Под коммуникативными умениями, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.
В литературе выделяют следующие коммуникативные умения:
- умение организовывать текст сообщения в адекватную форму,
- речевые умения,
- умение гармонизировать внешние и внутренние проявления,
- умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и другое.
Коммуникативные умения начинают активно развиваться в младшем школьном возрасте, поэтому педагогу следует помочь правильно сформироваться коммуникативным навыкам именно в этом возрасте для дальнейшего его развития. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Степень сформированности этих умений влияет как на результативность обучения детей, так и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга.
Коммуникативные умения учащихся формируются исключительно в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой, и являются коммуникативные умения.
На всем протяжении младшего школьного возраста общение детей между собой существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения.
Развитие личности ребёнка осуществляется внутри целостной её системы в соответствии с линиями развития: деятельностной, интеллектуальной, личностной, которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребёнка в плане учёта особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учёта особенностей общей ситуации социального развития и так далее.
Структура круга общения младших школьников не имеет устойчивого характера и является подвижной. У большинства школьников возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы.
Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы.
Особенно сложным такой переход бывает у детей с общим недоразвитием речи.
У таких детей коммуникативные умения формируются иначе, чем у детей с нормальным речевым развитием. Это связано с тем, что у них затруднена социальная адаптация при переходе в другую среду, им сложно наладить контакт со своими сверстниками, личностное формирование нарушено, инициативы в общении они обычно не проявляют.
Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех речевых компонентов, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи.
У детей с нарушениями речи отмечаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, отмечаются разнообразные недостатки познавательной деятельности и историки, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
У таких детей коммуникативные особенности отличительны от коммуникативных умений детей с нормальным речевым развитием.
Наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с другими детьми.
Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у детей этой категории имеет особенности речевого развития: бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания. Все это препятствует осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
В речи таких детей отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.
В общении дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов, сложные предложения в речи отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается.
Для ребенка, имеющего нарушения речи, общение представляет собой сложный процесс. У младших школьников с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, отмечается задержка формирования коммуникативной и обобщающей функции речи, проблемы в формировании коммуникативной сферы.
Отметим следующие причины, влияющие на общение младших школьников с речевой патологией со сверстниками: фиксированность на дефекте речи, речевой негативизм, чувство неполноценности, низкая потребность к общению, неадекватность речевых и поведенческих реакций, неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации и другое.
Исходя из этого, можно говорить, что у детей с ОНР младшего школьного возраста возникают затруднения в общении со сверстниками, снижена самооценка, отмечаются отставания в учебной деятельности, присутствует отказа от устного общения.
Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ОНР препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Коммуникативные умения - это умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения. Коммуникативные умения начинают развиваться с младенчества. Коммуникативное развитие у младших школьников с нормальным речевым развитием рассматривается как социализация ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития.
Коммуникативные умения детей младшего школьного возраста формируются в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. На всем протяжении обучения в начальной школе общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. У детей с общим недоразвитием речи коммуникативные умения развиты слабо, что отмечается в затруднении в общении со сверстниками, в заниженной самооценке, в отставании в учебной деятельности, в присутствии отказа от устного общения, в становлении у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, в изоляции этих детей в коллективе сверстников.
Литература
1. Артеменко О.Н. Взаимообусловленость и взаимовлияние в развитии психических процессов и познавательной активности младших школьников // Вестник Московского университета МВД России. // М.: Изд - во Юнити-Дана - № 6, 2009. – 200 с.
2. Артеменко О.Н. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников // Сибирский педагогический журнал. // Новосибирск: Изд - во НГПУ - № 7, 2009. – 399 с.
3. Артеменко О.Н. Теоретико-научный анализ организации учебной деятельности и усвоения основных предметных знаний младшими школьниками // Сибирский педагогический журнал. // Новосибирск: Изд - во НГПУ - № 1, 2010. – 394 с.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 1997.
5. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества//Актуальные социально - психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХІ века». - Кисловодск, 2006.
6. Логопедия / Под редакций Л.С. Волковой. - Изд. 5. – М., 2009.
7. Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-komunikativnoi-funkci-detei-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.html
8. Фоминская Е.А. Теоретические основы формирования коммуникативных умений, 2013 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/07/01/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-kommunikativnykh