В свете последних политических событий в России и мире, а также, увеличения численности жителей страны и планеты, вопрос обеспечения экономической безопасности нашей страны является популярной темой обсуждения в самых различных кругах - от обычных людей, которых волнует ситуация с возможными экономическими санкциями против Российской Федерации до экспертов и политиков.
Всемирный Совет по продовольствию ООН определяет продовольственную безопасность, как политику, которая позволяет государству достичь наиболее оптимального уровня самообеспечения продуктами питания в результате деятельности направленной на увеличение их производства необходимых, улучшения системы снабжения и потребления, а также на борьбу с голодом. В Римской декларации продовольственная безопасность определена, как состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны. На обострение ситуации по обеспечению продовольственной безопасности России продолжает оказывать серьезное влияние мировой продовольственный, фондовый и финансовый кризис. В современной России проблема продовольственной безопасности вышла на первый план в экономической, политической и социальной жизни государства[2].
Стабильное отечественное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение уровня и качества жизни сельского населения, сохранение природных ресурсов для аграрного производства составляют основу продовольственной безопасности.Если производство продуктов, их хранение и переработка не контролируется потребителями, в эти продукты могут быть включены, употребление которых в пищу может непредсказуемым образом сказаться на состоянии здоровья не только живущего, но и будущих поколений. Таким образом, продукты питания могут егко превратиться из пищи в оружие геноцида.
Государственная политика по вопросам продовольственной безопасности в настоящее время реализовывается в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»[5].
В Доктрине продовольственной безопасности перечислены критичные для России продукты и минимальный уровень их собственного производства. Это: зерно (95 %), сахар (80 %), растительное масло (80 %), мясо (85 %), молоко (90 %), рыба (80 %), картофель (95 %) и пищевая соль (85 %)[1].
В 2013 году достигнуты или превышены установленные доктриной пороговые значения показателей продовольственной безопасности Российской Федерации: по зерну - 98,4%, что на 3,4 процентных пункта выше порогового значения (не менее 95%); по сахару - 92,9%, что на 12,9 процентных пункта выше порогового значения (не менее 80%); по маслу растительному - 81,1%, что на 1,1 процентных пункта выше порогового значения (не менее 80%); по картофелю - 97,5%, что на 2,5 процентных пункта выше порогового значения (не менее 95%).
Удельный вес отечественной продукции в общем объёме ресурсов (с учётом переходящих запасов) остается ниже установленных доктриной пороговых значений: по мясу и мясопродуктам - 77,5%, что на 7,5 процентных пункта ниже порогового значения (не менее 85%); по молоку и молокопродуктам - 76,6%), что на 13,4 процентных пункта ниже порогового значения (не менее 90%); по рыбной продукции - 78,2%, что на 1,8 процентных пункта ниже порогового значения (не менее 80%); по соли пищевой - 58,9%, что на 26,1 процентных пункта ниже порогового значения (не менее 85%).
По данным Федеральной Таможенной Службы, в 2013 году импортировано продовольственных товаров и сырья для их производства на сумму 43,1 млрд долларов. Это на 5,9% больше аналогичного периода 2012 года (40,7 млрд долларов). Физические объёмы поставок продовольственных товаров возросли по сравнению с 2012 годом на 7,3%. При этом наблюдалось сокращение физических объёмов закупок мяса и мясопродуктов на 9,7% (до 2,4 млн т), картофеля - на 3,2% (до 0,4 млн т).
В связи со снижением производства и необходимостью удовлетворения внутренних потребностей отмечен рост физических объёмов закупок злаков на 29,6% (до 1,5 млн т), молока и молокопродуктов - на 10,9% (до 9,4 млн т), растительных масел - на 12,9% (до 0,9 млн т).
В 2013 году наблюдалось снижение объёмов экспортных поставок из Российской Федерации. Экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров составил 16,2 млрд долларов, что на 3,6% меньше, чем в соответствующем периоде 2012 года (16,8 млрд долларов)[5].
Это говорит о том, что хоть Россия и способная обеспечить себя собственными продуктами и сырьем для переработки, потребность в импорте все же остается сильной.
И.Г. Ушачев выделил основные критерии оценки продовольственной безопасности России:
- степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;
- соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ; уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, включая спецпотребителей;
- степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;
-размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями[4].
Среднесрочной целью на данный момент является обеспечение продовольственной независимости по всем базовым продуктам питания, которые могут быть произведены в России; долгосрочной - выход страны с учетом обострения продовольственной проблемы в мире и положительного влияния глобальных изменений климата в большинстве регионов страны на мировой рынок продовольствия.
Реализовать эти цели можно через следующую систему мер:
- через оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;
- через регулирование объема импорта по основным стратегическим видам продовольствия (зерну, мясу, молоку);
- путем последовательного сокращения импорта этих продуктов питания, производство которых может быть осуществлено в России;
- через активное регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие для оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке;
- проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения[3].
Итак, несмотря на довольно тяжелую ситуацию с продовольственной безопасностью, вовремя принятые меры по ее улучшению вполне способны вывести нашу страну из зависимости от импортного продовольствия и даже, благодаря обширным природным ресурсам, превратить ее в экспортера сельскохозяйственной продукции.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» [Электронный ресурс]: ГАРАНТ-Законодательство. URL: http: base.garant.ru/12172719/
2. ВТО и «продовольственный» суверенитет России. [Электронный ресурс]: газета «Крестьянские ведомости» URL: http://www.agronews.ru/news/detail/121586/
3. Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации.[Электронный ресурс]: DirectEconomic Регулирование экономики URL: http://www.directeconomic.ru/dhoms-654-3.html
4.О продовольственной безопасности России. Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева[Электронный ресурс]: Изборский клуб. URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/1725/
5. О мониторинге и состоянии продовольственной безопасности в 2013 году и прогнозе на 2014 год[Электронный ресурс]: Сайт Правительства Российской Федерации URL: http://government.ru/quotes/11326