу, так и социальному работнику, необходимо провести диагностику состояния ребенка, определить его эмоциональное состояние в соответствии, с которым будет подобрана музыкальная композиция.
После проведенной диагностики и установления проблем необходимо выбрать группу инструментов, соответствующих проблеме ребенка, уточнить далее, какому из нескольких инструментов отдать предпочтение. Сделать это можно следующими способами:
а) выбрать тот инструмент из данной группы, который предпочитает сам ребенок или подросток;
б) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении каждого их этих инструментов и предложить сделать выбор;
в) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении отдельных инструментов. Выбирается тот инструмент, который дает максимальную нормализацию.
Последний способ является наиболее точным, хотя и более трудоемким.
Сам музыкальный материал, его жанровая принадлежность выбирается на основе данных диагностики особенностей музыкального восприятия, с учетом личных предпочтений.
После определения перечня произведений подбираются те, где солируют или доминируют инструменты, которые были определены как ведущие в музыкальной терапии обследованного.
Прослушивание программы рекомендуется осуществлять в максимально комфортной позе (сидя или лежа) с использованием наушников либо обычным способом. В комнате необходима тишина.
Завершающий этап. На данном этапе произведения выбираются с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя то чувство или настроение, которое необходимо для оздоровления его душевного состояния [3].
Коррекция психоэмоционального состояния у детей с помощью активной музыкотерапии предполагает использование следующих методических приемов и подходов:
На сеансе музыкотерапии ребенку дают возможность выбрать ударные инструменты из разложенных на столе, позволяя ему трогать их и играть. Через импровизационное использование различных звуков и создаваемой музыки достигается коммуникативная связь.
Игра на барабане с другими в группе, с одновременным пением песни может нацелить на развитие двигательных и общественных способностей, с концентрацией на этих функциях.
Хорошо зарекомендовали себя уроки основ игры на гитаре, косвенно способствующие развитию навыков управления поведением. Кроме того, для создания и закрепления положительной мотивации уроки гитары могут быть использованы в качестве вознаграждения за хорошее поведение дома или в классе.
Существенно снижает уровень агрессивности боевая песня с движениями, которая должна быть исполнена вместе с группой, но без нанесения ударов другим членам группы.
Следует использовать любые музыкальные приемы, которые содержат межличностные контакты и взаимодействие, требуют умения общаться и слушать, требуют приспособления к групповой ситуации и ведут от чувства изоляции к появлению нормального социального опыта.
Раскрытию чувств детей-инвалидов, их внутреннего мира способствует исполнение песен, в особенности перед группой своих товарищей. Усиливает эффект прием зарисовок песен. Вообще, изображение песен и танцев на бумаге способствует развитию взаимопонимания с остальными членами группы.
Так же музыкотерапию можно проводить, не используя инструменты, а с помощью музыкальных произведений. Необходимо подобрать ряд произведений для слушания (Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт и другие виды музыки). Данный вид работы предполагает удлинение времени слушания музыки от 3-5 минут до 1- 1,5 часов. Продолжительность времени позволяет детям слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения.
Музыкальная терапия с использование музыкальных произведений включает в себя следующие этапы:
В первую очередь, специалисту, как психологу, так и социальному работнику, необходимо определить эмоциональное состояние клиента в соответствии, с которым будет подобранна первая музыкальная композиция.
На втором этапе осуществляется подбор следующего произведения, которое призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его.
На третьем этапе произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя то чувство или настроение, которое необходимо для оздоровления его душевного состояния.
Применение музыкальной терапии способствует самовыражению, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Данный музыкальный цикл может найти свое продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлагается нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства и т.д. [3].
В процессе метода музыкальной терапии в большинстве случаев достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение состояния ребенка.
Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки.
Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.
Во-вторых - умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительным эмоциональным настроем.
Также необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения. Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками.
Искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.
Исследования современных исследователей доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.
Таким образом, групповая музыкальная терапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкальная терапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы.
Итак, на основании вышесказанного, можно сделать следующий выводы:
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию.
Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Технология музыкальной терапии очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей-инвалидов по разным причинам.
Она не требует специального назначения врача, что позволяет проводить ее такими специалистами, как психологи, педагоги, социальные работники и т.д.
Технология музыкальной терапии в социальной работе с детьми-инвалидами актуальна т.к. она может использоваться в таких социальных службах как реабилитационные центры, стационары, дома-интернаты для детей-инвалидов.
Литература:
1. Горшунова Н.К. Медицинская и трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями. - Курск: Изд-во Курского гос. мед. ун-та 2006, 100 с.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. - 347 с.
3.Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. - М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.
4. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПб: Изд-во «Питер», 2004. - 316 с.