Слово "кризис", написанное по-китайски,
состоит из двух иероглифов: один означает "опасность",
другой - "благоприятная возможность".
Джон Фицджералд Кеннеди
Промышленные циклы возникли в начале ХIХ века. «Их конкретной причиной является перепроизводство товаров, то есть превышение производства товаров по сравнению со спросом на них. Они вытекают из законов рыночной экономики. Предприниматели экономят на расходах при производстве товара, не выплачивают полную стоимость рабочей силы. В результате спрос на товары отстает от предложения товаров, возникает их перепроизводство. И как следствие различные экономические явления на рынке: закрытие предприятий, сокращение производства и т.д. Промышленные циклы происходят в целом однотипно, включают четыре фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем».1
«Экономический кризис – окончание фазы подъёма и начало фазы сокращения; исходная фаза экономического цикла».2
Кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность управления и риск. При этом возможно отдаление кризиса, его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного экономического спада в другой, выход из кризиса, который не исключает его из настоящего и будущего экономики. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики может рождать кризисные ситуации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что экономика всё время функционирует циклично и сейчас Россия переживает определённый, закономерный этап в своём развитии, который необходимо исследовать для того, чтобы избежать возможных кризисных последствий.
Методологической и теоретической основой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых, внесших вклад в исследование проблем, касающихся экономических кризисов. Объектом исследования являются экономические кризисы. Предмет исследования – особенности кризисов в экономике России, порождаемые ими последствия. Цель работы - детальное изучение структуры кризиса, его характерных особенностей и проявлений в экономике России.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
1) Описание взглядов представителей различных школ к понятию экономического кризиса;
2) Определение понятия кризиса, классификация, причины возникновения данного явления;
3) Выявление особенностей кризисных явлений в экономике России;
4) Исследование динамики кризисных процессов в современной российской экономике, сопоставление основных макроэкономических показателей в период 1998-2012 гг.;
5) Рассмотрение основных способов регулирования кризисных процессов и перспектив развития антикризисного регулирования.
Взгляды представителей различных школ к понятию экономического кризиса. Среди экономистов до сих пор не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Дело в том, что воздействие на возникающие кризисы производства одних и тех же факторов в разные периоды весьма различно, и к тому же проявление их в отдельных государствах имеет свои особенности.
«Если философов проблема цикличности интересовала на протяжении многих сотен лет, то экономисты обратили на неё внимание сравнительно недавно, в начале 19 в. Именно тогда в работах Ж.Сисмонди (1773-1842), К. Родбертуса – Ягецова (1805-1875) и Т.Мальтуса ( 1773-1834) появились исследования кризисных и циклических явлений в экономике».3
Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. П. Самуэльсон, например, в качестве наиболее известных теорий в своей книге «Экономика» отмечает следующие: -денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжатием) банковского кредита (Хотури и др.); - теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен); - психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Беджгот).
Подходы к рассмотрению кризисных явлений в рамках различных экономических направлений довольно разнообразны. «Объективному исследованию экономической сути кризисов посвящены работы К.Маркса, М.И. Туган-Барановского, Дж.Дейнса, Шпитгофа и многих других выдающихся экономистов. Все они приходят к выводу о том, что экономические кризисы, не только неизбежны, но вытекают из внутреннего содержания рыночной экономики».4 К.Маркс первым в экономической науке объективно исследовал это явление, установил причины кризисов, обосновал причины периодичности циклов, определил фазы цикла. Он доказывал, что источником кризисов в общественном развитии является экономика, основанная на частной собственности и влияющая таким образом на структуру и столкновения интересов. По Марксу, главной причиной кризисов является основное противоречие капитализма, которое заключается в несоответствии между общественным характером воспроизводства (объективно обусловленным общественным разделением труда) и частной формой присвоения производимого в обществе продукта. «Дж. М.Кейнс писал о том, что в экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который он определил как внезапную и резкую, как правило, смену повышательной тенденции понижательной, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности».5
Основателем российской научной школы в сфере кризисов является М. И. Туган-Барановский (1865–1916). В 1894 г. он успешно защитил в Московском университете магистерскую диссертацию о промышленных кризисах, которую опубликовал в том же году. В доработанном виде, с изложениями общей теории кризисов книга была опубликована в 1914 г. и переиздана только в 1997 г. По его мнению, причина экономических кризисов состоит в превышении производства средств производства над производством предметов потребления.
