Рассматривая нравственные способности как индивидуально-психологические особенности сознания личности, позволяющие воспринимать моральные нормы и ценности, осуществлять правильный моральный выбор, устанавливать моральные взаимоотношения с другими людьми, автор подчеркивает, что их реализация возможна только при наличии у индивида нравственной активности и потребностей, стремления к выполнению моральных норм. Ценностные ориентации обеспечивают саморегуляцию деятельности человека, заключающуюся в его способности осознанно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности .
Центром нравственного сознания, согласно автору, являются нравственные убеждения, нравственные ценности, ценностные ориентации, содержанием – нравственные качества, нравственные способности, нравственные потребности и мотивы.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контролирующего фактора выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма обширное и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Следовательно, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в выбранной области деятельности. Описанные подходы к понятиям духовность и нравственность при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этих явлений.
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению проблемы духовно-нравственного воспитания, необходимо дать определение понятию «воспитание». В педагогическом смысле этот термин означает «целенаправленную содержательную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности ребёнка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей». Обращаясь к проблеме духовно-нравственного воспитания, важно подчеркнуть, что существует несколько подходов к еë осмыслению.
Мы придерживаемся точки зрения Т.И. Власовой, которая считает, что духовно-нравственное воспитание это «целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности». Т.И. Власова убеждена, что результат данного процесса отражается в «системе экзистенциальных ценностей», являющихся базой «для определённого понимания смысла жизни и нравственного развития» [1, с.112]. Большинство ученых полагают, что в качестве главного объекта духовно-нравственного воспитания выступает сознание ребёнка. Поэтому основной задачей педагога является научить воспитанников любить. Содержание духовно-нравственного воспитания отражает суть человеческого существования, отношение индивида к окружающей его среде, культуре и природе.
Цель духовного воспитания, по мнению И. А. Соловцовой убеждению автора, состоит в формировании человека, обладающего синтезом качеств гуманности. В определении содержания духовного воспитания И. А. Соловцова исходит из трактовки понятия воспитания как явления, процесса деятельности [3, с.22].
Авторы Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина, О.А. Зотова отмечают, что духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества [2, с.15].
Литература:
1.Власова, Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т.И. Власова // Педагогика. – 2008. - № 9. – С.25-33
2. Гринева Е.А., Давлетшина Л.Х., Зотова О.А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников : учебно-методическое пособие.- М.: Прометей, 2013.-77с.
3. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / И.А. Соловцова. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 159с.
4. Толковый словарь русского языка / Сост. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. -М: Просвещение, 1995. - 478с.