ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, РАЗВИВАЮЩИХСЯ В НОРМЕ И У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, РАЗВИВАЮЩИХСЯ В НОРМЕ И У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Артеменко О.Н. 1, Коротенко Н.Н. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие словарного состава языка в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов, в процессе развития ребенка обогащается его словарь, значение слова развивается, меняет свою структуру.

Изучением особенностей развития словарного состава языка у детей в норме и у детей с задержкой психического развития занимались многие ученые, среди которых следует выделить таких, как А.Р. Лурия, Р.И. Лалаева, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, Е.В. Мальцева, Н.Ю. Борякова.

Так, развитие словарного состава языка в норме проходит несколько периодов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Первый период включает в себя развитие словарного состава языка ребенка до года. Он характеризуется наличием лепетных слов, то есть слов – звукоподражаний (агу, ам и т.п.), а так же слов, состоящих из одного слога. Первые слова являются бесформенными, неизменяемыми, один звуковой комплекс может служить для обозначения как одного, так и нескольких предметов, а так же его качеств и действий с ним. [6]

В этот период у ребенка закладываются основы пассивного словаря, он начинает понимать отдельные слова окружающих и сам произносит свои первые слова, сходные по звучанию со словами взрослой речи. [4]

На данном этапе развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. Нормой является наличие в активном словаре ребенка 10-12 слов. [1]

Второй период. После полутора лет словарь ребенка быстро растет количественно, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов.

На данном этапе происходит развитие понимания речи, следовательно, и появление осмысленных слов.

С ростом словаря появляются и различные виды искажения слоговой структуры слов: перестановки и вставки лишних слогов, сокращение слов. Наблюдается частое употребление облегченных слов («ням-ням» вместо слова есть); усвоение лишь тех названий предметов и игрушек, с которыми ребенок находится в контакте; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произнесение отдельных слов; отсутствие многих звуков. [9]

У детей в этом периоде появляется и развивается контроль над собственной речью, а так же критическое отношение к речи окружающих. [13]

Третий период. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного состава языка. К этому возрасту словарь ребенка может достигать 1000 – 1500 слов. [4]

Данный период ознаменован переходом к фразовой речи, которая на первых этапах ситуативна, не совершенна. Огромный скачок в развитии словаря происходит не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. [10]

В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, а так же разные типы предложений. Ребенком усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка, но наблюдается неправильность в произношении ряда слов, особенно малознакомых и длинных: перестановка в слове звуков («сепенка»-песенка); сокращение слов («мазин»-магазин); пропуски в слове звуков («любю»-люблю). [4]

Самым важным приобретением для ребенка на этом этапе речевого развития является то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними, за счет чего увеличивается число называемых предметов. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения. В процессе игры ребенок нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. [9]

В этот период велика склонность детей к подражанию. Это является благоприятным фактором для развития активного словарного состава языка ребёнка.

На данном этапе происходит накопление слов в пассивном словаре и их закрепление в активном. Так же наблюдается появление в речи детей простого предложения. [1]

Четвертый период. Словарный состав языка у детей 4 лет достигает приблизительно 1900 слов.

В этот период увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно заметно обогащение словаря ребенка наречиями. [4]

К концу четвертого года большинство детей могут соотносить числа 1, 2, 3 с нужным количеством предметов, то есть начинают осознанно пользоваться этими числительными. В словарном составе языка кроме личных местоимений наблюдается наличие притяжательных: мой, твой.

На данном этапе у детей наблюдается заметное улучшение произношения, речь становиться более отчётливой. В словарном составе языка у детей уменьшается количество перестановок, сокращений, пропусков. Дети правильно называют предметы, которые их окружают: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. [13]

Отмечается появление зачатков монологической речи. Инициатива к общению всё чаще и чаще исходит от ребёнка. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и грамматическом отношении. [10]

Пятый период характеризуется развитием словарного состава языка на 5-6 годах жизни ребенка.

К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000 слов. Речевая активность детей возрастает, они овладевают монологической речью, всё чаще задают вопросы взрослым. За счет этого происходит рост активного словаря, в котором появляются обобщающие слова. В речи наблюдается появление предложений более сложной структуры. [6]

Словарный запас шестилетнего дошкольника включает в себя все части речи и составляет 3000-4000 слов. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи, дети постепенно овладевают ее образными элементами. Так, в старшем дошкольном возрасте у детей возникает стремление использовать в своей речи некоторые средства выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры. [4]

К концу шестого года ребёнок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки, отчётливо и ясно произносит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас. Его высказывания становятся содержательней, выразительней и точней. [1]

Таким образом, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины. [13]

Шестой период. Ребенок 7 лет имеет в своем словарном запасе более 4000 слов.

На этом этапе словарь ребенка имеет слова всех частей речи. Имеется большое количество числительных, которыми он пользуется осмысленно, а не спонтанно. Так же в этот период ребенок пользуется разными глагольными формами (причастиями и деепричастиями), наблюдается наличие в словарном составе языка и сложных предлогов из-под, из-за и т.д. Произношение ребенка становится чище, высказывания точнее. При описании каких-либо явлений или предметов он пытается передать свое эмоциональное отношение. [9]

Развитие словарного состава языка у детей с задержкой психического развития имеет отличительные особенности, которые раскрыты в работах многих исследователей.