В итоге, можно говорить о том, что среди экономистов, которые признают цикличность, нет единства относительно природы этого сложного явления.
Классификация и периодичность кризисов. Кризисы различны по своим причинам, последствиям, а также по самой своей сути. Их классификация тесно связана с многообразием средств и способов управления ими. При условии понимания характера данного явления, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания. Но прежде чем рассматривать классификацию кризисов, следует рассмотреть причины их возникновения, ведь они лежат в основе некоторых критериев классификации.
«Причины кризисных явлений могут делиться на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата…».6 Также причины рассматриваемого явления могут подразделяться на внешние и внутренние. Внешние тесно связаны с действием макро- или внешнеэкономических факторов, внутренние – с внутренними факторами, со стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом. Критерии классификации кризиса могут оцениваться и как его черты, помогающие определить выбор антикризисного управления процессом.
Таблица 1
Классификация кризисов
Критерий классификации |
Виды кризисов |
1.Уровни экономики и масштабы действия кризиса |
- микрокризисы; - мезо-; - макро-; - международные. |
2.Время продолжительности |
- кратковременные (малые); - затяжные. |
3.Причины возникновения |
- случайные; - циклические. |
4.Причины появления и развития кризиса |
- экзогенные, зависящие от внешних процессов, происходящих вне организации; - эндогенные, процессы, происходящие внутри организации. |
5.Агрегированное состояние организации |
- потенциальный (возможный), может быть на стадии создания организации; - латентный (скрытый), не заметный на стадии роста организации, когда продукция предприятия пользуется спросом; - острый, преодолимый кризис, характерен для стадии зрелости (стабилизации), когда фирма стремиться к инновациям; - острый, непреодолимый кризис развивается в фирме, неспособной к модернизации. |
6.Регулярность нарушения равновесия в экономике |
- периодические кризисы; - промежуточные; - нерегулярные кризисы; - аграрный кризис; - структурный кризис. |
7.Характер нарушения пропорций воспроизводства |
- кризис перепроизводства - выпуск излишнего количества товаров; - кризис недопроизводства - острая нехватка товаров. |
8.Возможность преодоления |
- преодолимые с помощью внутренних сил; - преодолимые с внешней помощью или под внешним воздействием; - непреодолимые. |
9. Масштабы нарушения равновесия в хозяйственных системах |
- общие; - отдельные (или единичные); - локальные (или групповые, охватывающие лишь часть или группу). |
10. Сила воздействия на экономику |
- болезненные; - разрушительные; - катастрофические. |
«Экономический цикл, или деловой цикл – процесс прохождения рыночной экономики от одной фазы до следующей такой же, например, от кризиса до кризиса».7
В общем виде, экономический цикл можно представить следующим образом:
Таблица 2
Стадии экономического цикла
Стадия кризиса |
Возможные характеристики стадии |
Экспансия |
- замедление темпов потребления. Снижение цен на потребительские товары; - эффект Риккардо: работников заменяют капитальным оборудованием; - рост в цене капитальных благ (благодаря увеличению спроса на них, эффекту Риккардо и снижению процентной ставки). |
Бум |
- рост ставки заработной платы; - рост производства капитальных благ; - подъем и бум фондового рынка. Рост спекуляции. |
Кризис |
- происходит устойчивое удлинение производственной структуры; - цены потребительских благ растут относительно быстрее, чем ставки заработной платы; - реальные ставки заработной платы снижаются. Эффект Риккардо: капитальное оборудование заменяется трудом людей. |
Депрессия |
- сектор капитальных благ несёт тяжёлые убытки, спрос ослабляет эффект Риккардо и издержки растут. Растут ставка % и заработная плата; - растёт число банковских дефолтов; - происходит снижение реального национального дохода и реальных ставок заработной платы. |
Восстановление |
после завершения коррекции увеличение добровольных сбережений может вызвать восстановление, либо снова начнётся кредитная экспансия. |
Многие учёные выделяют краткосрочные (3-4 года) циклы Китчина, которые довольно чётко проявляются в обновлении моделей машин, движении товарных запасов, показателей торговли. «Их выделил американский экономист и статистик Джозеф Китчин (1861 – 1932), предполагая, что продолжительность таких циклов составляет около двух-четырёх лет и объясняется колебаниями в объёме товарно-материальных запасов ( имеются ввиду инвестиции в товарно-материальные запасы)».8
Наиболее изученными на сегодняшний день считаются среднесрочные экономические циклы, основой для которых является постоянная смена поколений техники. Среднесрочные циклы Жугляра названы по имени французского экономиста Клемента Жугляра (1819–1908). Он впервые использовал временные ряды цен, процентных ставок и резервов ЦБ для анализа циклов, помимо этого, он одним из первых выделил 3 фазы в экономическом цикле: «подъем», «взрыв», «ликвидация».
