МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Белова E.А. 1, Зобнина Т.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Однако в процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Личность подростка в силу его возрастных особенностей очень дисгармонична, характер сложен и противоречив, поэтому проблема межличностных конфликтов в подростковом возрасте, несмотря на многочисленные исследования, остается актуальной.

В соответствии с этим целью нашей работы стало изучение взаимоотношений в подростковом возрасте, а также личностных особенностей подростков, оказывающих влияние на возникновение конфликтной ситуации в группе сверстников.

Объект исследования: учащиеся подросткового возраста.

Предмет исследования: взаимоотношения в подростковом возрасте, личностные особенности подростков, влияющие на возникновение конфликтной ситуации в группе сверстников, стратегии поведения в конфликтной ситуации, присущие учащимся подросткового возраста.

В исследовании приняли участие учащиеся 8-го класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старовичугская средняя общеобразовательная школа имени Г. В. Писарева» численностью 21 человек.

В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики:

- модульный социотест А.Я. Анцупова (МСА),

- тест описания стратегии поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной),

- тест «Конфликтная ли Вы личность?»,

- социометрический тест, предложенный Дж. Морено в 1943 г.

В процессе комплексной диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов учащихся подросткового возраста применялся социотест А.Я Анцупова. Данный тест имеет модульную структуру, для исследования было выбрано 4 модуля: «отношение группы к человеку»; «отношение человека к группе»; «качество учебы»; «нравственные качества».

Обработка результатов исследования по первому модулю «отношение группы к человеку», выявляющему авторитетность школьника в данном коллективе, показала, что лидирующее положение в исследуемой группе подростков занимают три ученика, столько же человек в классе являются наименее авторитетными учениками.

Степень коммуникабельности учащихся, уровень их эмоциональных контактов с одноклассниками выявлялись с помощью второго модуля методики МСА «отношение человека к группе». Наиболее высокие ранги по этому модулю были получены у трех учащихся, причем два из них пользуются и наибольшим расположением сверстников по первому модулю. Это свидетельствует о том, что отношение группы подростков к своим членам во многом обусловлено их коммуникативными свойствами. Данный вывод подтверждается тем, что низкие ранги по второму модулю получены у ряда наименее авторитетных подростков в группе, очевидно, по причине их слабого эмоционального контакта с остальными членами коллектива.

Результаты исследования по модулю «Качество учебы» данной методики показали, что подростки с хорошей учебной успеваемостью одновременно имеют высокие ранги по двум предыдущим модулям. Это явилось основанием для вывода о том, что способности к учебе являются важным фактором, определяющим межличностные отношения в группе подростков.

Максимальные баллы, полученные по модулю «Нравственные качества» методики МСА, позволили выделить тех, кто пользуется наибольшим авторитетом в коллективе сверстников благодаря своим нравственным достоинствам. Самые высокие ранги были отмечены у тех учащихся-подростков, которые заняли лидирующие позиции в отношении уровня развития коммуникативных свойств, а также качества своей учебной деятельности.

Таким образом, результаты исследования, проведенного с помощью методики МСА, показали, что отношение подростков к сверстникам обусловлено во многом такими факторами, как уровень успеваемости, степень коммуникабельности, нравственные качества учащихся. Именно такие ученики являются ориентиром для остальных при оценке различных неоднозначных событий и могут выступать как авторитетные посредники при разрешении конфликтов.

Анализ результатов исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации, проведенного с помощью методики К. Томаса, показал, что большинство подростков предпочитают стратегию соперничества (29%), т.е. стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям. На втором месте по количеству предпочтений (24% от общего числа опрошенных) стоит стратегия компромисса как соглашения между участниками конфликта, достигнутого путём взаимных уступок. 19 % учащихся выбрали стратегию сотрудничества, направленную на поиск альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обоих сторон. Столько же процентов респондентов отдали свое предпочтение стратегии приспособления, особенностью которой является принесение в жертву собственных интересов ради другого человека. Стратегия избегания, для которой характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, была отмечена у 14% подростков.

Выявлению уровня конфликтности учащихся-подростков способствовала методика «Конфликтная ли Вы личность?» Анализ результатов исследования показал, что 43% подростков тактичны и миролюбивы, уходят от конфликтов и споров, избегают критических ситуаций в школе. 33% учащихся слывут конфликтными личностями, однако на самом деле они конфликтуют лишь тогда, когда нет другого выхода из ситуации и все средства исчерпаны, при этом они не выходят за рамки корректности, твердо отстаивают свое мнение. 24% подростков любят критиковать других, но не выносят критики в свой адрес. Грубость и несдержанность этих учащихся отталкивает сверстников и провоцирует межличностные конфликты в классе. У подавляющего большинства этих учащихся отмечен высокий индекс конфликтности по методике МСА, многие из них имеют низкие ранги по модулям данной методики. Эти же учащиеся имеют и низкий социометрический статус в группе сверстников, выявленный с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено.

Итак, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Отношение подростков к сверстникам обусловлено в значительной мере такими факторами, как уровень успеваемости, степень коммуникабельности, нравственные качества учащихся.

2. Конфликтность как черта личности присуща ряду учащихся подросткового возраста, именно эти подростки могут являться источником межличностных конфликтов.

3. Большинство учащихся подросткового возраста предпочитают такую стратегию поведения в конфликтной ситуации, как соперничество. Это может во многом затруднять своевременное урегулирование конфликта. Учащиеся, старающиеся предотвратить возникновение межличностных конфликтов, выбирают такие стратегии поведения, как компромисс и сотрудничество. Конфликтующие подростки, оказываясь в ситуации, когда они не видят из нее иного выхода, придерживаются в основном таких стратегий поведения в конфликтной ситуации, как приспособление и компромисс.

4. Социометрический статус подростков связан с уровнем конфликтности их личности: учащиеся с высоким индексом конфликтности имеют низкое статусное положение в группе сверстников.

Библиография:

  1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

  2. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. – 208 с.

  3. Дмитриев А. В. Конфликтология: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

  4. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с.

Просмотров работы: 1611