Формирование словарного состава языка детей теснейшим образом связано с психическим развитием, во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, представлений об окружающей действительности, а так же сформированностью основных мыслительных процессов. В связи с чем, особенности словарного состава языка детей с задержкой психического развития отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. [5]

Так, известный дефектолог В.И. Лубовский в своих работах отмечал, что для детей с задержкой психического развития характерен замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: хроническими соматическими заболеваниями, ослабленностью нервной системы, педагогической запущенностью. [7]

В исследованиях Р.И. Лалаевой, Н.Ю. Боряковой, Е.В. Мальцевой отмечается, что для детей с задержкой психического развития характерны ограниченный словарный запас, значительное расхождение между активным и пассивным словарем, преобладание в словаре бытовой лексики, затруднения в употреблении многих частей речи, трудности актуализации словаря. [2]

Н.А. Цыпина в своих работах выделяла наличие у детей с ЗПР значительных трудностей при обучении. Эти трудности, по ее мнению, вызваны нарушением познавательной деятельности, являющейся следствием незрелости эмоционально-волевой сферы, а так же пониженной работоспособности. [12]

В исследованиях А.Р. Лурия отмечается, что у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточность таких процессов, как познавательная активность, восприятие, аналитическая деятельность. Все это приводит к тому, что у детей с ЗПР слова бытового минимума не встраиваются в систему семантических отношений, они соотносятся друг с другом по принципу комплекса. Вследствие чего дети с задержкой психического развития не могут подняться на уровень категориального значения слов. [8]

Для детей с задержкой психического развития свойственно запоздалое появление первых слов и фраз. А так же отмечается замедленное расширение как активного, так и пассивного словарного состава языка, наблюдается их ограниченность и недифференцированность. Все это происходит из-за нарушения познавательной деятельности, функциональной недостаточности высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, и речевой инактивности. [4]

У детей с задержкой психического развития ярко выражено расхождение между объемом активного и пассивного словаря. Наблюдается отсутствие в речи детей многих слов, обозначающих явления окружающего мира, свойства природы. [7]

В исследованиях С.Г. Шевченко отмечается, что сниженный по сравнению с возрастной нормой объем словарного состава языка детей с ЗПР в какой-то степени обусловлен недостаточностью представлений о предметах и явлениях окружающего мира. [5]

Вследствие ограниченности представлений и знаний об окружающем мире, в словарном составе языка детей с задержкой психического развития отсутствуют многие обозначения достаточно известных детям действий, предметов и их качеств. [3]

Так, по данным Е.В. Мальцевой, у детей с ЗПР наблюдается неточность употребления слов, их замена по семантическим признакам. Слова-наименования часто заменяются описанием ситуации или действия. [12]

Многие дети с ЗПР имеют также нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи. В импрессивной речи отмечается неразличение смысла отдельных слов, недостаточность дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков. Следствием этого является неточность значения некоторых слов, бедность пассивного словаря. [11]

В словарном составе языка у детей с задержкой психического развития преобладают существительные и глаголы. Усвоение прилагательных вызывает сложности, связи с чем в речи детей используются только прилагательные, которые обозначают воспринимаемые свойства предметов. Трудности у детей с задержкой психического развития наблюдаются и в определении цвета и формы предметов. [7]

Дети, имеющие задержку психического развития, затрудняются в определении времен года, так же они не могут назвать их характерные признаки. [8]

У детей с ЗПР наблюдается и недостаточная сформированность синонимических и антонимических средств языка. Е.В. Мальцева в своих исследованиях отмечает, что у таких детей подбор синонимов затруднен больше. Так дети с задержкой психического развития хорошо подбирают антонимы к знакомым словам: низкий – высокий, маленький – большой. Но у них выявляются затруднения при подборе антонимов к редко употребляемым и малознакомым словам, они допускают ошибки: используют исходное слово с частицей не (играть – не играть) или подбирают неправильное слово. [2]

Процесс овладения детьми с задержкой психического развития словами обобщающего характера взаимосвязан с развитием способности к анализу и синтезу. Отмечается, что обобщающие слова имеются в пассивном словаре детей, но они еще не перешли в активный словарь, так как у детей выявляются затруднения в активизации словарного запаса. [11]

Н.Ю. Борякова в своих исследованиях отмечает, что дети с ЗПР нередко употребляют слова в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или каким – либо другим признакам. [2]

Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предметов (ножка стула, ручка двери), посуды (чашка, кружка), детенышей животных (лисенок, медвежонок), транспортных средств и т.д. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (пишет – рисует). [3]

Делая вывод, можно сказать о том, что в развитии словарного состава языка у детей с задержкой психического развития выделяется значительное количество особенностей: бедность словарного состава языка, неточное употребление слов, несформированность обобщающих понятий, расхождение между объемом активного и пассивного словаря, недоразвитие синонимических и антонимических средств языка. Все эти нарушения приводят к задержке развития словарного состава языка и несформированности многих его компонентов.

Литература:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006.

  2. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с ЗПР / Н.Ю. Борякова. - М., 2003.

  3. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В.Зорина. - М.: Владос, 2003.

  4. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - с. 49-55.

  5. Матросова, Т.А. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития: дисс…канд.пед.н. - М., 2006.

  6. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб., 2007.

  7. Попова,О.В., Постнова,П.В. Современные педагогические технологии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития. - Режим доступа - http://sociosphera.com/ - научный электронный журнал.

  8. Слепович, Е.С. Некоторые особенности словарного запаса дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович // Дефектология. - 2008. - № 1. - с. 15-22

  9. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. - М., 2003.

  10. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005.

  11. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Г.В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - Режим доступа - http://www.pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-21.shtml - электронная библиотека.

  12. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития / Н.А. Цыпина. - М., 2004.

  13. Швайко, С.П. Игры и игровые упражнения для развития речи: учебное пособие / С.П. Швайко. - М., 2008.

Просмотров работы: 6996