В последние полвека подробнее стали изучены долгосрочные циклы, среди которых можно выделить циклы Кондратьева - «…полувековые большие циклы конъюнктуры, связанные с волнами базисных инноваций, обновлением пассивной части основных фондов, формированием новых отраслей».9 Они продолжаются в среднем 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет) и состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста.
«Существует определенная связь между длинными циклами Кондратьева и среднесрочными циклами Жугляра. Такая связь была замечена еще самим Кондратьевым. В настоящее время высказывается мнение, что относительная правильность чередования повышательных и понижательных фаз Кондратьевских волн (каждая фаза 20-30 лет) определяется характером группы близлежащих среднесрочных циклов. Во время повышательной фазы Кондратьевской волны быстрое расширение экономики неизбежно приводит общество к необходимости изменения. Но возможности изменения общества отстают от требований экономики, поэтому развитие переходит в понижательную фазу, в течение которой кризисно-депрессивные явления и трудности заставляют перестраивать экономические и иные отношения».10
Все виды циклов оказывают друг на друга сильное воздействие и поэтому экономику можно представить в виде пирамиды, образующей надсистемы и подсистемы экономики. При этом фазы цикла, в том числе и кризисы, отличаются своеобразием, которое отражается в классификации кризисных явлений.
Особенности кризисных явлений в российской экономике. Российская экономика представляет собой каркас, с одной стороны, соединяющий производство, распределение, обращение и потребление в рамках одного процесса, с другой стороны, обеспечивающий сбалансированность производства, доходов и конечного спроса. Её жизнеспособность во многом определяется качеством системы воспроизводства.
«Именно здесь, в системе воспроизводства, в 90-е годы сложились гигантские структурные дисбалансы, обусловившие общие тенденции экономического развития в последнее десятилетие. Усиление этих дисбалансов увенчалось финансовым кризисом 1998 г. В посткризисный период (1999-2000 гг.) система воспроизводства претерпела значительные изменения, неоднозначные с точки зрения перспектив».11
Если проанализировать статистические данные, то можно увидеть, что в СССР спад производства начался уже в 1990-1991 г, несмотря на то, что в научном понимании кризиса на тот момент ещё не было. Одним из проявлений спада стало снижение скорости обращения денег в экономике.
Кризис 1998 г. имел следующие особенности, обуславливающие ход его развития: «…в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых».12
«Кризис 1998г был порождён внутренними причинами – слабостью власти, не способной проводить ответственную макроэкономическую (прежде всего бюджетную) политику».13 Он был одним из самых трудных для преодоления в истории России, так как его основными причинами были:
Обвал азиатских экономик, вызвавший долги по ГКО.
Возникновение огромных государственных долгов и отсутствие у Правительства Российской Федерации средств, необходимых для их выплаты.
Падение цен на нефть и другие сырьевые товары, пирамида ГКО (Государственных Краткосрочных Обязательств), которая давала доходность по инвестициям 40%.
Меры, принимаемые государством, не оправдали возлагаемых на них ожиданий. В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными. Темпы инфляции уменьшились, но это не повлекло за собой возникновение рыночных импульсов, способных запустить процесс модернизации экономики. Потребители понимали всю нестабильность ситуации и поэтому воздерживались от инвестиций в основной капитал.
Объявленный Правительством РФ 17 августа 1998 г. технический дефолт - стал внешним проявлением данной кризисной ситуации.
Кризис 1998 г. имел неоднозначные последствия для развития сектора экономики. Он привёл к разорению многих предприятий и банков, к снижению уровня жизни граждан. Помимо этого упало доверие иностранных инвесторов к банкам России, а также к её национальной валюте, что привело к снижению курс рубля. Однако бюджетная дисциплина значительно усилилась. Дефолт также позволил российской промышленности набрать большую силу, отгородив её от импорта и увеличив экспорт.
Рост экономики после финансового кризиса 1998 г. начался с 1999г. В период, предшествующий кризису 2008-2009 гг., в России наблюдался значительный подъём экономики. За 10 лет ВВП России вырос больше чем на 90%, среднегодовой темп прироста на 7% стал выше.
