СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В толком словаре русского языка дается следующее определение понятия нравственность: «Нравственность-внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы;правила поведения, определяемые этими качествами» [4 , с.414]. Понятие «нравственность» трактуется как оценка личностью своих возможностей в связи с реализацией собственных желаний, что, в свою очередь, предполагает развитие «социального мышления» (К.А. Абульханова), умения предвидеть последствия своих действий, выбора приемлемых, с точки зрения нравственно-ценностных установок общества, целей и способов их достижения. В качестве основной нравственной характеристики человека называется его ответственность перед людьми. Нравственное сознание, согласно И.М. Ильичевой, является частью целостного сознания и отличается совокупностью черт: 1) способностью отражать объективную действительность под императивно-оценочным углом зрения; 2) способностью определенным образом относиться к отражаемым событиям, явлениям, поступкам и связанными с этим переживаниями человека, проявляющимися в различных нравственных чувствах; 3) способностью к самопознанию (рефлексивностью), итогом чего становится обоснование человеком своей моральной позиции; 4) способностью к целеполаганию, под которым подразумевается в морально-эстетическом аспекте свободный выбор субъектом своих действий на основе сравнительной оценки вариантов возможных целей; 5) способностью посредством языка обеспечивать коммуникацию людей, сохранять и передавать новым поколениям накопленный моральный опыт. Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие.

Рассматривая нравственные способности как индивидуально-психологические особенности сознания личности, позволяющие воспринимать моральные нормы и ценности, осуществлять правильный моральный выбор, устанавливать моральные взаимоотношения с другими людьми, автор подчеркивает, что их реализация возможна только при наличии у индивида нравственной активности и потребностей, стремления к выполнению моральных норм. Ценностные ориентации обеспечивают саморегуляцию деятельности человека, заключающуюся в его способности осознанно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности .

Центром нравственного сознания, согласно автору, являются нравственные убеждения, нравственные ценности, ценностные ориентации, содержанием – нравственные качества, нравственные способности, нравственные потребности и мотивы.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контролирующего фактора выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма обширное и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Следовательно, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в выбранной области деятельности. Описанные подходы к понятиям духовность и нравственность при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этих явлений.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению проблемы духовно-нравственного воспитания, необходимо дать определение понятию «воспитание». В педагогическом смысле этот термин означает «целенаправленную содержательную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности ребёнка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей». Обращаясь к проблеме духовно-нравственного воспитания, важно подчеркнуть, что существует несколько подходов к еë осмыслению.

Мы придерживаемся точки зрения Т.И. Власовой, которая считает, что духовно-нравственное воспитание это «целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности». Т.И. Власова убеждена, что результат данного процесса отражается в «системе экзистенциальных ценностей», являющихся базой «для определённого понимания смысла жизни и нравственного развития» [1, с.112]. Большинство ученых полагают, что в качестве главного объекта духовно-нравственного воспитания выступает сознание ребёнка. Поэтому основной задачей педагога является научить воспитанников любить. Содержание духовно-нравственного воспитания отражает суть человеческого существования, отношение индивида к окружающей его среде, культуре и природе.

Цель духовного воспитания, по мнению И. А. Соловцовой убеждению автора, состоит в формировании человека, обладающего синтезом качеств гуманности. В определении содержания духовного воспитания И. А. Соловцова исходит из трактовки понятия воспитания как явления, процесса деятельности [3, с.22].

Авторы Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина, О.А. Зотова отмечают, что духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества [2, с.15].

Литература:

1.Власова, Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т.И. Власова // Педагогика. – 2008. - № 9. – С.25-33

2. Гринева Е.А., Давлетшина Л.Х., Зотова О.А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников : учебно-методическое пособие.- М.: Прометей, 2013.-77с.

3. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / И.А. Соловцова. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 159с.

4. Толковый словарь русского языка / Сост. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. -М: Просвещение, 1995. - 478с.

Просмотров работы: 2700