ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Артеменко О.Н. 1, Коршикова Л.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Участие учащихся во внеучебной деятельности создаёт оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего личностного развития, формированию коммуникативных навыков.

По мнению Сачек И.Ф., внеучебная деятельность как часть социально-педагогической деятельности, направлена на целенаправленное использование возможностей социальной среды как дополнительного педагогического средства воздействия на личность ребенка, обеспечение условий эффективного социального воспитания, творческой самореализации, формирования социальной активности, успешного социального развития личности.

Внеучебная деятельность является наиболее приемлемым средством формирования коммуникативной сферы у младших школьников, так как она может включать разнообразные виды деятельности в более свободной форме, чем иные виды деятельности, а также является наиболее интересной и легче воспринимается школьниками. Выделяют следующие виды:

Игровая деятельность – является наиболее доступным видом деятельности, а также способом переработки принятых из окружающей среды впечатлений. В игре ярко выражены особенности мышления и воображения детей, их активность, эмоциональность и развивающаяся потребность в общении.

Познавательная деятельность – представлена в виде сложной иерархической структуры психических процессов, таких как, ощущение, мышление, память, представление, восприятие, воображение, эмоции, внимание, речь, воля, сознание, воображение.

Проблемно-ценностное общение – направлено на приобретение школьниками социальных знаний, на формирование у них ценностного отношения к социальной реальности, на получение опыта. Может быть в виде этической беседы, проблемно-ценностной дискуссии, дебатов, тематических диспутов.

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) – предполагает приобретение школьниками социальных знаний, формирование ценностных отношений к социальной реальности, получение опыта самостоятельного социального действия. Она организована в форме концертов, выставок, походов в театры, классных и школьных мероприятий, исценировок.

Художественное творчество - имеет большое значение в становлении и развитии личности ребенка, так как вводит детей в мир русской народной культуры, способствует принятию ими нравственных ценностей русского народа, также приобщает ребенка через творчество к искусству, развивает эстетическую отзывчивость, формирует творческую и созидающую личность.

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) – считается такой деятельностью, при которой результатом будут являться новые социальные ситуации, новые формы взаимодействия между людьми.

Трудовая (производственная) деятельность – является процессом вовлечения школьников в различные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Спортивно-оздоровительная деятельность – предполагает формирование у детей младшего школьного возраста основных двигательных навыков. При организации данной формы у детей закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Туристско-краеведческая деятельность – представлена в форме образовательной экскурсии, туристско-краеведческой экспедиции, краеведческой экспедиции, туристического похода.

Рассмотрев все виды внеучебной деятельности, можно отметить, что игровая деятельность будет лучше влиять на формирование коммуникативных умений у младших школьников. Это также отмечено тем, что ребенок недавно перешел из детского сада в школу, и для него значимой остаётся ёще игра. Поэтому мы, в качестве формирования коммуникативных умений у школьников младших классов во внеучебной деятельности, будем рассматривать игровую деятельность.

Отметим, что применение игры является эффективным средством формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Являясь одним из основных видом деятельности учащихся начальных классов, игра позволяет школьнику получать нужный набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их применении в практике общения.

При формировании коммуникативных умений младших школьников, большое внимание должно уделяться использованию игры как эффективного средства обучения и воспитания.

Игра – является эмоционально насыщенной деятельностью, она захватывает ребенка целиком. Д.Б. Эльконин отмечал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания».

Игра одновременно - развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого. Именно в игре происходит формирование опыта коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми, в игре ребенок получает необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использования в практике общения.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Необходимо заметить, что развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи способствуют игры с правилами. Это определяется тем, что:

- в игре развивается речь ребёнка, он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнёров по игре;

- в игре у него формируются нравственные нормы. Этическая сторона взаимоотношений отклик на плохое и хорошее.

- игра есть особая форма общения, сотрудничества, выводящая интерес и возможности детей на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

Эффективность применения игровых средств с детьми с общим недоразвитием речи определено:

1. повышением степени контактности ребенка в микросреде;

2. участием в различных видах деятельности;

3. улучшением психологического самочувствия;

4. мотивацией к преодолению средовых барьеров;

5. желанием включиться в активный образ жизни;

6. повышением интереса к явлениям жизни.

В любой игре происходит взаимодействие участников. Важное значение в таком взаимодействии имеет степень сформированности коммуникативных умений, но и сама игра может развивать и формировать данные умения за счет творческого характера, заданности сюжета, ролевой позиции.

Игра - это метод, при котором игровая деятельность сочетается с показом, вопросами, объяснениями, указаниями и являющимися дополнительными приемами. Ведущая роль в игре принадлежит учителю, который распределяет роли, подбирает сюжет в зависимости от поставленных им целей и задач в коррекционно-обучающем воздействии.

Таким образом, можно отметить, что внеучебная деятельность оказывает особое влияние на формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке, также внеучебная деятельность развивает коммуникативные умения школьников, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. А игра, как одна из форм внеучебной деятельности помогает ребенку войти в образ какого-либо героя, что способствует более легкому способу формирования коммуникативных умений у школьника. Следовательно, внеучебная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью.

Литература

  1. Артеменко О.Н.Способы эффективного взаимодействия учителей и учащихся в образовательной среде школы // Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета. // Карачаевск: Изд - во КЧГУ - № 22, 2007. - 390 с.
  2. Артеменко О.Н. Концептуальные основы теорий отбора содержания образования и их влияния на познавательную деятельность школьников // Вестник Московского университета МВД России. // М.: Изд - во Юнити-Дана - № 1, 2009. – 160 с.

  3. Артеменко О.Н. Профессиональные ценности в структуре деятельности учителя начальной школы // Сибирский педагогический журнал. // Новосибирск: Изд - во НГПУ - № 6, 2009. – 347 с.

  4. Григорьев Д.В., Куприянов М.С.: Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. 2011.

5. Канаева Т.А. Понятие «внеучебная деятельность» в аспекте профессионального становления студентов спо.//Современные исследования социальных проблем № 11 (19) / 2012.

6. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М., 1969.

7. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008.

8. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 2004.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М., 1999.

Просмотров работы: 3276