«В августе-сентябре 2008 г., как и десять лет назад, Россия столкнулась с резким ухудшением ситуации в финансовом секторе: фондовый рынок падал рекордными темпами, Банк России стал терять резервы, курс рубля, укреплявшийся на протяжении предыдущих шести лет, снова оказался неустойчивым, положение российских банков стало вызывать опасение не только у профессиональных инвесторов, но и у простых вкладчиков».14
Российская политическая элита на протяжении 8 лет перед кризисом 2008 г. готовилась к кризису образца 1998 г., стремясь не повторять ошибок прошлого. В какой - то мере это удалось, но ситуация оказалась иной. Россия за последние 100 лет сталкивается с мировым кризисом как частью глобальной финансовой и экономической системы, поэтому можно говорить о том, что она постепенно становится страной с рыночной экономикой.
«Среди основных источников кризиса 2008 г. можно выделить: начало глобального замедления экономического роста, падение цен на нефть и другие товары российского экспорта, возникновение дефицита платёжного баланса и усиление тем самым зависимости страны от притока иностранных инвестиций».15
Данный кризис выходит за рамки обыкновенного циклического и имеет несколько важных особенностей:
1) Начавшийся в условиях глобализации, этот кризис носил беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивавшиеся в последнее десятилетие страны и регионы».16
Так как происходил перевод экономики на инновационный путь развития и важность инноваций возрастала, кризис носил инновационный характер.
Он предполагал обновление технологической базы мировой экономики, поскольку был структурным.
Наблюдалось сохранение высокого дефицита федерального бюджета, породившее пирамиду ГКО, падение цен на нефть, до самых низких за десятилетие.
Кризис 2008 г. не был неожиданностью. В начале года были неустойчивы два фактора: наличие дешёвых денег на мировых финансовых рынках и высокие цены на энергоресурсы. Помимо этого на состояние экономики повлияли: падение цен на товары российского экспорта (в частности, на нефть), замедление глобального экономического развития, а также нарастающая внешняя задолженность российских компаний и их неспособность расплатиться без помощи государства.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что причины кризисов 1998 и 2008 гг. различны. Первый кризис в большей мере был вызван внутренними особенностями развития страны, второй – зависимостью экономики России от конъюнктурных колебаний мирового рынка (внешние причины).
Динамика кризисных процессов в современной российской экономике. Экономическая динамика, наблюдаемая в экономике за последнее десятилетие, а особенно кризисы 1997-1998 гг., и 2007-2008 гг., заставляют задуматься о проведении параллелей между ними. Предметом сравнения этих кризисов может быть оценка тенденций, причин, антикризисной политики государства, а также макроэкономических показателей.
Рассмотрим динамику макроэкономических показателей (таблица 3). Мы выделили основные и остановимся подробнее только на них.
Таблица 3
Динамика основных макроэкономических показателей (1997 – 2012 гг.)
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
1. Номинальный ВВП (млрд.руб.) |
2675 |
2628 |
4832,2 |
7305,6 |
8943,6 |
10819,2 |
13208,2 |
17027,2 |
21609,8 |
26917,2 |
33247,5 |
41276,8 |
38807,2 |
46308,5 |
55799,6 |
62599 |
2. Оъем промышленной продукции (% к пред. году) |
92 |
70 |
108,9 |
108,7 |
102,9 |
103,1 |
108,9 |
108,0 |
105,1 |
106,3 |
106,8 |
106,8 |
90,7 |
107,3 |
105,0 |
103,4 |
3. Продукция сельского хозяйства (% к пред. году) |
110,2 |
98,3 |
104,1 |
107,7 |
107,5 |
101,5 |
101,3 |
103,0 |
102,3 |
103,6 |
103,4 |
110,8 |
101,4 |
88,7 |
123,0 |
95,2 |
4. Реально располагаемые доходы населения (% к пред. году) |
98,7 |
84,2 |
87,7 |
112,0 |
108,7 |
111,1 |
115,0 |
110,4 |
112,4 |
113,5 |
112,1 |
102,4 |
103,1 |
105,1 |
100,4 |
104,6 |
5. Индекс потребительских цен (% к пред. году) |
102,3 |
101,5 |
136,5 |
120,2 |
118,6 |
115,1 |
112,0 |
111,7 |
110,9 |
109,0 |
111,9 |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
106,1 |
106,6 |
6. Инвестиции в основной капитал (млрд.руб.) |
664,7 |
625,2 |
670,4 |
1165,2 |
1504,7 |
1762,4 |
2186,4 |
2865,0 |
3611,1 |
4730,0 |
6716,2 |
8781,6 |
7976,0 |
9152,1 |
11035,7 |
13255,5 |
Мы видим, что в 1998 г. наблюдается спад макроэкономических показателей, по сравнению с 1997 г. Это было вызвано финансовым кризисом, охватившим все сферы экономики.
