Говоря о фермерском законодательстве, нужно отметить, что пока оно находится в стадии становления, многие вопросы в нем еще недостаточно детально урегулированы, существует масса пробелов. Все это, естественно, тормозит развитие крестьянских хозяйств. Таким сдерживающим фактором является, в частности, установление пределов фермерского землевладения намного ниже мировых стандартов. В таких стесненных рамках и при нашей сельскохозяйственной технике трудно организовать рентабельное производство на современном уровне. Не урегулирована и проблема преобразования личных приусадебных хозяйств в фермерские.
За последние сохраняется динамика снижения численности сельского населения, которая составила по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан в 2013 году 24% от общей численности населения республики, для сравнения в 1995 году-27.1%.
Ведомственная программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Татарстан в 2014 году» разработана в целях повышения привлекательности для проживания в сельской местности, обеспечения самозанятости сельского населения, повышения деловой активности молодежи на селе, сохранение сельского уклада жизни.
В целях укрепления кадрового состава в сельскохозяйственном производстве, развитие малого предпринимательства и создания новых рабочих мест, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи, Программой предлагается комплекс мер по поддержке семейных животноводческих ферм на базе КФХ.
При создании семейной животноводческой фермы на базе КФХ появляется целый ряд серьезных проблем: недостаток первоначального капитала, из-за недостаточности залогового имущества им недоступны кредиты, а также требуются значительные затраты на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам и другие.
КФХ имеют определенный потенциал развития животноводства и работают в тех рыночных нишах, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно высокую оборачиваемость капитала. При их объединении возникает больше шансов организовать перерабатывающий пункт, у которого небольшой объем конечной продукции для сбыта в близлежащих торговых точках, общеобразовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения.
Также с 2012 года в Республике Татарстан стартует программа «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы», призванная развить предпринимательскую активность в сельском хозяйстве, а также предоставить молодым специалистам на селе возможности для создания собственного дела. Мероприятия программы по поддержке начинающих фермеров будут софинансироваться из федерального бюджета[1].
Из федерального бюджета в 2012г крестьянским (фермерским) хозяйствам было предоставлено в виде государственной поддержки 8,4 млрд руб., или 7,68% общего объема государственной поддержки по всем направлениям Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, из региональных бюджетов – 3,9 млрд руб., или 8,67 % соответственно.
Все годы своего существования фермерский сектор развивается динамично. В 2012г по сравнению с 2000г производство сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах возросло в 4,5 раза, в то время как производство продукции в хозяйствах всех категорий- только в 1,4 раза. Сбор зерна в крестьянских (фермерских) хозяйствах за этот период увеличился в 3,4 раза, сахарной свеклы-в 7,9, семян подсолнечника – в 3,9, картофеля –в 6,5, овощей -7,4раза. Поголовье крупного рогатого скота возросла почти в 3,5 раза, коров -3,7 , свиней- в 1,4, овец и коз -9,1раза. Производство мяса скота и птице возросла в 5 раз, молока –в раза.
По данным Росстата, в 2012г крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Росси, включая индивидуальных предпринимателей ( далее крестьянскими ( фермерские) хозяйства), произведено продукции сельского хозяйства в действующих ценах на 271,1 млрд руб. По сравнению с предыдущим годом объем валовой продукции (в сопоставимых ценах) уменьшился на 9,8 %, при этом объем валовой продукции растениеводства снизился на 15,1, а продукция животноводства возрос на 8,8 %. Снижение объема производства продукции связано в первую очередь с засухой, охватившей значительную часть регионов Российской Федерации ( табл.1)
Таблица 1-Продукция сельского хозяйства крестьянских (фермерских) хозяйств
Продукция в фактических ценах, млрд руб. |
Индексы производства продукции, % |
|||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Продукция, всего |
189,7 |
187,3 |
294,2 |
271,1 |
97 |
83,9 |
150,9 |
90,2 |
В том числе: |
||||||||
растениеводства |
143,2 |
133,5 |
229,1 |
195,6 |
95,1 |
76,4 |
169 |
84,9 |
животноводства |
46,5 |
53,8 |
65,1 |
75,5 |
104,2 |
106,6 |
106,1 |
108,8 |
Неуклонно растет доля продукции крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции. Если в 2000г она составляла 3,2 %, то в 2012г уже 8,5 %. Доля продукции растениеводства за эти годы возросла с 4,4 до 13,3%, животноводства –с 1,8 до 4,4 %.
В структуре продукции крестьянских ( фермерских) хозяйств преобладает продукция растениеводства, в 2012г ее доля составила 72,2%, животноводства – 27,8 %, в то время как продукция растениеводства, произведенная хозяйствами всех категорий, составила 46,2% общего объем, животноводства – 53,8%. Именно преобладание доли продукции растениеводства в фермерских хозяйствах отрицательно сказывается на объемах производства сельскохозяйственной продукции в годы с неблагоприятными климатическими условиями (табл.2).
Таблица 2-Доля продукции растениеводства и животноводства в продукции сельского хозяйства
Хозяйства всех категорий |
Крестьянские(фермерские) хозяйства |
|||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Растениеводство |
49,2 |
46 |
52,2 |
46,2 |
75,5 |
71,2 |
77,9 |
72,2 |
Животноводство |
50,8 |
54 |
47,8 |
53,8 |
24,5 |
28,8 |
22,1 |
27,8 |
В последние годы внимания государственных органов власти к фермерскому сектору сельского хозяйства заметно усилилось. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы выделена подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования». В этой программе сохранены меры государственной поддержки малых форм хозяйствования (возмещение части затрат по привлеченным кредитам и займам), содержащиеся в старой Госпрограмме, и выделены новые направления, действующие с 2012г: поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм, возмещение части затрат по оформлению фермерскими хозяйствами в собственность земельных участков.
В 2012г наконец-то был решен вопрос правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств. Ныне фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели вправе сами выбирать свой статус и регистрироваться либо в качестве юридического лица, либо без образования юридического лица. Это положение закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Приняты важные решения по налогам: законодательно установлена нулевая ставка налога на прибыль, снижена до 10% ставка налога на добавленную стоимость при реализации племенных животных, от налога на доходы физических лиц освобождены гранты на развитие семейных ферм и единовременная помощь на обустройство[2].
По моему мнению, для успеха в сельском хозяйстве необходим комплексный подход – тесная взаимосвязь крупных аграрных комплексов и фермерских хозяйств, а также всесторонней поддержки государства. Необходимо реализовать централизованную систему закупок, переработки продукции. Самое главное – помочь со сбытом продукции тем, у кого есть излишки и кто хочет их продать. В проблемы сбыта упираются все – и ЛПХ, и фермеры, и крупные хозяйства. В рамках национальных проектов можно создать густую сеть оптовых и розничных рынков. Ограничить поступление импортного сырья на российский рынок.
Список использованной литературы
1. Абалкин Л. Страну спасёт плановое хозяйство // Аргументы и факты, 2010 г., №8.
2. Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [электронный ресурс]– Режим доступа: mcx/.