После финансового кризиса 1998г. ВВП Росси начинает расти и уже в 2007г. становится больше почти на 95%. Этому в значительной мере способствовала благоприятная конъюнктура международных сырьевых рынков, а также экономическая политика начала 2000-х годов. Эта задача была оглашена в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г., однако в посткризисный 2009 г. ВВП падает на 6% по сравнению с 2008 г. В период, предшествующий кризису 2008-2009 гг., в России наблюдался значительный подъём экономики. За 10 лет ВВП России вырос более чем на 90%, среднегодовой темп прироста на 7% стал выше.
В настоящее время экономическая ситуация постепенно выравнивается, и мы наблюдаем средний рост темпа ВВП приблизительно 11 %.
Рассматривая производство промышленной продукции, мы наблюдаем, что её объем после 1999 г. начинает немного снижаться. Лишь в 2003 г. этот показатель достигает уровня 1998 г., и вплоть до 2012 г. наблюдается его спад. Объясняется это тем, что в последние десять лет, промышленное производство уходит на второй план, постепенно уступая место иностранной продукции. Возможно, одной из причин этого процесса становится устаревшее оборудование, которое надлежащим образом не обновляется.
Рассмотрим производство продукции сельского хозяйства. В начале 90-х годов в агропромышленном комплексе начинают развиваться негативные процессы, связанные с ухудшением финансового состояния и, как следствие, происходит уменьшение продукции, поэтому только начиная с 1999 г. идёт положительная динамика. В 2008 г. возникает её толчок в сторону понижения, а затем опять – положительная тенденция в 2010-2011 гг. Продукция сельского хозяйства на данный момент претерпевает спад с 2012 г.
Даже сегодня удельный вес господдержки практически не оказывает стимулирующего влияния на увеличение производства продукции и повышение её рентабельности.
Таким образом, анализ макроэкономических показателей подтверждает, что Российская экономика, в своём нынешнем состоянии характеризуется довольно противоречивыми тенденциями. Но всё - таки с 1999 по 2012 г. наблюдались значительные темпы экономического роста (кумулятивный экономический рост после кризиса 1998 г. превысил 68%).
Основные направления государственной антикризисной политики в России. Нестабильность экономики означает возможное возникновение периодов спадов, сопровождаемых падением объёмов производства и безработицей. Поэтому государство берёт на себя ответственность сглаживания циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращения циклических кризисов и такой массой безработицы, которая угрожала бы рыночному хозяйству и демократическому обществу.
Стабилизационная политика государства - это политика, направленная на смягчение динамики экономического цикла и восстановление равновесного объёма производства и занятости на прежнем уровне. Её целью является поддержание общего экономического равновесия.
«Суть антикризисной стратегии – выдвижение наиболее важных задач региона в области промышленной, ценовой политики, определение генеральных направлений повышения деловой активности на территории с использованием благоприятных внешних факторов и внутренних возможностей регионов».17
«Антикризисное управление представляет собой системное и постоянное осуществление мероприятий по:
а) анализу и оценке потенциальных кризисов;
б) разработке планов действий по предотвращению или преодолению этих кризисов;
в) подготовке персонала к выполнению антикризисных планов;
г) мониторингу внутренней и внешней среды на предмет выявления признаков кризисов;
д) в случае необходимости – задействованию и эффективному осуществлению планов антикризисных мероприятий;
е) нейтрализации последствий кризисов».18
Все используемые правительством регуляторы экономики можно отнести к способам прямого или косвенного влияния на экономическую сферу.
Метод прямого воздействия называется часто административным, поскольку он сводится к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. В качестве его инструментов, прежде всего, выступают законодательные и нормативные акты, которые предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные на предписаниях государства. Недостатком этого способа регулирования является то, что эти методы могут повлечь за собой нарушение естественного развития экономических процессов.
Одним из наиболее значимых способов государственного управления кризисными ситуациями в рамках прямого воздействия является нормативно-законодательная деятельность. К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, в настоящее время следует отнести:
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Ч. 1, от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ, от 2 июля 2002г. № 95 – ФЗ.
Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 40 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Федеральный закон от 1 декабря 2007г. № 315 – ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006г. № 301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций оборонно – промышленного комплекса.19
Метод косвенного воздействия иначе называется экономическим. Его суть состоит в том, что государство воздействует на интересы субъектов экономики, стимулируя определённые действия. «Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъектов рыночной экономики, не создавая никому каких-либо преимуществ в конкурентной борьбе. К ним относится регулирование через кредитно- денежную и бюджетную системы (изменения учетной ставки процента, уровней налогообложения, размеров эмиссии, преодоление бюджетного дефицита)»20 Недостатком косвенных методов является временной лаг – промежуток времени, возникающий между моментом принятия мер и реальными изменениями в экономике.
Таблица 3
Некоторые меры по поддержке финансовой системы России в 2008 г.21
Банк России |
Министерство финансов |
Предоставление субсидированного кредита Сбербанку (500 млрд. руб.) Размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд. долл.) Компенсация части убытков на рынке МБК, возникших из-за отзыва лицензии у банка- контрагента Расширение инструментов рефинансирования Снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5) Выдача необеспеченных кредитов Повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ Участие в торгах на фондовом рынке. |
Размещение беззалоговых кредитов из временно свободных средств федерального бюджета Увеличение лимита депозитных кредитов негосударственным банкам Рефинансирование ипотечных вкладов АИЖК Размещение депозита в ВЭБ из Фонда национального благосостояния для выдачи субсидированных кредитов (625 млрд. руб.) Поддержка реального сектора через фондовый рынок (175 млрд. руб.) Предоставление средств АСВ для поддержки капитализации банков ( 200 млрд. руб.) Увеличение гарантий вкладов населения ( до 700 тыс. руб.) |
Финансовое регулирование как важнейший инструмент косвенного воздействия на экономику определяется рядом специфических факторов, и прежде всего кризисными ситуациями. Следовательно, они не могут восприниматься как типичный случай, свойственный хозяйственной хорошо развитой рыночной экономике. Цели и задачи определяет ситуация, в которой находится экономика.
«Для контроля над этой ситуацией есть несколько возможностей. Первая - постепенно восстановить утраченные сбережения. Вторая – стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банковские и небанковские финансовые институты. Третья – привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвёртая - использование широко распространённой на Западе практики учёта и переучёта векселей».22
Если рассмотреть государственную политику России в 90-е годы, то можно увидеть, что при проведении экономических реформ было допущено немало ошибок, а также «…был разрушен фундамент главных преимуществ советской системы хозяйствования – общенародная собственность на средства производства и землю. В результате, государство, как субъект общественной собственности и главный управляющий всем народным хозяйством, лишилось основного источника бюджетных доходов».23
Когда наступил кризис 1998 г., государством были предприняты следующие действия по его преодолению:
1. Изменение ставки рефинансирования;
2. Отказ от удержания рубля и переход к плавающему курсу;
3. Эмиссия облигаций банка России;
4. Снижение нормативов обязательного резервирования.
В период кризиса 2008 г. общей целью, реализуемой Правительством России и Центральным банком была минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики. Антикризисная программа России в период кризиса 2008 г. включала в себя следующие меры:
1. Предоставление банкам значительных финансовых ресурсов для преодоления кризиса ликвидности;
2. С помощью плановой девальвации происходило поддержание валютного курса;
3. Предоставление безналоговых и субсидированных кредитов;
4. Осуществление субсидирования процентных ставок по кредитам предприятий приоритетных отраслей и сфер.
Своевременное распознавание признаков и природы кризиса, его локализация, использование элементов исследования как меры санации и восстановления платежеспособности составляют основу целей диагностики в антикризисном управлении.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые инструменты.
Перспективы развития антикризисного регулирования. Становление рыночной экономики в России не могло не повлечь за собой ряд экономических проблем, наиболее важной из которых является антикризисное управление. В современных условиях возникновения кризисных ситуаций обуславливается, как правило, многими причинами, в основном связанными с несоответствием структуры предприятий рыночным условиям.
Антикризисное управление, или антикризисный менеджмент, стало одним из популярных направлений в экономической сфере России. Как показали проведённые учёными исследования, в условиях современной российской практики сложились специфические подходы к стратегии антикризисного управления.
Одним из дефектов современной российской политики, оказывающим значительное влияние на современную экономику, является недостаточное внимание к показателям качества жизни - качество здравоохранения и образования, уровень доходов населения. Как следствие, экономика отдельно взятых субъектов начинает развиваться неравномерно, ощущается необходимость инвестиционных программ, имеющих региональную направленность. Именно поэтому целесообразно создание инвестиционной программы, учитывающей все аспекты национальной экономики, затем разработка каналов, для её реализации.
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство более ответственно будет подходить ко всем своим действиям, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития.
С возникновением расширенного воспроизводства, переходом России к рыночной экономике необходимым стало стабилизировать экономический рост, появилась динамично растущая потребность в усовершенствованиях. Процессы усовершенствования сначала были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами.
Термин «инновация» происходит от английского «innovation» и в переводе означает «обновление, новизна, изменение». В экономике этот термин был предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером. Он определил его как коммерциализацию новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:
1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2. внедрение продукции с новыми свойствами;
3. использование нового сырья;
4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5. появление новых рынков сбыта.
Но в современной России, несмотря на всю необходимость инноваций, их развитие сталкивается с рядом проблем: несовершенством нормативной и правовой базы, недостатком финансовых ресурсов, низкой инновационной активностью российских предпринимателей. «В настоящее время инновационная деятельность поддерживается государством в виде проектов, распространение которых в условиях рынка затрудняется слабостью информационных связей между крупными компаниям и отраслями».24
Для того чтобы Россия не теряла статус страны с динамично развивающейся экономикой, чтобы избежать кризисных явлений и старения составляющих компонентов экономических сфер, необходимо внедрять инновации не только в сферу медицины, космонавтики и компьютерных технологий, как это происходит на сегодняшний момент. Инновационное развитие должно происходить сбалансированно, охватывая все сферы.
Ещё одним направлением антикризисной политики государства должны стать программы по увеличению занятости населения, поскольку безработица является показателем, от которого, в первую очередь, зависят объёмы производимой в стране продукции.
Система регулирования занятости с помощью корректировки механизмов государственного воздействия и саморегулирования должна обеспечивать все условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест.
Огромную роль в решении этой задачи играет регулирующая функция государства, которая состоит в том, чтобы сблизить спрос на рабочую силу (со стороны работодателей) и предложение трудоспособного населения. Причем сбалансированность нужно обеспечить во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне.
Концепция государственной политики занятости должна базироваться на принципах экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на которые призвана решать задачи содействия защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы.
В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство участвует в создании и поддержании необходимого для экономического роста социального климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться содействием в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок труда).
В инвестиционной деятельности субъектов РФ постепенно происходит осмысление того факта, что без масштабного участия бизнеса решение стратегических задач развития общественной инфраструктуры - дело неосуществимое.
Следовательно, можно говорить о ещё одном пути развития антикризисного управления – это расширение государственно - частного партнёрства, которое представляет собой объединение материальных, нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий). Это происходит для создания общественных благ на долговременной и взаимовыгодной основе.
Функции ГЧП:
1) удовлетворение потребности общественного сектора, заимствуя или используя ресурсы частного сектора;
2) поддерживание государственных полномочий и функций, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором;
3) он состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей.
Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам.
В итоге, можно сказать, что путей развития у экономики России немало, но для того, чтобы их реализовать, необходим мощный законодательно-нормативный фундамент, финансовая база, которые нужно отделять от пережитков прошлого опыта, который, как сказано в предыдущих главах, носил не только положительный характер.
Список использованной литературы
1. Аганбенян А.Г. Кризис: беда и шанс для России. М.: АСТ; Астель, 2009.
2. Антикризисное управление: Учеб. /Под ред. Короткова Э.М.; Гос. ун-т упр. М.: Инфа-М, 2001.
3. Антикризисное управление: Учеб.пособие / А.Г.Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. – М.:КНОРУС, 2010.
4. Белоусов А.Р. Этапы становления российской модели воспроизводства // Проблемы прогнозирования. 2001. № 2.
5. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
6. Гринин Л. Е. Вербальная модель соотношения длинных кондратьевских волн и среднесрочных жугляровских циклов // История и математика: Анализ и моделирование глобальной динамики. М.: Книжный Дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2006.
8. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / Ин-т экономики переход. периода; науч. ред. Е.Т.Гайдар – М.: Проспект, 2010.
9. Макроэкономика / Киселёва Е.А. М.:Эксмо, 2005.
10. Микро- и макроэкономика: Энцикл.слов./Вечканов Г. С., Вечканова Г.Р. – СПб.: Лань, 2000.
11. От кризиса к росту: Опыт стран с переходной экономикой / Рос. АН, Ин-т международной экон. и полит. исслед. / Под ред. М.А. Дерябиной. Едиториал УРСС, 1998.
12. Селищев А.С. Макроэкономика / Под ред. Леусского А.И. – 2 изд., испр. СПб.: Питер, 2001.
13. Таль Г.К., Юнон Г.Б. Антикризисное управление предприятиями и банками.: Учеб.- практ. пособие. М.: Дело, 2001.
14. Финансовый кризис в России и в мире / Е.Т. Гайдар/ М.: Проспект, 2008.
15. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т. В Чечелевой. М.: Экзамен. 2005.
16. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1990.
17. Мау.В. Экономическая политика 2007г.: успехи и риски // Вопросы экономики. 2008. № 2.
18. Наточеева Н.Н. Анализ развития кризиса в банке: причины, процессы, последствия // Финансы и кредит. Октябрь 2009. № 40.
19. http://www.aup.ru/books/i023.html.
20. Сайт госкомстата. - http://www.gks.ru/.
21. Антикризисный менеджмент - Crisismanagement,http://www.crisismanagmentdisasterrecovery.com/crisis_management.asp.
22. Макаров Г.Н. Экономическая теория: Учеб. - http://uchebnik.biz/book/543-yekonomicheskaya-teoriya/29-glava-25-gosudarstvennoe-regulirovanie-yekonomiki.html.
1 Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики). М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. С. 103.
2 Микро- и макроэкономика: Энцикл.слов./Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. СПб.: Лань, 2000. С. 332.
3 Селищев А.С. Макроэкономика / Под ред. Леусского А.И. 2 изд., испр. СПб.: Питер, 2001. С.372.
4 Экономическая теория: Учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. М.: Экзамен. 2005. С. 423.
5Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: 2006. С. 332.
6Антикризисное управление: Учеб. / Под ред. Короткова Э.М. М.: Инфа-М, 2001. С. 28.
7Микро- и макроэкономика: Энцикл.слов./Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. СПб.: Лань, 2000. С. 332.
8 Макроэкономика/ Киселёва Е.А., М.: Эксмо, 2005. С. 136.
9 Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М., 1999. С. 119.
10Гринин Л. Е. Вербальная модель соотношения длинных кондратьевских волн и среднесрочных жугляровских циклов // История и математика: Анализ и моделирование глобальной динамики. Ред. А. В. Коротаев, С. Ю. Малков, Л. Е. Гринин. М.: Книжный Дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 44.
11 Белоусов А.Р. Этапы становления российской модели воспроизводства // Проблемы прогнозирования. 2001. № 2. С. 32.
12 http://www.center-yf.ru/data/economy/Defolt-1998-goda.php.
13 Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / Ин-т экономики переход. периода; Науч. ред. Гайдар Е.Т.- М.: Проспект, 2010. С. 12.
14 Наточеева Н.Н. Анализ развития кризиса в банке: причины, процесс, последствия // Финансы и кредит. октябрь 2009. № 40. С.24.
15Мау В. Экономическая политика 2007г. Успехи и риски // Вопросы экономики. 2008. № 2. С.36.
16 Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / Ин-т экономики переход. периода; науч. ред. Гайдар Е.Т.- М.: Проспект, 2010. С. 12.
17 Антикризисное управление предприятиями и банками. Таль Г.К., Юнон Г.Б.: Учеб.- практ. пособие. – М.: Дело, 2001. С. 38.
18Crisismanagement. - http://www.crisismanagment-disasterrecovery.com/crisis_management.asp.
19См.: Антикризисное управление: Учеб.пособие / А.Г.Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. – М.: КНОРУС, 2010. С.54.
20 Макаров Г.Н. Экономическая теория: Учеб. - http://uchebnik.biz/book/543-yekonomicheskaya-teoriya/29-glava-25-gosudarstvennoe-regulirovanie-yekonomiki.html.
21 Гайдар Е.Т. Финансовый кризис в России и в мире. М.: Проспект, 2008. С.35.
22 Антикризисное управление: Учеб.пособие / А.Г.Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. – М.: КНОРУС, 2010. С. 56.
23 От кризиса к росту: Опыт стран с переходной экономикой / Рос. АН, Ин-т международной экон. и полит. Исслед./ Под ред. М.А. Дерябиной. Едиториал УРСС, 1998. С. 52.
24 http://www.aup.ru/books/i023.html.